Цель урока:
Образовательная:
- систематизировать знания учащихся о крупных речных системах России;
- научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны.
Развивающая:
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию учебных действий;
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте;
- развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.
Воспитательная:
- создать атмосферу коллективного поиска;
- умение слушать других.
УУД (основные):
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: комбинированный (проверка знаний прошлой темы, изучение и первичное закрепления новых знаний)
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Проверка готовности школьников к занятию.
2. Этап проверки знаний.
Учитель: Сегодня мы будем работать по группам, но прежде, чем приступить к новой теме, проверим усвоили ли вы прошлую. Перед вами рабочие листы, в нем необходимо выполнить 1 задание, время выполнения 2 минуты.
Вставьте пропущенные слова. (Проверка)
__________- место, где начинается река. (Исток)
__________ – место впадения реки в ….(Устье)
___________ __________ – главная река с притоками. (Речная система)
____________- углубление, по которому река течет постоянно. (Русло)
3. Этап изучения новых знаний
Определение темы урока:
Учитель предлагает отгадать загадку:
- Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
а широкий в море
(река)
Определение и записывание темы: Реки России.
Постановка проблемы: Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему? Источником чего являются реки? (Источник пресной воды, использование в хозяйственной деятельности, ГЭС и т.д.)
У каждой группы на столе лежит карта с выделенными реками, что общего между ними? (У каждой группы выделены реки разных бассейнов: реки Атлантического океана, реки СЛО, реки Тихого океана, реки внутреннего стока.) Слушаем ответы каждой группы.
Ваша задача определить названия этих рек и заполнить таблицу (задание 2 в рабочем листе) с помощью раздаточного материала. Время выполнения – 6 минут.
№ |
Название реки |
бассейн |
Исток |
Устье |
Длина |
Примечание
(самая…..) |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Проверка. Каждая группа рассказывает о полученных данных, показывает реки на карте. Правильные ответы выведены на слайд. (самоконтроль)
Какая река самая полноводная в России? (Енисей).
Какая река самая длинная в России? (Лена, а если учитывать приток – Обь с Иртышом)
Рассказ учащегося об интересных фактах о Неве или спор между учащимися «Кама или Волга» (домашние загатовки) Какую лучше выбрать?
Продолжим изучение новой темы.
Приступим к 3 заданию, прошу прочитать его учащегося. Выполняют (2минуты). Каждая группа ищет долю своего бассейна, получаем общую картину.
Перед выполнением 4 задания. На слайде 2 реки с картинками: Терек и Ока.
Терек
Ока
Чем отличаются эти реки? (Характер течения)
Что оказывает влияние? (Характер рельефа)
Посовещайтесь в группах и ответьте на вопрос зад. 4. Какова связь между рельефом поверхности и распределением рек России по океанам? (горы являются водоразделом, общий уклон России к северу, поэтому 65% рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана)
4. Этап закрепления нового материала.
Выполните задание №5.
Вставьте пропущенные слова:
Наибольшее количество рек Россий относится к бассейну ______________________________ океана, на его долю приходится ___%. Именно в этот океан впадает самая полноводная река России - ____________ и самая длинная река-_____________________.
5. Рефлексия.
Заполнение листов самооценки.
Д/З «От теории к практике» задание № 1 письменно в тетради.
|