учитель начальных классов, МБОУСОШ№4 рп Ванино Хабаровского края
Цели:
Образовательные:
Совершенствовать навыки табличного умножения с числом 9.
Изучить закономерности таблицы умножения на 9, исследовать таблицу, найти средства для более быстрого запоминания.
Знакомить с умножением числа 9 на пальцах.
Создавать условия для развития наблюдательности, умения анализировать.
Сравнивать, делать выводы.
Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их.
Воспитательные:
Воспитание активности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки.
Расширять кругозор, словарный запас, воображение.
Развивающие:
Развитие познавательной активности учащихся.
Развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность, мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в группах);
Развивать мышление, воображение, внимание.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Планируемый результат:
Предметные:
Знания: смысл приема умножения на 9.
Умения: выполнять умножение на 9 .
Навыки: пользоваться приемами и средствами для быстрого запоминания таблицы умножения, вычислительные навыки.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики.
Технологическая карта урока
I. Мотивация к учебной деятельности
У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну математическую тайну, а для этого мы проведем урок – исследование.
- Что значит исследовать? (Подвергнуть научному изучению; наблюдать для выяснения и изучения чего-то нового.)
- А кто же такой исследователь? (Это человек, который занимается научным исследованием.)
- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.
Девиз урока: «Думать –коллективно. Решать- оперативно. Отвечать -доказательно. Работать- старательно».
У: Юные математики должны уметь работать по плану, который нам предстоит составить
У – узнать… (тему исследования)
Р – рассказать…(об открытии)
О – объяснить … (где можно применить открытие)
К – коллективно, дружно работать
У: Чему будет посвящён урок?
Д: Изучению нового, исследованию
II. Формулирование темы урока, постановка цели
У: - Выполняя это задание, мы потренируемся сравнивать, обобщать и делать выводы.
А также определим, тему урока.
На доске числа 6 36 81 18 45 40 27 72 60 54 63 52
- Какое число лишнее? Почему?
(6 – однозначное, 40 – в разряде единиц 0, 52 – красного цвета) (Лишние числа убираются)
- Запишите числа в порядке возрастания
- Что общего в оставшихся числах?
(Это результаты таблицы умножения числа 9.)
У: Сформулируем тему урока.
Д: Таблица умножения на 9
У: Какая цель урока?
(Найти секреты таблицы умножения 9, как правильно использовать их; как быстрее выучить таблицу умножения 9)
III. Изучение нового
У: Мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает задание на карточке, счет устный, как только вы решите примеры, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Группа 2
2+2+2+2+2+2+2+2+2=
8+8+8+8+8+8+8+8+8=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
Группа 3
3+3+3+3+3+3+3+3+3=
7+7+7+7+7+7+7+7+7=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
Группа 4
4+4+4+4+4+4+4+4+4=
6+6+6+6+6+6+6+6+6=
5+5+5+5+5+5+5+5+5=
У: А есть ли способ, который позволит нам посчитать эти выражения быстрее? Как сделать длинную запись короткой?
Кто покажет, как сделать запись короче на примере 5+5+5+5+5+5+5+5+5= 5*9= 45
Запишите остальные примеры по образцу и соберите таблицу умножения на доске в порядке возрастания ответов.
У: Цель: исследовать таблицу умножения на 9. При совместной работе попробуйте найти секреты таблицы умножения 9. Обсудить результаты исследования и найти средство для быстрого запоминания таблицы
Было найдено 5 способов.
2 способ. Нахождение произведения с помощью предыдущего ответа.
9 *1 = 9
9 *2 = 9+9 = 18
9 *3 = 18 + 9 = 27
3 способ (с помощью учителя)
1) 9 *6 =54
2) 6 – 1 = 5
3) 5 + 4 = 9
Дети: В разряде десятков получается цифра на 1 меньше второго множителя. А если сложить числа, стоящие в разряде десятков и единиц в произведении, то получается 9.
4 способ . Выучить таблицу умножения.
Игра «Каким способом быстрее» (группы тянут жребий-карточки, каким способом будет решать примеры)
Группа 1 решает примеры 1 способом
Группа 2 решает примеры 2 способом
Группа 3 решает примеры 3 способом
Группа 4 решает примеры опираясь на собственных знаний (заучивание таблицы умножения)
Группа 4 работает на онлайн-ресурсе
Тренажер по математике «Таблица умножения на 9»
Вывод: Быстрее и правильнее считать, пользуясь своими знаниями. Поэтому, таблицу умножения числа 9 надо выучить.
Физминутка
5 способ
У: Еще давным-давно люди открыли одну хитрость – таблицу умножения числа 9 на пальцах. Сейчас и вы узнаете этот секрет. Положите обе руки на стол. У каждого пальца (слева направо) свой порядковый номер.
Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно загнуть палец с таким номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева – показывает число «десятков», а количество пальцев справа – число «единиц». Например, мы хотим умножить 9 на 2. Загибаем второй палец. Слева – один палец = 1 десяток. Справа – 8 пальцев = 8 единиц. Ответ: 18.
Просмотр видеоролика
Потренируемся? Задавайте примеры, читая их разными способами, и проверяйте. (Дети работают в группах: называют друг другу случаи из таблицы и вычисляют результат с использованием данного приема)
У: Когда эти знания смогут вам пригодиться? (Когда забыли результат или сомневаемся в правильности)
IV. Закрепление нового
У: Будем выполнять задания, которые помогут нам
закрепить знания о таблице умножения числа 9. И посмотрим, помогут ли эти знания выполнить задания правильно и быстро.
У: Первое задание. Поработаем над закреплением знаний таблицы умножения числа 9.
Я буду диктовать числа. Вы должны записывать в столбик только те, которые являются результатами таблицы умножения числа 9.
23 72 56 63 18 38 45 36 49 27 62 54 71 81
У: Проверим. На доске записаны числа, которые должны были оказаться в
вашей тетради.
72
63
18
45
36
27
54
81
У: Проверьте каждый свою работу и внесите изменения (если необходимо) карандашом. (Разбор ошибок детей)
У: К каждому из чисел подпишите выражение (из предложенных на доске) результатом которого оно является. На выполнение этого задания - 3 минуты. Кто сколько успеет.
На доске выражения:
9х2
9х4-9
9х3+9
9х5
9х8-18
9х7
9х6+9+9
У: Проверяем. Какие выражения дописали и почему? - Итак. Выполняя это задание, мы работали над закреплением знаний
таблицы умножения числа 9? А знания таблицы помогли нам справиться с данным заданием?
Работа по учебнику. Решение задачи.
У: Прочитайте задачу и постарайтесь ее запомнить.
Кто готов рассказать задачу? Составим схему к задаче.
- Что будет обозначать первый отрезок? (Первый отрезок будет обозначать количество слив в одной корзине.)
- Что будет обозначать второй отрезок? (Количество слив в четырех корзинах)
- Что будет обозначать третий отрезок? (Количество слив в пяти корзинах).
- Что будет обозначать четвертый отрезок? (Количество слив в девяти корзинах).
- Что можно узнать первым действием? (количество яблок в четырех корзинах)
– Как? (Надо 9 умножить на 4).
– Можно ли наоборот, 4*9? (Нет, нарушается смысл умножения).
– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили
слагаемое).
– Запишите первое действие.
9*4=36 (кг) – слив в четырех одинаковых корзинах.
– Что будем узнавать дальше? (Сколько слив в пяти корзинах).
– Как? (Надо 9*5).
– А можно ли 5 умножить на 9? (Нет, нарушается смысл умножения).
– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили
слагаемое).
– Запишите действие.
9*5=45 (кг) – слив в пяти одинаковых корзинах
– Что будем узнавать дальше? (Сколько слив в девяти корзинах).
– Как? (Надо 9*9).
– Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили
слагаемое).
– Запишите действие.
9*9=81 (кг) – слив в девяти одинаковых корзинах. Записываем ответ.
Физминутка для глаз
V. Контролирующее задание
Работа по учебнику.
У: Вспомним все, чем занимались на уроке и подведем итог.
Над чем работали на уроке?
Для чего надо учить таблицу умножения 9?
Какие секреты запомнили при умножении 9?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
Вывод: Надо учить таблицу умножения, так как решать выражения
быстрее и правильнее получается, когда человек пользуется своими знаниями.
-А теперь проконтролируем себя. Игра «Не попадись…»
(хлопнуть в ладоши тогда, когда учитель назовёт результаты таблицы умножения 9.)
27,34, 46, 54, 23, 72, 67, 58, 36, 45, 35, 81, 17, 63
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Если исследователь доволен собой на уроке, то нарисует в тетради красный кружок, если допускал неточности – то синий, если необходимо еще потренироваться – то зеленый.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.