Сегодня: 04.02.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока "Правовое государство"

СКАЧАТЬ (1.39 Mb) 29.10.2022, 17:34
Иванов Илья Александрович
учитель истории и обществознания, МБОУ "БСОШ №2"

 

Форма урока: урок открытия новых знаний.
Цель: сформировать представление учащихся о правовом государстве, научиться выделять его признаки; познакомиться с принципом разделения властей.
Методические приемы: исследовательский, эвристический, приемы критического мышления.

Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1) Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
2) Что такое государство?
3) Каковы основные признаки государства?

3. Переход к изучению новой темы.
Запись темы в тетрадь: Правовое государство
План урока:
1) Понятие и сущность правового государства;
2) Основные принципы правового государства;
3) Разделение властей

4. Изучение нового материала.
1. Понятие и сущность правового государства.
Рассказ учителя;
Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с разделом «Политика» и в частности с государством. Мы уже выяснили, что такое государство, познакомились с функциями, осветили его формы и политические режимы. Сегодня на уроке перед нами стоит важная задача, выяснить, что такое правое государство, каковы его признаки, а так же познакомиться с так называемой системой «сдержек и противовесов» (почему такое название мы с вами выясним позже) – разделением властей.

Хочу подчеркнуть, изучаемая тема крайне важна с точки зрения подготовки к ОГЭ. Слева я привел примеры заданий, которые нередко встречаются на экзамене в той или иной форме, и не только ОГЭ, он и ЕГЭ.
Приступим!
Задание ученикам: прочитать стр. 27-28, найти ответ на вопрос что такое правовое государство?

Запись в тетрадь: Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Итак, мы выяснили, что такое правовое государства. Но что же составляет его сущность?

Запись в тетрадь: Сущность правового государства заключается в строгом и неукоснительном соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, мы выяснили, почему же в определении мы записали что это «демократическое государство», ведь при тоталитарном и авторитарном режиме правовое государство существовать не может.

Замечательно ребята, мы с вами сформулировали понятие, выяснили сущность правового государства. Давайте теперь перейдем к следующему пункту плана «Основные принципы правового государства».

2. Основные принципы правового государства
Рассказ учителя;
Прежде чем говорить о принципах правового государства, необходимо выяснить, что же вообще такое принципы.

Позвольте в качестве примера привести следующую метафору, представьте себе дом, что лежит в его основании (фундамент). Так вот ребята, принципы это и есть тот самый фундамент, основание на котором зиждется прекрасное здание – правовое государство.
Теперь, когда мы выяснили что такое принципы правового государства, давайте познакомимся какие же из них относятся к правовому.

Задание ученикам: прочитать стр. 30-31, найти ответ на вопрос каковы основные принципы правового государства?
Запись в тетрадь: Основными принципами (исходными началами) правового государства являются: верховенство права, незыблемость прав и свобод, а также разделение властей.

Ребята, таким образом, мы с вами последовательно переходим к третьему пункту нашего урока разделение властей.

3. Разделение властей
Рассказ учителя;
Возможно, кому то покажется любопытным, почему же именно этот принцип вы выделили в отдельный пункт плана, но дело в том, что, пожалуй, именно разделение властей является фундаментальным, главенствующим признаком и отличительной особенностью правового государства.
Мы с вами рассмотрим этот принцип на примере нашей страны.

Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Вопрос ученикам: что такое республиканская форма правления (власть выбирает народ), какую еще форму правления вы знаете (монархия), при монархии кому принадлежит вся полнота власти (одному человеку), верно, а при республиканской форме власть хоть и принадлежит народу, но народ реализует ее не самостоятельно, а через своих представителей, которых он выбирает, притом делегируя им совершенно разные полномочия, с целью, чтобы в обществе был баланс властных сил, структур, органов – это и есть те самые «сдержки и противовесы».

Запись в тетрадь: Разделение властей — политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Схема на доске: Теперь, когда мы выяснили что является сутью принципа разделения властей, давай перенесем себе в тетради эту схему.

Государственная власть РФ
Законодательная (представительная)
Федеральное Собрание РФ: Гос. Дума, Совет Федерации Исполнительная власть
(Правительство РФ) Судебная власть (Верховный суд РФ, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)

Ребята, прошу обратить внимание, последовательность перечисления властей должна быть именно такой, что являет собой логическую стройность.

Пример: чтобы исполнять какой-то закон, это закон должен быть что? Придуман и издан, этим как раз и занимается Федеральное Собрание РФ в лице 450 депутатов Гос. Думы и 170 членов Совета Федерации.
Далее следует исполнение закона, т.е. работа следующей ветви власти, которая представлена Правительством РФ, различными подчиняющимися ему министерствами, службами, агентствами, ведомствами (МВД - Полиция).

Ну, и наконец, даже в самом хорошем государстве неизбежно, что чьи-то права могут быть нарушены, и здесь представлена работа судебной власти, основной задачей которой является восстановление нарушенных прав.
Как видите, принцип разделения властей это очень четкая слаженная система, которая обеспечивает наиболее оптимальное устройство государства.

Если вы обратили внимание, то справа находится изображение нашего Президента и Прокуратуры. Это сделано неслучайно, ведь помимо вышеназванных органов существуют еще и они, правда, ни к одной из ветвей они не принадлежат, у них свои, специфические функции о которых на следующем уроке нам расскажут:
1. Ученик 1
2. Ученик 2

Итоги урока
Итак, ребята, пришло время подвести итоги урока. Что мы с вами сегодня выяснили?
1. Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
2. Сущность правового государства заключается в строгом и неукоснительном соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
3. Основными принципами (исходными началами) правового государства являются: верховенство права, незыблемость прав и свобод, а также разделение властей.
4. Разделение властей — политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

В заключение урока хотелось бы, чтобы в качестве домашнего задания вы как следует, изучили параграф 4, подумали и ответили на вопрос (письменно), а можно ли Россию назвать подлинно правовым государством.

6. Домашнее задание: Прочитать параграф 4 и ответить на вопрос можно ли Россию назвать правовым государством.

Спасибо за внимание!


Категория: Блоги | Добавил: IlyaIvanov
Просмотров: 79 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
V Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мой папа"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
V Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
IX Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.02.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог