Сегодня: 18.04.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока русского языка

СКАЧАТЬ (139.0 Kb) 08.03.2021, 18:45
Ипарова Лена Шарифовна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е."
Цель урока:
- формирование знаний употребления предлогов в речи.

Планируемые результаты:
Личностные:
Создание условий для развития уважительного отношения
учеников друг к другу.
Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные:

Ученик научится самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Коммуникативные:
Ученик научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Ученик получит возможность устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные:
Ученик научится: проводить наблюдение и открытие новых знаний под руководством учителя.
Ученик получит возможность сравнивать предлоги, которые характерны для разговорного и для официально-делового стиля.
Предметные:
Ученик научится употреблять предлоги в речи, правильно писать производные и непроизводные предлоги.
Использование производных и непроизводных предлогов в различных стилях речи.

Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой , М., Русское слово, 2014.

Демонстративный материал: алгоритм проверки употребления предлогов в речи; эталоны для самопроверки.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок,
Все за парты тихо сели, друг на друга посмотрели.
Улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок принесет вам радость общения и поможет закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Известный французский ученый Луи де Бройль сказал: «Знания – дети удивления и любопытства». Сегодня на уроке ваши любознательность и находчивость помогут открыть новые знания.
Учитель. Вы готовы?
У каждого из вас на столе лежит лист самооценки. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

ФИ_____________________________
№ задания Задание Выполнил безошибочно
Выполнил с небольшим количеством
ошибок. Испытывал большие затруднения
Оценка
1. Д/з упр 291(эталон №1)
2. Д/з упр 286(эталон №2)
3. Д/з упр 289(эталон №3)
4. эталон №4
5. Эталон №5(таблица)
6. Эталон №6(алгоритм)
7. Эталон №7
8. Эталон № 8
9. Эталон №9
10. Эталон № 10
11. Эталон № 11
12. Эталон № 12

2. Актуализация и пробное учебное действие
Учитель. Проверим домашнее задание (раздаются карточки самооценки)
1)Те, кто выполнял упр.291, проверяют себя по эталону №1 на доске.
ЭТАЛОН № 1 проверки д/з. № 291
1). Вблизи края воды вдруг шевельнулся один из прелых листиков, потом вылезла водяная крыса. 2) Сообразив в одно мгновение, что это лось, Петя пустился по боковой протоке навстречу ему. 3) Около дома, возле крылечка, прошлой осенью посадили берёзку. 4) Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачёва разнеслась по крепости. (А. Пушкин) 5) В продолжение ужина Грушницкий шептался и перешёптывался с драгунским капитаном. (М. Лермонтов) 6) В течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на мои вопросы отвечал отрывисто и нехотя. (И. Тургенев) 7) Навстречу солнцу ползёт свинцовая громада. (А. Чехов) 8) Дальнейший наш путь был утомителен, вследствие этого мало интересен. (А. Куприн) 9) В течение нескольких минут всё исчезло, всё утратило реальность. (Ю. Бондарев). 10) Из-за болезни я не был в школе два месяца и вследствие этого очень отстал.

2) Те, кто выполнял упр.286, 289 проверяют себя по эталону №2, 3 на карточках.
ЭТАЛОН № 2 проверки д/з. № 286
Одеться по-зимнему(нареч.), по зимнему небу(предлог); по новому мосту(предлог), жить по-новому(нареч.); впервые увидеть(нареч.), в первые ряды(предлог); сначала подумай(нареч.), начни читать с начала(предлог); в начале главы(предлог), вначале было страшно(нареч.).

ЭТАЛОН № 3 проверки д\з. № 289
В предложении «Эксперимент проводился в строгом соответствии с поставленными задачами» употреблен производный предлог «в соответствии (с)», на конце которого пишется И. В предложении «Все данные эксперимента необходимо привести в соответствие с параметрами» употреблено существительное среднего рода «соответствие» в В.п. с непроизводным предлогом «в». На конце пишется Е.

3) Те, кто выполнял творческую работу, обменяйтесь своими работами, прочитайте и выделите лучшие
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил упражнение № 291 правильно. Какие ошибки допустили в 1-й группе?
Ученик. Написал НЕ раздельно в 4 предложении. Не смотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.
Ученик. Я написал неправильно.Сверив по эталону, увидел, что допустил ошибку. Это производный предлог, который пишется слитно.
Ученик. В предлоге в продолжение на конце написал И.
Учитель. Почему?
Ученик. Забыл правописание предлогов. Сверив с эталоном, увидел, что допустил ошибку. Это производный предлог, на конце пишется Е.
Учитель. Какие ошибки допустили в упражнении № 286.
Ученик. Не смог определить часть речи и поэтому допустил ошибку в написании слов со скобками.
Учитель. Кто выполнил задание упражнения № 289 без ошибок? Поднимите руки. Какие ошибки допустили другие? Что затруднило остальных?
Ученик. Это упражнение не вызвало затруднений.
Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. На удовлетворительном.
Учитель. Не забудьте оценить свои знания

3. Выявление места и причины затруднения
Учитель Сейчас я предложу задание для пробного действия. Для чего оно нужно?
Ученик. Наверное, для того чтобы узнать что-то новое.
Учитель. Посмотрите на доску.
На доске.
(В)следствие сильного снегопада была нарушена телефонная связь.
(В)следствие о хищении закралась ошибка.
Учитель. Найдите в тексте одинаково звучащие слова. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Какими частями речи они являются?
Ученик. Я думаю, что в первом предложении выделенное слово является предлогом, потому что его можно заменить предлогом из-за.
Ученик. Во втором предложении это существительное с предлогом, между ними можно поставить прилагательное.
Учитель. Как вы написали предлог вследствие?
Ученик. Я написал раздельно.
Учитель. Почему?
Ученик. Потому что мы не знаем правила «Правописание производных предлогов»
Учитель. Сверьте с эталоном № 4
Вследствие сильного снегопада была нарушена телефонная связь.
В следствие о хищении закралась ошибка.

Учитель. К чему привели ваши наблюдения?
Ученик. Предлоги могут писаться по-разному.
Учитель. Не забудьте оценить свои знания.
Учитель. Молодцы.

Задание. Распределите предлоги по сфере употребления.
Ввиду, благодаря, из-за, в целях, согласно, для, по, над, в течение, в продолжение, по окончании
Официально-деловая речь Разговорная речь
Ввиду, благодаря Из-за
В целях Для
В течение По
В продолжение Согласно
По окончании Над
Учитель. Какие затруднения у вас возникли?
Ученик. Я не смог определить, к какой сфере употребления относится предлог согласно.
Ученик. Я записал его в разговорную речь, но проверив по эталону, увидел, что допустил ошибку
ЭТАЛОН № 5
Характерные для деловой речи Характерные для разговорной речи
Ввиду, благодаря Из-за
В целях Для
согласно По
В течение, в продолжение Над
По окончании

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения.
Учитель. Что мы выберем в качестве объекта наблюдения?
Ученик. Учебник русского языка.
Учитель. Работа по учебнику, прочитайте параграф 31. Что вы узнали прочитав этот параграф?
Ученик. Предлоги употребляются как в книжной, так и в разговорной речи.
Ученик. Непроизводные предлоги из, из-за, по, над нейтральные, поэтому широко используются в разговорном и книжных стилях речи.
Ученик. Производные предлоги ввиду, вследствие, в течение, вроде используются в деловой речи, в разговорной речи они неуместны.

Этап 5. Этап реализации построенного проекта
Физкульминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Учитель. Теперь составим алгоритм употребления предлогов.
Учитель. Что у вас получилось? Ученики в группах составляют алгоритм Сравним с эталоном № 6
Алгоритм.
Предлог

производный непроизводный
употребляется в официально-деловой и научной речи
(в течение, в продолжение, ввиду, благодаря, по окончании) стилистически нейтральный (употребляется в разговорной и книжной речи)
(по, из-за, для, над, около)

Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы выполнили поставленную цель и можем правильно употреблять предлоги в речи.
Учитель: Не забудьте оценить свои знания.

Этап 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Учитель. Какой следующий шаг в нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить наши знания и применять их на практике.
Учитель. Верно. Сейчас выполним упражнение 295 устно.
Прочитайте цель упражнения. Отвечаем «по цепочке», начиная с первой парты.
Исправьте ошибки в построении словосочетания, запишите в исправленном виде.
Оплатить за проезд, уверенность в победу, прогноз о погоде, способствовать к успеху, заниматься с ремонтом, поделиться о воспоминаниях, описать о природе, касаться к этой теме, радоваться приездом друга, выйти с поезда, уделить внимание на эти проблемы, возмущаться на грубость прохожих, отдыхать по окончанию работы.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Да, испытывали затруднения.
Учитель. Проверьте по эталону.

Эталон № 7
Оплатить проезд, уверенность в победе, прозноз погоды, с пособствовать успеху, заниматься ремонтом, поделиться воспоминаниями, описать природу, касаться этой темы, радоваться при езду друга, выйти из поезда, отдыхать по окончании работы, уделить внимание проблеме, возмущаться грубости прохожих.
Учитель. Поработайте в парах. Выполните задания на карточках: вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Когда закончите, поменяйтесь работами, проверьте по эталону, оцените работы друг друга.
(В)виду изменившейся обстановк…; иметь (в)виду правило; говорить (на)счет похода; посмотрел ему (в)след; доходы перевести (на)счет школы; (в)виду недостатка времени; узнал (в)последствии…; (в)продолжении…часа, (в)течении… реки.

Эталон № 8
Ввиду изменившейся обстановки; иметь в виду правило; говорить насчет похода; посмотрел ему вслед; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; узнал впоследствии; в продолжение часа, в течении реки.
Учитель. Не забудьте оценить свои знания.
7 этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Выполните упражнение № 298. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте себя по эталону №9

1.В результате перестрелки (Р.п) корабль взорвался, а фрегат вынужден был опустить свой флаг. 2.По мере приближения Ростов приходил всё более и более в нетерпение. 3.Помешать теперь могло только одно, что не подчиняется никаким бумагам и что чаще всего действует вопреки желанию людей, - погода. 4.Знание органически связано с человеческим воображением: сила воображения увеличивается по мере роста знаний.(Р.п) 5. К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены.

Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение
Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку знаний»?
Ученик. Употребление предлогов в речи и правила написания производных и непроизводных предлогов.
Учитель. Достаточно ли закрепили новое правило?
Ученик. Нет, есть еще ошибки.
Учитель. Почему?
Ученик. Мал объем практического применения нового знания
Учитель. Поработаем над следующими заданиями:

Задание 1. Выпишите в 2 столбика: а) словосочетания с предлогами, которые пишутся слитно; б) словосочетания с предлогами, которые пишутся раздельно.
В(виду) изменившейся обстановки; иметь в(виду) правило; говорить (на)счёт похода; действовать (во)преки рассудку; шли след (в)след за волком; посмотрел ему вслед, ждать в(течение) дня.

Задание 2. В каких случаях производные предлоги употреблены неверно? Запишите предложения, исправляя ошибки.
1) Благодаря солнечным дням цветы возле дома уже распустились. 2)Благодаря затяжному снегопаду в горах наблюдается сход снежных лавин. 3) (В)виду предстоящих каникул занятия в кружке были перенесены.
4) (В)виду болезни актёра спектакль был перенесен.

Задание 3. Определите к какой части речи относятся выделенные слова:
Лейтенант вдруг очнулся, протянул руку к телефонному щитку, и спокойное лицо его оживилось. Остановились у того места, где ущелье расширялось в долине. Мал золотник, но дорог.

Эталон №10 к заданию № 1
Слитно Раздельно
Ввиду изменившейся обстановки Иметь в виду правило
Говорить насчет похода Шли след в след за волком
Действовать вопреки рассудку Ждать в течение дня
Посмотрел ему вслед

Эталон № 11 к заданию № 2
Из-за солнечных дней цветы возле дома уже распустились.
Благодаря затяжному снегопаду в горах наблюдается сход снежных лавин.
Ввиду предстоящих каникул занятия в кружке были перенесены.
Из-за болезни актера спектакль был перенесен.

Эталон №12 к заданию № 3
Выделенные слова являются союзами.

Учитель. Какие испытывали затруднения в задании № 1.
Ученик. Я справился с работой.
Учитель. Какие испытывали затруднения в задании № 2.
Ученик. Затруднялся в написании производных предлогов и омонимичных существительных.

9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Ребята, вы хорошо потрудились, и теперь подведём итог работы на уроке. Какую задачу мы ставили?
Ученик. Сегодня я узнал о том, как правильно употреблять предлоги.
Ученик. Я узнал, что производные предлоги употребляются в деловой речи, а непроизводные в разговорной.
Ученик. Мне было интересно поработать в группах.
Ученик. Мне было трудно справиться с заданиями, потому что я не сразу понял, как применять алгоритм.
Ученик. Я понял, что для выполнения заданий без ошибок необходим алгоритм.
Ученик. Теперь я могу правильно употреблять предлоги в речи.
Учитель. Молодцы! Я рада вашим успехам. Ребята, не забудьте проставить оценки за каждый этап работы в листе самооценки.

X. Домашнее задание.
Учитель. Ребята, вы все сегодня активно поработали на уроке. Чтобы ваши знания стали прочными, я предлагаю вам выполнить домашнее задание.
Задания для первой группы учащихся, которые поняли тему, но сомневаются в своих знаниях выполняют упражнение 300.

Эталон 13 к упражнению 300.
Гром за3 усадьбой грохотал.
За – предлог.
Т.п.
I.Грохотал за усадьбой.
II.Морф.призн.: прост., непр., неизм.

На3 стёкла сумрак набегал.
На – предлог.
В.п.
I.Набегал на стёкла.
II. Морф.призн.: прост., непр., неизм.

В3 полях хлеба к межам клонились.
В – предлог.
П.п.
I. Клонились в полях.
II.Морф.призн.: прост., непр., неизм.

Задания для второй группы учащихся, которые поняли тему, но сомневаются в своих знаниях и не могут объяснить другому: выполнить упражнение 301.
Эталон №14 к упражнению 301.
Р.п. В.п. Т.п. В.п. В.п.

До школы, в «газик», за Наполеоном, за колёса, в бездны-колдобины, из
Р.п. Р.п. В.п. Р.п. П.п. Р.п. П.п.
«газика», с автомобиля, на дорогу, с плотвы, на дороге, без хвоста, в голове, в
В.п. Т.п.
кювет, со всей деревней.

Задания для третьей группы учащихся, которые поняли и могут объяснить другим: выписать из повести И.С.Тургенева «Бежин луг» по 3 словосочетания с производными и непроизводными предлогами.
Эталон 15.

с непроизводными предлогами. с производными предлогами.
погрузится в туман пошёл вдоль осинника
сдвигаются к небосклону шёл около получаса
взобрался на холм копошились вокруг них

Учитель. В конце урока я хочу поделиться с вами отличным настроением.



А вы, выходя из класса, добавьте смайлик вашего настрое
ния к солнышку.


Категория: Блоги | Добавил: 4213000454
Просмотров: 74 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
V Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог