Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Личные местоимения. Роль местоимения в речи".

СКАЧАТЬ (43.6 Kb) 21.03.2021, 12:24
Суровнева Анастасия Николаевна
Учитель начальных классов, МАОУ "МСОШ №20"
Урок: Русский язык.
Тема: «Личные местоимения. Роль местоимения в речи».
Тип урока: комбинированный урок
Цель: Обеспечить понимание роли местоимения в речи.

Планируемые результаты:
Предметные:
1. Научить употреблять местоимения в устной и письменной речи;
2. Научить использовать различную форму местоимения «Вы» в устной и письменной речи с учётом ситуации.
Метапредметные:
Познавательные:

-создать ситуацию определения связи причины и следствия событий;
Коммуникативные:
-создать ситуацию практического применения модели общения «Ученик-учитель», «Ученик-ученик»;
-учить учитывать разные мнения.
Регулятивные:
-формировать действие адекватной самооценки и взаимооценки.
Личностные:
-развитие самостоятельности.

Ход урока.
Этапы


I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка цели и задач урока.
IV. Открытие новых знаний.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
VII. Дача домашнего задания.
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.

Деятельность учителя
-Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Николаевна, я к вам приехала из города Миасс.
-Знаете такой город? Чем он известен?
(Слайд 2, 3)
-Среди множества заповедников на Урале особо интересенИльменский. Его по праву называют музеем минералов под открытым небом. Здесь сосредоточены такие богатства, что их изучают уже несколько поколений ученых.
(Слайд 4)
-Тургоя́к (башк. Түрғәяҡ) — крупное пресное озеро в Челябинской области. Озеро Тургояк - одно из уникальных творений природы в Челябинской области (возраст 15 миллионов лет). Также это озеро называют младшим братом Байкала.
(Слайд 5)
-Ура́льскийавтомоби́льныйзаво́д— российский производитель грузовых автомобилей.
-Как я могу обращаться к вам?
-У вас на партах лежат стикеры, напишите на них крупными печатными буквами своё имя, как бы я могла к вам обращаться.
-Хорошо.
-Теперь проверьте своё рабочее место, всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки? Ручки? И тетрадки.
-Хорошо, молодцы, я вижу, что вы готовы к уроку.

1. Минутка чистописания.
(Запись на доске)
-Записываем дату, классная работа, обратите внимание на орфограммы.
-Хорошо.
-Теперь посмотрите на доску,
Перед вами сочетание букв.
-Обратите внимание на соединение:
Ор, он,он-верхнее, ро, но, на-нижнее.
-Давайте с вами вспомним алгоритм написания соединений, сначала я пропишу на доске мокрой тряпкой, теперь вы:
-Ставим руку на локоток, прописываем в воздухе, повторяя за мной.
-Хорошо, молодцы, теперь прописываем.
-Вам нужно прописать эти сочетания букв 2 раза.
-Контроль посадки.
-Теперь оцените свою работу, подчеркните лучшее, по вашему мнению, написание.
-Хорошо.

2. Словарная работа.
(Слайд 6)
-Назовите слово, которое обозначает профессию.
-С чем связана эта профессия?
-С чем связана этимология слова?
-Давайте прочитаем это слово хором, затем с ударением, на какую букву падает ударение?
-Какую букву мы вставим в пропуск в слове агроном?
-А какую букву во второй пропуск?
-Давайте все вместе, хором прочитаем это слово орфографически правильно.
-Теперь давайте проговорим его с ударением.
(Агро-земля).
-Запишите слово, диктуя себе орфографически правильно, выделите орфограмму и поставьте ударение.
-Как вы думаете, что обозначает следующее слово?
-Я вам предлагаю проверить в словаре, у меня словарь Ожегова.
-Читаю определение слова в словаре, какую букву вставим в пропуск?
-Давайте прочитаем это слово все вместе орфографически правильно.
-Теперь прочитаем его ещё раз, только с ударением, все вместе.
-Запишите слово вагон, диктуя себе орфографически правильно, выделите орфограмму и поставьте ударение.
-Кто узнал 3-е слово?
-Какие ягоды вы знаете?
(Какие плоды мы можем назвать ягодой?)
-А арбуз это фрукт?
-На что похожа ягода? Покажите рукой.
-Посмотрите на экран, что это за ягода? на какую букву похожа ягодка?
-Значит какую букву вставим в пропуск?
-Хорошо, давайте вместе проговорим слово ягода орфографически правильно.
-А теперь давайте проговорим с ударением.
-Хорошо, запишите слово, диктуя себе орфографически правильно, выделите орфограмму и поставьте ударение.
-Хорошо, молодцы.

(Слайд 7)
-Посмотрите на слова, как вы думаете, почему выделены именно эти фрагменты слов?
(Если ответят «Местоимения», то надо спросить: Докажите?
-А может быть это выделены слоги?
-Разделите слова по слогам.
-Могут ли эти сочетания букв жить самостоятельно или в качестве отдельного слова?
-Давайте выпишем их отдельно.
-Уточните, какое слово будем писать первым?
-Хорошо, записали.
-В чём особенность этих слов?
-Когда и как вы употребляете их в речи?
-Обозначают ли эти слова признак предмета или сам предмет?
-Верно, они не обозначают ничего, они указывают на предмет или объект, который выполняет действие.
-Как называют такие слова в русском языке?
-Почему?
-Верно, слово местоимение произошло от старославянского языка и было образовано из двух слов: ВМЕСТО ИМЕНИ, первый звук «в» потерялся, и прибавилось окончание «е», вот так и появилось это название части речи.
-Как вы думаете, всё ли вы знаете об этой части речи?
-Что бы вы хотели узнать?
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-Что вы не знаете о местоимении?
-Что бы вы хотели узнать?
(Я могу вам подсказать).
-Откройте свои учебники на 52-ой странице,
-Прочитайте тему про себя, вслух.
-Попробуйте из названия темы сформулировать вопрос.

(Слайд 8)
-Это будет самым главным вопросом нашего урока.
-Саша у нас будет хранителем вопроса, то есть, в любой момент урока, я могу спросить, если забыла, главный вопрос урока, а Саша мне его напомнит.
-Договорились?
-Отлично!
ВЫКЛЮЧИ ПРОЕКТОР!!!

-Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью».
-А вы внимательно послушайте.
-И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику и Алёнке, - а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате, и это довольно скоро стало нам надоедать.
-Чем занимались ребята?
-Знакома вам такая игра?
-Сколько было персонажей?
-Хорошо.
-А теперь послушайте стихотворение Агнии Барто и ответьте мне на вопрос:
-Почему рассказ старшего брата остался непонятным для героини?
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла.
(А. Барто)
-Итак, почему же рассказа старшего брата остался непонятным для героини?
-Что происходило?
-Вы можете определить,сколько было персонажей?
-Как их звали?
-А почему?
-В чём разница этих ситуаций, которые я вам прочитала?
-Верно, авторы использовали разные слова, в первой ситуации автор называл предметы, а во второй ситуации только указывал на них.
-С помощью каких слов автор указывает на предмет?
-Какую роль они играли в стихотворении Агнии Барто?
-Как вы их назовёте?
-Давайте сверим наши догадки со словами авторов учебника.
-Прочитайте знания о языке про себя, теперь прочитайте вслух.
-Найдите в правиле ключевые слова, подчеркните их карандашом, назовите их.
-Хорошо, молодцы.
-Смотрим 109-ое упражнение.
-Прочитайте сначала про себя, теперь вслух.
-Посмотрите на местоимения указанные в рамках.
-Назовите то, которое указывает на говорящего, покажите жестом.
(Если учащиеся скажут «Он», то надо задать вопрос «Кто из вас говорил?» дети покажут на себя и скажут «я». Значит вы говорящий? Так какой правильный ответ?).
-Хорошо.
-Назовите местоимения, которые указывают на того к кому вы обращаетесь с речью, покажите жестом.
-А почему 2 слова?
(Вот молодец, давай ты мне напомнишь об этом чуть позже).
-Назовите то местоимение, которое указывает на того, о ком вы говорите, покажите жестом.
-Хорошо, молодцы.
-А как вы думаете, почему эти местоимения называют личными?
-Верно, они указывают на объект выполняющий действие, то есть на лицо.

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
-Какие личные местоимения встретились в физминутке?

-Итак, посмотрите на 110-е упражнение.
-Прочитайте про себя, прочитайте вслух.
-Определите жанр текста?
(-Что за текст?)
-Прочитайте первую загадку.
-Хорошо.
-Теперь найдите изображение – отгадку.
-Хорошо.
-По каким признакам вы определили, что это сом?
-Какое местоимение использовалось в загадке?
-На что указывает это местоимение?
-Хорошо, запишите в тетрадь это местоимение и через дефис то слово, на которое это местоимение указывает.
-Хорошо, теперь прочитайте вторую загадку.
-Найдите изображение – отгадку.
-По каким признакам вы определили, что это ящерица?
-Какое местоимение использовалось в этой загадке?
-На что указывало это местоимение?
(Слайд 9)
-Посмотрите на доску давайте прочитаем это слово орфографически правильно, затем прочитаем с ударением.
-Хорошо, запишите в тетрадь это местоимение и через дефис то слово, на которое указывает местоимение.
-Хорошо, молодцы!
-Как вы думаете, в чём особенность жанра загадка?
-Верно, в загадках предмет не называется, а только указывается на него, указывая существенные, отличительные признаки того о чём идёт речь в загадке.
Работа в парах.
-Я предлагаю вам сейчас придумать свою загадку, в парах, используя местоимения, выделяя существенные признаки.
-Только делать это нужно очень тихо, чтобы отгадка не стала известной заранее.
-У вас на партах лежат изображения, посмотрите на них внимательно и составьте загадку
-На выполнение задание вам 1,5 минуты.
-Для того чтобы проверить ваши загадки вы будете работать пара на пару, то есть, ребята, которые сидят на первой парте объединяются сребятами сидящими на второй, таким образом они организуют группу.Остальные парты по аналогии.
-Вам нужно загадать друг другу загадки, 1 парта загадывает 2 и наоборот.
-Та группа, в которой отгаданы обе загадки, хлопает в ладоши 3 раза.
-Получилось отгадать все загадки?
-Теперь прочитайте получившиеся загадки, а остальные отгадайте их, после отгаданной загадки группа показывает картинку с правильным ответом.
-Отлично, молодцы!
-Благодаря каким словам удалось сохранить тайну в описании предмета?
-В чём их роль?
-Ребят, помогите мне решить ещё одно трудное задание.
(Слайд 10)
-Я писала приглашения на свой День Рождения и затрудняюсь с выбором обращения.
-Как вы думаете, в какой ситуации будет работать каждое местоимение?
(В первом случае пишется «Вы» с большой буквы, а во втором с маленькой)
-Почему?
(В первом уважительное отношение к старшему, а во втором множественное число).
-Помните мы с вами отвечали на вопрос, ответом которого были местоимения «ты» и «вы» и я обещала вам, что мы ещё поговорим об этом.
-Давайте проверим, совпадают ли наши рассуждения с мнением авторов учебника?
-На 53-й странице, есть информационная рубрика «Обратите внимание!»
-Прочитайте её про себя, затем вслух.
-Поэтому местоимение «вы», можно употреблять по разному, главное правильно.
-Но использование уважительной формы местоимения есть ни во всех языках, например, американец или житель Башкирии в этих предложениях употребляют местоимение, которые пишутся с маленькой буквы.
-Потому что у них нет формы уважительного обращения к старшим.

В качестве домашнего задания я предлагаю вам вспомнить самые важные утверждения нашего урока и представить их в виде схемы.
(Каждому ученику даётся карточка с незаполненной схемой, задача учащихся дополнить схему необходимой информацией)

(Резервное задание).
Задание на карточке.
Задание:
Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях.

-Итак, а сейчас хранитель вопроса подскажет нам, на какой ключевой вопрос мы искали ответ на протяжении урока?
-Ребята, а как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

Продолжите фразу.
-Вам надо устно продолжить каждую фразу. (спрашиваю несколько человек)
(Слайд 11)
Я узнал... .
Я умею... .
-А сейчас я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке, если вам тема сегодняшнего урока понятна, то возьмите свой стикер с именем и приклейте его как можно ближе к знаку «+», если тема не совсем понятна, то ближе к знаку минус, где-то в середине, ну а если тема совсем непонятна, то прикрепите стикер как можно ближе к знаку минус.
-На доске фраза.
«Тема понятна»
Нет - + Да

-Я рада, что вы усвоили материал и поняли тему нашего урока.
-Давайте поаплодируем друг другу!
-Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать! Деятельность ученика

Ответы детей.
Слушают учителя.
Ответы детей.
Делают бэйджы.
Показывают принадлежности.
Записывают.
Прописывают сочетание букв в воздухе.
Оценивают работу.
Агроном.
С земледелием.
Агро-земля.
А
А
О
Читают хором.
Прицеп основного состава поезда.
А
Читают с учителем.
Записывают.
Ответы детей.
Нет.
Показывают.
Вишня. На букву «о».
Букву «о».
Проговаривают
Записывают.
Ответы детей.
Могут.
Выписывают: оно, он, я.
Оно.
Когда рассказываем что-нибудь, когда обращаемся к кому-то.
Нет, они только указывают на него.
Местоимения.
Вместо имени
Ответы детей.
Ответы детей.
О местоимениях.
Ответы детей.
Открывают учебники.
Читают тему.

Формулируют вопрос к теме урока.
Какова роль местоимения в речи?
Да.

Играли в прятки.
Да.
4

Потому что было непонятно о ком идёт речь.
Старший брат что-то рассказывал.
Неизвестно.
Неизвестно.

В первой ситуации автор называл предметы, а во второй ситуации только указывал на них.

С помощью я, он, она, они.
Указывали на предметы, не называя их
Местоимения.

Читают правило.
Находят слова, подчеркивают, произносят их.
Читают.
Я.
Ты, вы.

Он, она, они.
(Если скажут «оно» то надо попросить детей показать на тот предмет, на который указывает местоимение «оно»)
Они указывают на объект выполняющий действие, то есть на лицо.

Выполняют физминутку
Мы, ты, я, она, вы.
Читают.
Загадки.
Сом.
Фразы из загадки.
Он
На сома
Записывают в тетрадь.
Ящерица.
Ответы детей.
Она
На ящерицу.
Читают.
Записывают.
В загадках предмет не называется, а только указывается на него.
Слушают инструктаж.
Выполняют задание.
Объединяются в группы, загадывают загадки пара на пару.
Хлопают в ладоши 3 раза.
Да.
Читают загадки одноклассникам.
Благодаря местоимениям.
Они украшают речь, с их помощью можно предотвратить повторы слов в тексте.
В первом случае пишется «Вы» с большой буквы, а во втором с маленькой.
В первом уважительное отношение к старшему, а во втором множественное число
Читают.
Получают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Выполняют задание.
Какова роль местоимения в речи?

Ответы детей.
Выполняют рефлексию.
УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД

Регулятивные УУД
(целеполагание)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД

Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивный УУД (коррекция, самооценка)
Коммуникативные УУД

Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД (контроль, саморегуляция)

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД (контроль)

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД


Категория: Блоги | Добавил: Surovnevaaan
Просмотров: 347 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог