Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть на уроке.
-Запишите в тетрадях число.
Давайте вспомним правила работы на уроке: внимательно друг друга слушать, не перебивать друг друга, ответы не выкрикивать, а поднимать руку, помогать другу другу, и каждому активно работать, вкладывая свой труд в урок.
А зачем каждому вкладывать свой труд на уроке? -Приветствие учителя, демонстрация готовности к уроку.
-Записывают в тетрадях число.
-Учащиеся выдвигают свои версии.
1,5 мин.
2. Актуализация знаний, мотивация. -Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале поиграем в данетку.
-В тетрадях напишите посредине «Данетка», проставьте цифры от 1 до 6. Напротив каждой цифры вам надо будет написать «да» или «нет». Затем посчитаем все совпавшие варианты и положительные оценки выставим в журнал. Но есть правило: нельзя смотреть к соседу в тетрадь.
-Итак, мы начинаем.
1.Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.
2.По наличию главных членов предложения простые предложения бывают: односоставные и двусоставные.
3.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это ССП.
4.Средства связи в СПП – это только союзы.
5.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному.
6. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.
Проверьте себя. Напротив каждого верного ответа поставьте «+». Посчитайте, сколько у вас плюсов вышло?
Оценка «3» - если 3 верных ответа.
Оценка «4» - если 4 верных ответа.
Оценка «5» - если 5-6 верных ответов.
-Поднимите руки те, у кого вышли оценки 4 и 5? Молодцы! Поставим оценки в журнал.
Учащиеся фиксируют в тетрадях ответы:
1. Да
2. Да
3. Нет
4. Нет
5. Да
6. Нет
3 мин.
3-5 мин.
3. Открытие нового материала с решением проблемных вопросов и закреплением материала. -Сегодня мы будем сравнивать предметы и явления; узнаем о новом виде придаточных предложений – придаточных сравнительных, узнаем о сравнительных оборотах, выясним условия обособления сравнительных оборотов.
-Какие цели на урок мы поставим перед собой?
-Молодцы! А ещё наши с вами цели – научиться опознавать в СПП придаточные сравнительные, запомнить условия постановки запятой при союзе КАК.
-Запишем тему урока: Придаточные предложения сравнительные.
-Запишите под диктовку следующие тезисы:
• придаточные сравнительные поясняют содержание главной части путём сравнения, уподобления с придаточной;
• придаточная сравнительная относится ко всей главной части и относительно её занимает любую позицию;
• к придаточному сравнительному предложению можно задать вопросы: похоже на что? как кто? как что? чем кто? чем что?
-Рассмотрим предложение: найдите основы, выделите главное и придаточное предложения, укажите сравнительный союз, поставьте знак препинания.
-Найдём подлежащие. Напомните, на что мы опираемся при поиске подлежащего?
[Её глаза излучали свет], (будто это таинственный блеск алмазов).
-Всё верно, молодцы.
-Какую же первую грамматическую основу мы выделим?
-Какой тип первого сказуемого?
-Правильно, молодцы.
-Есть ли в этом большом предложении ещё грамматическая основа?
-Молодцы. Действительно, в данном случае «это» - подлежащее, потому что выражено местоимением, заменяет существительное свет.
-Сделаем несколько выводов:
1) перед нами простое или сложное предложение?
2) каковы типы простых предложений в составе сложного?
3) Какое средство связи главного и придаточного предложений.
-Замечательно!
-Запомните! Союзы как, словно, точно, будто, как будто, будто бы, подобно тому как, чем, чем…тем являются средствами связи в СПП сравнительных;
• в главном предложении при придаточном сравнительном иногда есть указательное слово так, если перед нами двойной союз так…, как.
-Запомните, если перед нами двойной союз подобно тому как, то запятая может ставиться и не ставиться. Рассмотрим случаи разделения и не разделения этого союза:
Перед «как» ставится знак:
1) если автор текста хочет выделить логически первую часть союза:
• Валерий представлял свою жизнь лишь только подобно тому, как это было показано в его любимых фильмах.
1) перед «как» ставится знак, если всему союзу предшествуют усилительные частицы, вводные лексемы или наречия:
• Возможно, подобно тому, как море волнуется при грозе, я не мог найти себе места.
Не расчленяется подчинительный союз, а ставится знак после всего оборота во всех остальных случаях:
• Подобно тому как молодой юноша переживает перед первым свиданием, Игорь не мог успокоиться перед долгожданной встречей.
• Характер Анастасии постоянно меняется, подобно тому как деревья сбрасывают листья.
• Согласно правилу, если фраза входит в состав сказуемого или тесно связана с этим главным членом по смыслу, то знак не ставится: Озеро подобно прозрачному стеклу.
-Есть ещё один двойной союз – тем… чем. Запомните, что тем всегда будет находиться в главном предложении, а чем – в придаточном.
-Нарисуем схему:
[тем … Х (прилаг., нареч.) ], (чем…)
[Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу).
-Придаточное сравнения может быть неполным, то есть в нём будет опущено сказуемое, если оно совпадает со сказуемым в главном предложении:
[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу).
-Найдите здесь неполное предложение, докажите, что оно неполное.
-Верно.
–Докажем, что перед нами придаточное сравнения: Существование его заключено в эту тесную программу ТАК ЖЕ, КАК И яйцо в скорлупу. Мы наблюдаем сравнение двух явлений, содержания главного и придаточного предложений.
-Обратите внимание, в этом предложении перед КАК мы поставили запятую. Запомните, если придаточная часть начинается с КАК И, то перед КАК ставим запятую.
! Обратите внимание! Нельзя путать неполные сравнительные придаточные со сравнительными оборотами.
-Чем же отличается сравнительное придаточное предложение от сравнительного оборота?
Запишем в тетради заголовок: !Отличай сравнительное придаточное предложение от сравнительного оборота!
Сравнительное придаточное предложение ОБЯЗАТЕЛЬНО должно иметь ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ, либо являться неполным, где нет подлежащего, либо сказуемого.
Сравнительный оборот НЕ ИМЕЕТ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ! => Предложения со сравнительным оборотом простые.
-Запишем и разберём предложения. Наша задача – отработать нахождение грамматических основ, главных и придаточных частей, сравнительных союзов, постановку запятой перед сравнительной придаточной частью.
Работаем у доски.
[Имя твоё я боюсь забыть], (как поэт боится забыть какое-то в муках рождённое слово).
-Мы выделили две основы, то есть перед нами какое предложение?
-Как узнать значение придаточной?
-Попробуйте задать вопрос к придаточной. Это сделать трудно. Но можно попробовать задать вопрос от сказуемого: боюсь забыть как кто?
-Какое значение будет у придаточной?
-Не забываем выделить союз КАК и поставить перед ним запятую.
-Разберём ещё предложение:
[Мы движемся медленно], (словно бы плавился воск).
-Разберём ещё одно предложение: найдите и подчеркните основу или основы, назовите их, укажите сравнительный союз.
Она сидела на полу и груду писем разбирала и, как опавшую золу, брала их в руки и бросала.
-Какой вывод о предложении можно сделать?
-Таким образом союз как входит в состав чего?
-Молодцы, это правильный ответ! Обратите внимание, что в части, где присутствует союз, нет грамматической основы, это важно отметить, значит, эта часть не является полноценным предложением, следовательно, перед нами действительно сравнительный оборот.
-Сделаем небольшой вывод: чтобы научиться отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, надо помнить следующее:
Сравнительный оборот – это часть простого предложения.
В сравнительном обороте НЕ МОЖЕТ БЫТЬ сказуемого.
В придаточном сравнения в большинстве случаев присутствует сказуемое, а если оно опущено, то имеются слова, которые относятся к нему.
-На следующем уроке подробнее рассмотрим постановку запятой при союзе как
-Научиться отличать СПП со сравнительными придаточными от предложений со сравнительными оборотами, научиться находить сравнительные союзы и ставить перед ними запятую.
-Записывают тему урока.
-Записывают тезисы в тетрадях.
-Высказывают свои точки зрения:
• подлежащее должно быть в И.п. (кто? что?); подлежащее выражено словом, к которому относится значение «о чём/о ком идёт речь?
• сказуемое – это то, ЧТО говорится о подлежащем: выражает действие, состояние, признак.
-Первое подлежащее – слово глаза, т.к. о них идёт речь в первое части, слово стоит в И.п.
-Первое Сказуемое – изучали. Тип сказуемого – простое глагольное, т.к. состоит из одного глагола в изъявительном наклонении, прошедшем времени.
-Варианты ответов:
-Нет.
-Есть: сказуемое – блеск, подлежащее – это.
Тип сказуемого – составное именное, т.к. состоит из существительного в И.п.
-1) предложение сложное, т.к. имеет две основы.
-2) главное предложение – двусоставное, полное; придаточное предложение также двусоставное, полное.
-3) Средство связи главного и придаточного предложений – союз будто, перед ним мы поставим запятую.
-Записывают информацию в тетрадях.
-Неполным будет придаточное предложение «как яйцо в скорлупу», потому что в нём опущено сказуемое «заключено», которое есть в главном предложении.
-Учащиеся по желанию работают у доски вместе с учителем.
-Сложное, СПП
-Задать вопрос.
-Сравнения
-Учащийся записывает и анализирует структуру предложения, доказывает, что перед нами СПП, т.к. есть две грамматические основы, в наличии в придаточной части – союз словно. Учащиеся делают вывод, что перед нами СПП с придаточной сравнения.
-Учащиеся работают самостоятельно.
-Предложение простое, осложнённое однородными сказуемыми и сравнительным союзом как.
-Союз как входит в состав сравнительного оборота.
30 мин.
4. Рефлексия -Что вы узнали сегодня нового?
-Трудно ли вам было на уроке? Всё ли вам понятно, или остались вопросы?
-Поставьте сегодня себе за урок оценку.
Рефлексия, подведение итогов, самооценивание. 1 мин.
5. Домашнее задание Решить тест (в карточке). Карточку подписать. -Записывают домашнее задание. 1 мин.
|