Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока русского языка. Придаточные предложения сравнительные

СКАЧАТЬ (673.7 Kb) 29.01.2023, 21:25
Макаренко Сабина Александровна
учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №29" г.Березники, Пермский край
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть на уроке.

-Запишите в тетрадях число.
Давайте вспомним правила работы на уроке: внимательно друг друга слушать, не перебивать друг друга, ответы не выкрикивать, а поднимать руку, помогать другу другу, и каждому активно работать, вкладывая свой труд в урок.
А зачем каждому вкладывать свой труд на уроке? -Приветствие учителя, демонстрация готовности к уроку.
-Записывают в тетрадях число.

-Учащиеся выдвигают свои версии.
1,5 мин.

2. Актуализация знаний, мотивация. -Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале поиграем в данетку.
-В тетрадях напишите посредине «Данетка», проставьте цифры от 1 до 6. Напротив каждой цифры вам надо будет написать «да» или «нет». Затем посчитаем все совпавшие варианты и положительные оценки выставим в журнал. Но есть правило: нельзя смотреть к соседу в тетрадь.
-Итак, мы начинаем.
1.Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.
2.По наличию главных членов предложения простые предложения бывают: односоставные и двусоставные.
3.Соединение простых предложений, одно из которых главное, другое – придаточное, - это ССП.
4.Средства связи в СПП – это только союзы.
5.Придаточное предложение по структуре и смыслу подчиняется главному.
6. В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.

Проверьте себя. Напротив каждого верного ответа поставьте «+». Посчитайте, сколько у вас плюсов вышло?
Оценка «3» - если 3 верных ответа.
Оценка «4» - если 4 верных ответа.
Оценка «5» - если 5-6 верных ответов.
-Поднимите руки те, у кого вышли оценки 4 и 5? Молодцы! Поставим оценки в журнал.
Учащиеся фиксируют в тетрадях ответы:
1. Да
2. Да
3. Нет
4. Нет
5. Да
6. Нет
3 мин.
3-5 мин.

3. Открытие нового материала с решением проблемных вопросов и закреплением материала. -Сегодня мы будем сравнивать предметы и явления; узнаем о новом виде придаточных предложений – придаточных сравнительных, узнаем о сравнительных оборотах, выясним условия обособления сравнительных оборотов.
-Какие цели на урок мы поставим перед собой?
-Молодцы! А ещё наши с вами цели – научиться опознавать в СПП придаточные сравнительные, запомнить условия постановки запятой при союзе КАК.
-Запишем тему урока: Придаточные предложения сравнительные.
-Запишите под диктовку следующие тезисы:
• придаточные сравнительные поясняют содержание главной части путём сравнения, уподобления с придаточной;
• придаточная сравнительная относится ко всей главной части и относительно её занимает любую позицию;
• к придаточному сравнительному предложению можно задать вопросы: похоже на что? как кто? как что? чем кто? чем что?
-Рассмотрим предложение: найдите основы, выделите главное и придаточное предложения, укажите сравнительный союз, поставьте знак препинания.
-Найдём подлежащие. Напомните, на что мы опираемся при поиске подлежащего?
[Её глаза излучали свет], (будто это таинственный блеск алмазов).
-Всё верно, молодцы.

-Какую же первую грамматическую основу мы выделим?
-Какой тип первого сказуемого?
-Правильно, молодцы.
-Есть ли в этом большом предложении ещё грамматическая основа?
-Молодцы. Действительно, в данном случае «это» - подлежащее, потому что выражено местоимением, заменяет существительное свет.
-Сделаем несколько выводов:
1) перед нами простое или сложное предложение?

2) каковы типы простых предложений в составе сложного?

3) Какое средство связи главного и придаточного предложений.

-Замечательно!
-Запомните! Союзы как, словно, точно, будто, как будто, будто бы, подобно тому как, чем, чем…тем являются средствами связи в СПП сравнительных;
• в главном предложении при придаточном сравнительном иногда есть указательное слово так, если перед нами двойной союз так…, как.
-Запомните, если перед нами двойной союз подобно тому как, то запятая может ставиться и не ставиться. Рассмотрим случаи разделения и не разделения этого союза:

Перед «как» ставится знак:
1) если автор текста хочет выделить логически первую часть союза:
• Валерий представлял свою жизнь лишь только подобно тому, как это было показано в его любимых фильмах.
1) перед «как» ставится знак, если всему союзу предшествуют усилительные частицы, вводные лексемы или наречия:
• Возможно, подобно тому, как море волнуется при грозе, я не мог найти себе места.
Не расчленяется подчинительный союз, а ставится знак после всего оборота во всех остальных случаях:
• Подобно тому как молодой юноша переживает перед первым свиданием, Игорь не мог успокоиться перед долгожданной встречей.
• Характер Анастасии постоянно меняется, подобно тому как деревья сбрасывают листья.
• Согласно правилу, если фраза входит в состав сказуемого или тесно связана с этим главным членом по смыслу, то знак не ставится: Озеро подобно прозрачному стеклу.
-Есть ещё один двойной союз – тем… чем. Запомните, что тем всегда будет находиться в главном предложении, а чем – в придаточном.
-Нарисуем схему:
[тем … Х (прилаг., нареч.) ], (чем…)

[Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу).

-Придаточное сравнения может быть неполным, то есть в нём будет опущено сказуемое, если оно совпадает со сказуемым в главном предложении:

[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу).
-Найдите здесь неполное предложение, докажите, что оно неполное.

-Верно.
–Докажем, что перед нами придаточное сравнения: Существование его заключено в эту тесную программу ТАК ЖЕ, КАК И яйцо в скорлупу. Мы наблюдаем сравнение двух явлений, содержания главного и придаточного предложений.
-Обратите внимание, в этом предложении перед КАК мы поставили запятую. Запомните, если придаточная часть начинается с КАК И, то перед КАК ставим запятую.
! Обратите внимание! Нельзя путать неполные сравнительные придаточные со сравнительными оборотами.
-Чем же отличается сравнительное придаточное предложение от сравнительного оборота?
Запишем в тетради заголовок: !Отличай сравнительное придаточное предложение от сравнительного оборота!
 Сравнительное придаточное предложение ОБЯЗАТЕЛЬНО должно иметь ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ, либо являться неполным, где нет подлежащего, либо сказуемого.
 Сравнительный оборот НЕ ИМЕЕТ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ! => Предложения со сравнительным оборотом простые.

-Запишем и разберём предложения. Наша задача – отработать нахождение грамматических основ, главных и придаточных частей, сравнительных союзов, постановку запятой перед сравнительной придаточной частью.
Работаем у доски.

[Имя твоё я боюсь забыть], (как поэт боится забыть какое-то в муках рождённое слово).

-Мы выделили две основы, то есть перед нами какое предложение?
-Как узнать значение придаточной?
-Попробуйте задать вопрос к придаточной. Это сделать трудно. Но можно попробовать задать вопрос от сказуемого: боюсь забыть как кто?
-Какое значение будет у придаточной?
-Не забываем выделить союз КАК и поставить перед ним запятую.
-Разберём ещё предложение:

[Мы движемся медленно], (словно бы плавился воск).

-Разберём ещё одно предложение: найдите и подчеркните основу или основы, назовите их, укажите сравнительный союз.

Она сидела на полу и груду писем разбирала и, как опавшую золу, брала их в руки и бросала.

-Какой вывод о предложении можно сделать?
-Таким образом союз как входит в состав чего?
-Молодцы, это правильный ответ! Обратите внимание, что в части, где присутствует союз, нет грамматической основы, это важно отметить, значит, эта часть не является полноценным предложением, следовательно, перед нами действительно сравнительный оборот.

-Сделаем небольшой вывод: чтобы научиться отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, надо помнить следующее:
 Сравнительный оборот – это часть простого предложения.
 В сравнительном обороте НЕ МОЖЕТ БЫТЬ сказуемого.
 В придаточном сравнения в большинстве случаев присутствует сказуемое, а если оно опущено, то имеются слова, которые относятся к нему.

-На следующем уроке подробнее рассмотрим постановку запятой при союзе как
-Научиться отличать СПП со сравнительными придаточными от предложений со сравнительными оборотами, научиться находить сравнительные союзы и ставить перед ними запятую.
-Записывают тему урока.
-Записывают тезисы в тетрадях.
-Высказывают свои точки зрения:
• подлежащее должно быть в И.п. (кто? что?); подлежащее выражено словом, к которому относится значение «о чём/о ком идёт речь?
• сказуемое – это то, ЧТО говорится о подлежащем: выражает действие, состояние, признак.
-Первое подлежащее – слово глаза, т.к. о них идёт речь в первое части, слово стоит в И.п.
-Первое Сказуемое – изучали. Тип сказуемого – простое глагольное, т.к. состоит из одного глагола в изъявительном наклонении, прошедшем времени.
-Варианты ответов:
-Нет.
-Есть: сказуемое – блеск, подлежащее – это.
Тип сказуемого – составное именное, т.к. состоит из существительного в И.п.
-1) предложение сложное, т.к. имеет две основы.
-2) главное предложение – двусоставное, полное; придаточное предложение также двусоставное, полное.
-3) Средство связи главного и придаточного предложений – союз будто, перед ним мы поставим запятую.

-Записывают информацию в тетрадях.
-Неполным будет придаточное предложение «как яйцо в скорлупу», потому что в нём опущено сказуемое «заключено», которое есть в главном предложении.
-Учащиеся по желанию работают у доски вместе с учителем.
-Сложное, СПП
-Задать вопрос.
-Сравнения

-Учащийся записывает и анализирует структуру предложения, доказывает, что перед нами СПП, т.к. есть две грамматические основы, в наличии в придаточной части – союз словно. Учащиеся делают вывод, что перед нами СПП с придаточной сравнения.
-Учащиеся работают самостоятельно.
-Предложение простое, осложнённое однородными сказуемыми и сравнительным союзом как.
-Союз как входит в состав сравнительного оборота.
30 мин.

4. Рефлексия -Что вы узнали сегодня нового?
-Трудно ли вам было на уроке? Всё ли вам понятно, или остались вопросы?
-Поставьте сегодня себе за урок оценку.
Рефлексия, подведение итогов, самооценивание. 1 мин.

5. Домашнее задание Решить тест (в карточке). Карточку подписать. -Записывают домашнее задание. 1 мин.


Категория: Блоги | Добавил: MakarenkoSabina
Просмотров: 344 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог