Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока технологии для 1 класса по теме: "Проращивание семян"

СКАЧАТЬ (291.5 Kb) 30.06.2021, 17:54
Чаадаева И.В. и Антонюк И.В.
учителя начальных классов, МАОУ "Гимназия "Гармония" г.Великий Новгород
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Гармония»»
Новгородская область, г. Великий Новгород

Конспект урока по технологии
в 1 классе

«Проращивание семян»
 
Подготовили:
учитель начальных классов
Чаадаева Ирина Валерьевна,
и учитель начальных классов
Антонюк Ирина Вячеславовна
 
г. Великий Новгород
2021 год

Предмет: Технология
Тип урока: ОНЗ
Класс: 1 класс
Тема: «Проращивание семян»

Основные цели:
1) Сформировать представление о значимости воды для растений
2) Показать важность приобретаемых знаний для настоящей и будущей жизни ученика.
Дидактические материалы:
Эталоны:

1). Этапы учебной деятельности 



2). Работа в парах и группах

 

Карточка для работы в группах:

Прикрой семена двумя слоями бинта.

Налей в миску заранее приготовленную воду, чтобы хорошо смочить бинт.

Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.

Эталон для самопроверки:

2.
Прикрой семена двумя слоями бинта

3.
Налей в миску заранее приготовленную воду,чтобы хорошо смочить бинт.

1.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.

Карточка для практической самостоятельной работы:

1.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.

2.
Прикрой семена двумя слоями бинта

3.
Налей в миску заранее приготовленную воду,чтобы хорошо смочить бинт.

Мой результат:

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Краткая аннотация к работе:

Сценарий урока открытия новых знаний с презентацией, выполненный в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон по предмету «Технология» по теме «Проращивание семян» 1 класс. Методическая разработка формирует представление о значимости воды в жизни растений, знакомит обучающихся с алгоритмом проращивания семян, раскрывает значение определения всхожести семян в практической деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС содержание урока ориентировано на предметные, метапредметные и личностные результаты. В ходе урока формируется умение учиться – самостоятельно открывать новые знания, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока;
3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания
Организация учебного процесса на этапе 1:

- Прочитайте стихотворение С. Пшеничных«Дождик, лей!»

Дождик, лей
Дождик, лей,
Не жалей!
Травку первую
Полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена.
Дождик, лей,
Не жалей!
Огород и сад
Полей!
Пусть цветы
Цветут вокруг!
пусть растут
Горох и лук!
Дождик, лей,
Не жалей!
И меня чуть-чуть 
Полей
Вместе с луком
И горошком
Подрасту и я
Немножко! (СЛАЙД № 2)

- С какой просьбой обращается герой произведения к дождику?
- А зачем он просит дождик полить траву, огород, сад?
- Главный герой стихотворения, дождик, будет сегодня на уроке нашим гостем, который поможет нам понять важность воды в жизни растений.
- Зачем нужна вода растениям? (ответы детей)
- Молодцы, вы много знаете о воде! А сегодня на уроке вы получите ещё и новое знание о роли воды в жизни растений.
- Давайте вспомним, какие этапы учебной деятельности надо пройти, чтобы открыть новое знание? (Надо понять, что я не знаю, и самому найти способ)(СЛАЙД № 3)
- Пожелайте друг другу успеха!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель:

1) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
2) предъявить индивидуальное задание для пробного действия;
3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании
Организация учебного процесса на этапе 2:

1) - С чего начнём? (Сначала будем повторять то, что мы уже знаем и что нам пригодится на сегодняшнем уроке открытия нового знания)
- Откройте учебник с. 90. Рассмотрите фотографии. Ответьте на вопрос: Как человек использует воду в своей жизни? (Человек пьет воду, ловит рыбу, умывается, принимает душ, поливает растения)
- Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. (СЛАЙД № 4)
- Перейдите на с. 91 учебника, прочитайте пословицы, в которых встречается слово «вода». Обсудите в парах смысл пословицы «Лес и вода – родные брат и сестра»
(растения и животные леса и вода связаны друг с другом: вода поит растения и животных, разносит их семена, в воде и около воды растут разные растения, обитают животные,…) (СЛАЙД № 5)
- Молодцы! А зачем растению семена? (ответы детей)

2) - А теперь давайте обобщим, что повторили. (Мы вспомнили о значении воды в жизни человека и растений )
- Какие шаги первого этапа учебной деятельности вы уже прошли? (Повторение знаний, необходимых для открытия нового, обобщение знаний)

3) - Какой следующий шаг? (Вы нам предложите пробное действие)
- Зачем вы будете выполнять пробное действие? (Чтобы понять, чего мы ещё не знаем)
- Подумайте 1 минуту и ответьте на вопрос «Как прорастить семена?» (СЛАЙД № 6)
- У кого нет ответа на этот вопрос? (дети поднимают руки)
- В чем ваше затруднение? (Я пока не могу ответить на вопрос «Как прорастить семена?»)
-У кого есть ответ? (дети поднимают руки)
- А вы могли бы назвать эталон, на который вы опирались? (нет)
- Значит, вы не можете доказать, что ваш ответ верный? (не можем)
- Скажите, в чём тогда ваше затруднение. (Я пока не могу обосновать свой ответ на вопрос «Как прорастить семена?»)
- У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать над его причиной)

3. Выявление причины затруднения
Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места – шага, где возникло затруднение;
2) организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для ответа на вопрос.
Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы выполняли? (Мы пытались ответить на вопрос: «Как прорастить семена?»)
- Почему же вы не смогли ответить на вопрос? (Мы пока не знаем, как прорастить семена)

4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1) уточнение цели проекта, т. е. устранение возникшего затруднения;
2) определение средств для достижения цели;
3) построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какова же цель нашего урока? (Узнать, как прорастить семена)
- Итак, мы перешли ко второму этапу урока. Назовите следующий шаг. (Надо составить план для достижения цели)
- Чтобы достигнуть цели урока, нам нужны «ключи» для открытия нового знания. Какими «ключами» мы сможем воспользоваться? (Наши старые знания, иллюстрации в учебнике, чтение текста, рассказ учителя, поиск информации в Интернете, выполнение практических заданий…)
-Для достижения цели я предлагаю вам воспользоваться вашими знаниями, учебником и карточками-помощниками.
- А действовать вы будете по плану, который я вам предлагаю: (СЛАЙД № 7)

ПЛАН
1. Прочитайте шаги алгоритма «Проращивания семян».
2. Правильно пронумеруйте действия, которые помогут прорастить семена.
3. Подготовьте ответ от группы.

5. Реализация построенного проекта
Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) создать условия для открытия учащимися нового знания;
3) организовать уточнение общего характера нового знания
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Сейчас вы будете работать с заданием в группах. Вспомним правила работы в группе? (СЛАЙД № 8)
Обучающиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием:

Прикрой семена двумя слоями бинта.
Налей в миску заранее приготовленную воду, чтобы хорошо смочить бинт.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.

Группы выступают.
- Большое спасибо всем за работу!
- Аня, герой нашего учебника, тоже выполняла это задание. Давайте сравним то, что получилось у нас, с алгоритмом , который получился у Ани. Прочитаем его на с.93 учебника. (СЛАЙД № 9)

1. Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
2. Прикрой семена двумя слоями бинта.
3. Налей в миску заранее приготовленную воду, чтобы хорошо смочить бинт.

- Поднимите руки те группы, алгоритм которых совпал с алгоритмом Ани.
- Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да. Мы теперь знаем ответ на вопрос: «Как прорастить семена?»)
- Как же прорастить семена? (дети проговаривают алгоритм)
- Мы с вами хорошо потрудились и открыли новое знание! Теперь немного отдохнём.

Физкультминутка:
Мы березку посадили, 
Мы водой ее полили, 
И березка подросла, 
К солнцу ветки подняла, 
А потом их наклонила 
И ребят благодарила. (СЛАЙД № 10)

6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
зафиксировать во внешней речи изученное учебное содержание.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Какую цель вы поставили перед собой на этом уроке? (узнать, как прорастить семена). Достигли её? (да)
- Докажите. (у нас есть алгоритм «Как прорастить семена»)
- Что нам теперь нужно сделать? (закрепить новое знание)
- Давайте прочитаем алгоритм проращивания семян ещё раз вместе (хоровой ответ)
- Ребята, а вы поняли без чего же не прорастут семена? (Семена не прорастут без воды)
- Что же надо сделать, чтобы семена проросли? Возьмите карточку и обведите в кружок правильные ответы. (СЛАЙД № 11)

1. Положить семена на влажный бинт и прикрыть влажным бинтом.
2. Удобрить почву.
3. Следить, чтобы бинты не пересыхали.
4. Регулярно рыхлить почву.

- Проверим эту работу. (СЛАЙД № 11, анимация1,2)
-А зачем нужно проращивать семена? (ответы детей)
- Молодцы! Пришло время себя проверить! А для этого вы выполните … (самостоятельную работу)
- Сегодня на уроке это будет практическая самостоятельная работа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новое знание;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:

- Посмотрите фотографии в учебнике с. 92 и назовите, какие материалы и приспособления понадобятся вам, чтобы прорастить семена? (Миска, бинт, вода, семена)
- Проверьте их наличие на своей парте.
- Сегодня на уроке вы будете проращивать семена настурции для школьной клумбы.
- Рассмотрите семена настурции, а на слайде вы видите, какие цветы вырастут из этих семян. (СЛАЙД № 12)
- Действуя по алгоритму «Проращивание семян», выполните практическую самостоятельную работу.

Выполнение самостоятельной работы.
- Выполните самопроверку по таблице. Оцените каждый сделанный вами шаг «+» или «-»

1.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.

2.
Прикрой семена двумя слоями бинта

3.
Налей в миску заранее приготовленную воду,чтобы хорошо смочить бинт.

Мой результат:
- Оцените свою работу знаком «?», если вами был нарушен алгоритм проращивания семян, или знаком «+», если вы всё сделали строго по алгоритму. (СЛАЙД № 13)
- У кого были ошибки в порядке выполнения работы? (дети поднимают руки)
- Что можно посоветовать этим ребятам? (прочитать ещё раз и запомнить алгоритм проращивания семян)
- Поднимите руку, кто не нарушил алгоритма и всё сделал правильно. Молодцы!

8. Включение в систему знаний
Цель:

1) включение нового знания в систему знаний учащихся;
2) повторение и закрепление ранее изученного;
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Новое открытие поможет нам проверить всхожесть семян: если семена набухнут, значит, они прорастут и их можно будет сажать. Если нет, то для проращивания они не годятся. (СЛАЙД № 14)
- Аня предлагает вести наблюдения за семенами, чтобы увидеть окончательный результат вашей работы. Откройте рабочие тетради на стр. 27 и посмотрите таблицу Ани:

Стадии работы и наблюдения
Дата
Начало проращивания

Набухание семян

Появление проростка

Посадка проросшего семени

- Посчитай и запиши:
• Сколько семян проросло___________________________
• Через сколько дней после начала проращивания появился первый проросток ____________________________________________________________________
- Что мы можем отметить в таблице сейчас? (Дату начала проращивания семян)
- А остальные строчки таблицы будем заполнять по мере наблюдения.

9. Рефлексия деятельности на уроке
Цели:

1) зафиксировать новое знание;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог.
- Назовите тему нашего урока. (Проращивание семян)
- Какова была его цель? (узнать, как прорастить семена)
- Докажите, что вы достигли цели (у нас теперь есть эталон – алгоритм – в учебнике, с помощью которого мы научились проращивать семена)
- Оцените свою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат шаблоны настурции. (СЛАЙД № 15)

Раскрасьте их:
• зелёным цветом, если вы не поняли тему и в самостоятельной работе допустили более 1 ошибки;
• жёлтым цветом, если у вас ещё остались вопросы по теме урока и в самостоятельной работе допущена 1 ошибка;
• красным цветом, если самостоятельная работа выполнена без ошибок, вы всё поняли и сможете рассказать дома как прорастить семена.

- Поднимите раскрашенные цветы. Кто-то хочет озвучить, почему он выбрал именно этот цвет? (Ответы детей)
- Спасибо!
- Давайте наклеим ваши настурции на макет клумбы и посмотрим, как будет выглядеть клумба на школьном дворе, когда ваши цветы будут высажены и зацветут.
- Ваш помощник – дождик – спрашивает вас: Что же нужно растениям, чтобы они росли и цвели? (вода)
- Молодцы! Сегодня вы многое узнали, благодаря слаженной групповой работе своих одноклассников. Поблагодарите друг друга за эту работу.
- Урок закончен. Спасибо за работу!

Использованная литература
1. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000 …» - М.: Академия АПКиППРО, 2008
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться» - М., 2006
3. Роговцева Н.И. и др. Технология 1 класс Учебник и Рабочая тетрадь
4. Роговцева Н.И. Рабочая программа по технологии 1 класс ФГОС


 


Категория: Блоги | Добавил: IrinaChaadaeva
Просмотров: 765 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог