Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Гармония»»
Новгородская область, г. Великий Новгород
Конспект урока по технологии
в 1 классе
«Проращивание семян»
Подготовили:
учитель начальных классов
Чаадаева Ирина Валерьевна,
и учитель начальных классов
Антонюк Ирина Вячеславовна
г. Великий Новгород
2021 год
Предмет: Технология
Тип урока: ОНЗ
Класс: 1 класс
Тема: «Проращивание семян»
Основные цели:
1) Сформировать представление о значимости воды для растений
2) Показать важность приобретаемых знаний для настоящей и будущей жизни ученика.
Дидактические материалы:
Эталоны:
1). Этапы учебной деятельности
2). Работа в парах и группах
Карточка для работы в группах:
Прикрой семена двумя слоями бинта.
Налей в миску заранее приготовленную воду, чтобы хорошо смочить бинт.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
Эталон для самопроверки:
2.
Прикрой семена двумя слоями бинта
3.
Налей в миску заранее приготовленную воду,чтобы хорошо смочить бинт.
1.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
Карточка для практической самостоятельной работы:
1.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
2.
Прикрой семена двумя слоями бинта
3.
Налей в миску заранее приготовленную воду,чтобы хорошо смочить бинт.
Мой результат:
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Краткая аннотация к работе:
Сценарий урока открытия новых знаний с презентацией, выполненный в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон по предмету «Технология» по теме «Проращивание семян» 1 класс. Методическая разработка формирует представление о значимости воды в жизни растений, знакомит обучающихся с алгоритмом проращивания семян, раскрывает значение определения всхожести семян в практической деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС содержание урока ориентировано на предметные, метапредметные и личностные результаты. В ходе урока формируется умение учиться – самостоятельно открывать новые знания, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока;
3) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Прочитайте стихотворение С. Пшеничных«Дождик, лей!»
Дождик, лей
Дождик, лей,
Не жалей!
Травку первую
Полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена.
Дождик, лей,
Не жалей!
Огород и сад
Полей!
Пусть цветы
Цветут вокруг!
пусть растут
Горох и лук!
Дождик, лей,
Не жалей!
И меня чуть-чуть
Полей
Вместе с луком
И горошком
Подрасту и я
Немножко! (СЛАЙД № 2)
- С какой просьбой обращается герой произведения к дождику?
- А зачем он просит дождик полить траву, огород, сад?
- Главный герой стихотворения, дождик, будет сегодня на уроке нашим гостем, который поможет нам понять важность воды в жизни растений.
- Зачем нужна вода растениям? (ответы детей)
- Молодцы, вы много знаете о воде! А сегодня на уроке вы получите ещё и новое знание о роли воды в жизни растений.
- Давайте вспомним, какие этапы учебной деятельности надо пройти, чтобы открыть новое знание? (Надо понять, что я не знаю, и самому найти способ)(СЛАЙД № 3)
- Пожелайте друг другу успеха!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель:
1) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
2) предъявить индивидуальное задание для пробного действия;
3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) - С чего начнём? (Сначала будем повторять то, что мы уже знаем и что нам пригодится на сегодняшнем уроке открытия нового знания)
- Откройте учебник с. 90. Рассмотрите фотографии. Ответьте на вопрос: Как человек использует воду в своей жизни? (Человек пьет воду, ловит рыбу, умывается, принимает душ, поливает растения)
- Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. (СЛАЙД № 4)
- Перейдите на с. 91 учебника, прочитайте пословицы, в которых встречается слово «вода». Обсудите в парах смысл пословицы «Лес и вода – родные брат и сестра»
(растения и животные леса и вода связаны друг с другом: вода поит растения и животных, разносит их семена, в воде и около воды растут разные растения, обитают животные,…) (СЛАЙД № 5)
- Молодцы! А зачем растению семена? (ответы детей)
2) - А теперь давайте обобщим, что повторили. (Мы вспомнили о значении воды в жизни человека и растений )
- Какие шаги первого этапа учебной деятельности вы уже прошли? (Повторение знаний, необходимых для открытия нового, обобщение знаний)
3) - Какой следующий шаг? (Вы нам предложите пробное действие)
- Зачем вы будете выполнять пробное действие? (Чтобы понять, чего мы ещё не знаем)
- Подумайте 1 минуту и ответьте на вопрос «Как прорастить семена?» (СЛАЙД № 6)
- У кого нет ответа на этот вопрос? (дети поднимают руки)
- В чем ваше затруднение? (Я пока не могу ответить на вопрос «Как прорастить семена?»)
-У кого есть ответ? (дети поднимают руки)
- А вы могли бы назвать эталон, на который вы опирались? (нет)
- Значит, вы не можете доказать, что ваш ответ верный? (не можем)
- Скажите, в чём тогда ваше затруднение. (Я пока не могу обосновать свой ответ на вопрос «Как прорастить семена?»)
- У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать над его причиной)
3. Выявление причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места – шага, где возникло затруднение;
2) организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для ответа на вопрос.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы пытались ответить на вопрос: «Как прорастить семена?»)
- Почему же вы не смогли ответить на вопрос? (Мы пока не знаем, как прорастить семена)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1) уточнение цели проекта, т. е. устранение возникшего затруднения;
2) определение средств для достижения цели;
3) построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова же цель нашего урока? (Узнать, как прорастить семена)
- Итак, мы перешли ко второму этапу урока. Назовите следующий шаг. (Надо составить план для достижения цели)
- Чтобы достигнуть цели урока, нам нужны «ключи» для открытия нового знания. Какими «ключами» мы сможем воспользоваться? (Наши старые знания, иллюстрации в учебнике, чтение текста, рассказ учителя, поиск информации в Интернете, выполнение практических заданий…)
-Для достижения цели я предлагаю вам воспользоваться вашими знаниями, учебником и карточками-помощниками.
- А действовать вы будете по плану, который я вам предлагаю: (СЛАЙД № 7)
ПЛАН
1. Прочитайте шаги алгоритма «Проращивания семян».
2. Правильно пронумеруйте действия, которые помогут прорастить семена.
3. Подготовьте ответ от группы.
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) создать условия для открытия учащимися нового знания;
3) организовать уточнение общего характера нового знания
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Сейчас вы будете работать с заданием в группах. Вспомним правила работы в группе? (СЛАЙД № 8)
Обучающиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием:
Прикрой семена двумя слоями бинта.
Налей в миску заранее приготовленную воду, чтобы хорошо смочить бинт.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
Группы выступают.
- Большое спасибо всем за работу!
- Аня, герой нашего учебника, тоже выполняла это задание. Давайте сравним то, что получилось у нас, с алгоритмом , который получился у Ани. Прочитаем его на с.93 учебника. (СЛАЙД № 9)
1. Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
2. Прикрой семена двумя слоями бинта.
3. Налей в миску заранее приготовленную воду, чтобы хорошо смочить бинт.
- Поднимите руки те группы, алгоритм которых совпал с алгоритмом Ани.
- Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да. Мы теперь знаем ответ на вопрос: «Как прорастить семена?»)
- Как же прорастить семена? (дети проговаривают алгоритм)
- Мы с вами хорошо потрудились и открыли новое знание! Теперь немного отдохнём.
Физкультминутка:
Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят благодарила. (СЛАЙД № 10)
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: зафиксировать во внешней речи изученное учебное содержание.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Какую цель вы поставили перед собой на этом уроке? (узнать, как прорастить семена). Достигли её? (да)
- Докажите. (у нас есть алгоритм «Как прорастить семена»)
- Что нам теперь нужно сделать? (закрепить новое знание)
- Давайте прочитаем алгоритм проращивания семян ещё раз вместе (хоровой ответ)
- Ребята, а вы поняли без чего же не прорастут семена? (Семена не прорастут без воды)
- Что же надо сделать, чтобы семена проросли? Возьмите карточку и обведите в кружок правильные ответы. (СЛАЙД № 11)
1. Положить семена на влажный бинт и прикрыть влажным бинтом.
2. Удобрить почву.
3. Следить, чтобы бинты не пересыхали.
4. Регулярно рыхлить почву.
- Проверим эту работу. (СЛАЙД № 11, анимация1,2)
-А зачем нужно проращивать семена? (ответы детей)
- Молодцы! Пришло время себя проверить! А для этого вы выполните … (самостоятельную работу)
- Сегодня на уроке это будет практическая самостоятельная работа.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новое знание;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Посмотрите фотографии в учебнике с. 92 и назовите, какие материалы и приспособления понадобятся вам, чтобы прорастить семена? (Миска, бинт, вода, семена)
- Проверьте их наличие на своей парте.
- Сегодня на уроке вы будете проращивать семена настурции для школьной клумбы.
- Рассмотрите семена настурции, а на слайде вы видите, какие цветы вырастут из этих семян. (СЛАЙД № 12)
- Действуя по алгоритму «Проращивание семян», выполните практическую самостоятельную работу.
Выполнение самостоятельной работы.
- Выполните самопроверку по таблице. Оцените каждый сделанный вами шаг «+» или «-»
1.
Положи на дно миски кусок бинта, чтобы он закрывал дно. Положи сверху на бинт семена.
2.
Прикрой семена двумя слоями бинта
3.
Налей в миску заранее приготовленную воду,чтобы хорошо смочить бинт.
Мой результат:
- Оцените свою работу знаком «?», если вами был нарушен алгоритм проращивания семян, или знаком «+», если вы всё сделали строго по алгоритму. (СЛАЙД № 13)
- У кого были ошибки в порядке выполнения работы? (дети поднимают руки)
- Что можно посоветовать этим ребятам? (прочитать ещё раз и запомнить алгоритм проращивания семян)
- Поднимите руку, кто не нарушил алгоритма и всё сделал правильно. Молодцы!
8. Включение в систему знаний
Цель:
1) включение нового знания в систему знаний учащихся;
2) повторение и закрепление ранее изученного;
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Новое открытие поможет нам проверить всхожесть семян: если семена набухнут, значит, они прорастут и их можно будет сажать. Если нет, то для проращивания они не годятся. (СЛАЙД № 14)
- Аня предлагает вести наблюдения за семенами, чтобы увидеть окончательный результат вашей работы. Откройте рабочие тетради на стр. 27 и посмотрите таблицу Ани:
Стадии работы и наблюдения
Дата
Начало проращивания
Набухание семян
Появление проростка
Посадка проросшего семени
- Посчитай и запиши:
• Сколько семян проросло___________________________
• Через сколько дней после начала проращивания появился первый проросток ____________________________________________________________________
- Что мы можем отметить в таблице сейчас? (Дату начала проращивания семян)
- А остальные строчки таблицы будем заполнять по мере наблюдения.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цели:
1) зафиксировать новое знание;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог.
- Назовите тему нашего урока. (Проращивание семян)
- Какова была его цель? (узнать, как прорастить семена)
- Докажите, что вы достигли цели (у нас теперь есть эталон – алгоритм – в учебнике, с помощью которого мы научились проращивать семена)
- Оцените свою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат шаблоны настурции. (СЛАЙД № 15)
Раскрасьте их:
• зелёным цветом, если вы не поняли тему и в самостоятельной работе допустили более 1 ошибки;
• жёлтым цветом, если у вас ещё остались вопросы по теме урока и в самостоятельной работе допущена 1 ошибка;
• красным цветом, если самостоятельная работа выполнена без ошибок, вы всё поняли и сможете рассказать дома как прорастить семена.
- Поднимите раскрашенные цветы. Кто-то хочет озвучить, почему он выбрал именно этот цвет? (Ответы детей)
- Спасибо!
- Давайте наклеим ваши настурции на макет клумбы и посмотрим, как будет выглядеть клумба на школьном дворе, когда ваши цветы будут высажены и зацветут.
- Ваш помощник – дождик – спрашивает вас: Что же нужно растениям, чтобы они росли и цвели? (вода)
- Молодцы! Сегодня вы многое узнали, благодаря слаженной групповой работе своих одноклассников. Поблагодарите друг друга за эту работу.
- Урок закончен. Спасибо за работу!
Использованная литература
1. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000 …» - М.: Академия АПКиППРО, 2008
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться» - М., 2006
3. Роговцева Н.И. и др. Технология 1 класс Учебник и Рабочая тетрадь
4. Роговцева Н.И. Рабочая программа по технологии 1 класс ФГОС
|