Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект урока в 1 классе "Шахматные фигуры"

СКАЧАТЬ (25.7 Kb) 18.08.2023, 01:37
Рыбкина Людмила Петровна
педагог-психолог, ГБОУ Школа №7
Тема урока: Шахматные фигуры.
Цель: познакомить с белыми и чёрными шахматными фигурами.
Задачи:
- развивать внимание, смекалку, воображение, уметь самостоятельно выполнять задания;
- воспитывать самостоятельность, терпеливость.

Ход урока:
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, комплект шахмат для каждого ученика.

Организационный момент
Добрый день!
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!

Актуализация знаний
Продолжаем путешествие в «Шахматную Страну».  Но сначала повторим, какие тайны этой страны мы уже знаем.
Где же находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)
Как называют людей, играющих в шахматы? (Партнеры, противники.)
Как называются дорожки на шахматной доске? (Горизонталь, вертикаль, диагональ)
Сколько на шахматной доске всех полей? (64.)
Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.) 

Открытие новых знаний.
Скоро бой. И ждет войска деревянная доска. И так, начнём знакомство. В «Шахматной Стране» живет два королевства Белое и Черное. Они постоянно враждуют.
Начнём знакомство с шахматными фигурами. Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете находить их у себя. В шахматном войске, самый главный, конечно же, кто? (король).

 На доске учитель прикрепляет слово: Король.
А вот и его величество - король! (в руках два короля белого и черного цвета). В войске королей по одному – один белый, один чёрный. Найдите у себя королей белого и черного. Он самый высокий и самый заметный. На шахматной доске его фигура похожа на человечка. У короля корона на голове в виде пики или креста. Рассмотрите и покажите эти фигуры.  Опишите, найдите отличия.
Верным защитником и помощником короля является ферзь. В каждом войске по одному ферзю. Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка - корона. На демонстрационной шахматной доске у ферзя вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами. Стоит ферзь всегда рядом с королем на поле своего цвета. Другое его название - Королева. (демонстрирует две фигуры белого и черного цвета).

На доске учитель прикрепляет слово: Ферзь.
Следующая фигура – ладья. Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. Посмотрите сколько ладей в каждом войске? (по две).
На доске учитель прикрепляет слово: Ладья.
В шахматах один из участников сражения – слон. Найдите сколько слонов в каждой армии? (два слона).

На доске учитель прикрепляет слово: Слон.
В древнерусских шахматах слон называется также «офицер». В начале партии у каждого игрока в распоряжении два слона.
А как называется эта фигура ? (учащимся показывается конь). (конь).

На доске учитель прикрепляет слово: Конь.
Шахматных коней у противников тоже по два.
Найдите и сосчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по восемь).

На доске учитель прикрепляет слово: Пешка.
Правильно. Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших
Фигур.  Пешки - это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)
Вот какие прекрасные фигуры есть в шахматной игре.

Физкультминутка
А сейчас мы с вами превратимся в пешки:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Дидактическая игра «Угадай-ка»
(Учитель загадывает загадку, ребята молча отгадывают и поднимают фигуру, доказывают свой выбор).
  1. Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон) 
  1. Всех он смелее и сильней,                 
И не узнать его нельзя,                     
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
  1. Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король)
  1. Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это?
Это…(конь)
  1. Маленькая, удаленькая,
Все поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
  1. Стою на самом краю,
путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
как зовут – не скажу. (Ладья)

Вопросы из «Шахматной шкатулки»
1.Какой король не умеет говорить? (шахматный)
2.Какая фигура похожа на лошадь? (конь)
3.Какая фигура похожа на башню? (ладья)
4. Какая фигура ниже: слон или пешка? (пешка)
5.У какого слона нет хобота? (у шахматного)
6.Какая фигура выше: ферзь или король? (король)
7. Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (конь, слон, пешка, ладьи)

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Задание: найти определенную фигуру в мешочке на ощупь (в мешочке находятся все фигуры сразу).

Рефлексия
1.Какие фигуры существуют в шахматной игре?
2.Какая фигура вам понравилась больше всего?
3.Как выглядит король, ферзь, ладья, пешка, конь?
На этом наше путешествие в Шахматную страну закончено.

Список используемых источников:
1.Абрамов С. Шахматы. Как научить и увлечь детей. Москва, 2022.
2.Абрамов С., Касаткина В. "Шахматы для дошкольников и младших школьников". Часть 1, Москва, 2019.
3.Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Первый год обучения. Москва: Просвещение, 2018.
4.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

           


Категория: Блоги | Добавил: Ludmila11_01
Просмотров: 341 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог