Тема урока: Шахматные фигуры.
Цель: познакомить с белыми и чёрными шахматными фигурами.
Задачи:
- развивать внимание, смекалку, воображение, уметь самостоятельно выполнять задания;
- воспитывать самостоятельность, терпеливость.
Ход урока:
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, комплект шахмат для каждого ученика.
Организационный момент
Добрый день!
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Актуализация знаний
Продолжаем путешествие в «Шахматную Страну». Но сначала повторим, какие тайны этой страны мы уже знаем.
Где же находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)
Как называют людей, играющих в шахматы? (Партнеры, противники.)
Как называются дорожки на шахматной доске? (Горизонталь, вертикаль, диагональ)
Сколько на шахматной доске всех полей? (64.)
Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
Открытие новых знаний.
Скоро бой. И ждет войска деревянная доска. И так, начнём знакомство. В «Шахматной Стране» живет два королевства Белое и Черное. Они постоянно враждуют.
Начнём знакомство с шахматными фигурами. Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете находить их у себя. В шахматном войске, самый главный, конечно же, кто? (король).
На доске учитель прикрепляет слово: Король.
А вот и его величество - король! (в руках два короля белого и черного цвета). В войске королей по одному – один белый, один чёрный. Найдите у себя королей белого и черного. Он самый высокий и самый заметный. На шахматной доске его фигура похожа на человечка. У короля корона на голове в виде пики или креста. Рассмотрите и покажите эти фигуры. Опишите, найдите отличия.
Верным защитником и помощником короля является ферзь. В каждом войске по одному ферзю. Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка - корона. На демонстрационной шахматной доске у ферзя вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами. Стоит ферзь всегда рядом с королем на поле своего цвета. Другое его название - Королева. (демонстрирует две фигуры белого и черного цвета).
На доске учитель прикрепляет слово: Ферзь.
Следующая фигура – ладья. Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. Посмотрите сколько ладей в каждом войске? (по две).
На доске учитель прикрепляет слово: Ладья.
В шахматах один из участников сражения – слон. Найдите сколько слонов в каждой армии? (два слона).
На доске учитель прикрепляет слово: Слон.
В древнерусских шахматах слон называется также «офицер». В начале партии у каждого игрока в распоряжении два слона.
А как называется эта фигура ? (учащимся показывается конь). (конь).
На доске учитель прикрепляет слово: Конь.
Шахматных коней у противников тоже по два.
Найдите и сосчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по восемь).
На доске учитель прикрепляет слово: Пешка.
Правильно. Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших
Фигур. Пешки - это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)
Вот какие прекрасные фигуры есть в шахматной игре.
Физкультминутка
А сейчас мы с вами превратимся в пешки:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Дидактическая игра «Угадай-ка»
(Учитель загадывает загадку, ребята молча отгадывают и поднимают фигуру, доказывают свой выбор).
- Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
- Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
- Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король)
- Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это?
Это…(конь)
- Маленькая, удаленькая,
Все поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
- Стою на самом краю,
путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
как зовут – не скажу. (Ладья)
Вопросы из «Шахматной шкатулки»
1.Какой король не умеет говорить? (шахматный)
2.Какая фигура похожа на лошадь? (конь)
3.Какая фигура похожа на башню? (ладья)
4. Какая фигура ниже: слон или пешка? (пешка)
5.У какого слона нет хобота? (у шахматного)
6.Какая фигура выше: ферзь или король? (король)
7. Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (конь, слон, пешка, ладьи)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Задание: найти определенную фигуру в мешочке на ощупь (в мешочке находятся все фигуры сразу).
Рефлексия
1.Какие фигуры существуют в шахматной игре?
2.Какая фигура вам понравилась больше всего?
3.Как выглядит король, ферзь, ладья, пешка, конь?
На этом наше путешествие в Шахматную страну закончено.
Список используемых источников:
1.Абрамов С. Шахматы. Как научить и увлечь детей. Москва, 2022.
2.Абрамов С., Касаткина В. "Шахматы для дошкольников и младших школьников". Часть 1, Москва, 2019.
3.Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Первый год обучения. Москва: Просвещение, 2018.
4.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
|