| 
				
			 Тема урока: Шахматные фигуры. Цель: познакомить с белыми и чёрными шахматными фигурами.
 Задачи:
 - развивать внимание, смекалку, воображение, уметь самостоятельно выполнять задания;
 - воспитывать самостоятельность, терпеливость.
 
 Ход урока:
 Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, комплект шахмат для каждого ученика.
 
 Организационный момент
 Добрый день!
 Долгожданный дан звонок,
 Шахматный нас ждет урок!
 
 Актуализация знаний
 Продолжаем путешествие в «Шахматную Страну».  Но сначала повторим, какие тайны этой страны мы уже знаем.
 Где же находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)
 Как называют людей, играющих в шахматы? (Партнеры, противники.)
 Как называются дорожки на шахматной доске? (Горизонталь, вертикаль, диагональ)
 Сколько на шахматной доске всех полей? (64.)
 Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
 
 Открытие новых знаний.
 Скоро бой. И ждет войска деревянная доска. И так, начнём знакомство. В «Шахматной Стране» живет два королевства Белое и Черное. Они постоянно враждуют.
 Начнём знакомство с шахматными фигурами. Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете находить их у себя. В шахматном войске, самый главный, конечно же, кто? (король).
 
 На доске учитель прикрепляет слово: Король.
 А вот и его величество - король! (в руках два короля белого и черного цвета). В войске королей по одному – один белый, один чёрный. Найдите у себя королей белого и черного. Он самый высокий и самый заметный. На шахматной доске его фигура похожа на человечка. У короля корона на голове в виде пики или креста. Рассмотрите и покажите эти фигуры.  Опишите, найдите отличия.
 Верным защитником и помощником короля является ферзь. В каждом войске по одному ферзю. Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка - корона. На демонстрационной шахматной доске у ферзя вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами. Стоит ферзь всегда рядом с королем на поле своего цвета. Другое его название - Королева. (демонстрирует две фигуры белого и черного цвета).
 
 На доске учитель прикрепляет слово: Ферзь.
 Следующая фигура – ладья. Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. Посмотрите сколько ладей в каждом войске? (по две).
 На доске учитель прикрепляет слово: Ладья.
 В шахматах один из участников сражения – слон. Найдите сколько слонов в каждой армии? (два слона).
 
 На доске учитель прикрепляет слово: Слон.
 В древнерусских шахматах слон называется также «офицер». В начале партии у каждого игрока в распоряжении два слона.
 А как называется эта фигура ? (учащимся показывается конь). (конь).
 
 На доске учитель прикрепляет слово: Конь.
 Шахматных коней у противников тоже по два.
 Найдите и сосчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по восемь).
 
 На доске учитель прикрепляет слово: Пешка.
 Правильно. Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших
 Фигур.  Пешки - это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)
 Вот какие прекрасные фигуры есть в шахматной игре.
 
 Физкультминутка
 А сейчас мы с вами превратимся в пешки:
 Ну- ка, пешки, поиграем.
 Головой мы повращаем
 Вправо – влево, а потом (вращение головой)
 Наши ножки разомнём. (приседания)
 1,2,3 – на месте шаг.
 Встали пешки дружно в ряд.
 Мы размялись от души,
 За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
 
 Дидактическая игра «Угадай-ка»
 (Учитель загадывает загадку, ребята молча отгадывают и поднимают фигуру, доказывают свой выбор).
 
 Не живет в зверинце он  И не весит 40 тонн,Но и ловок и силен.
 Догадались? Это…(слон)
 
 Всех он смелее и сильней,                   И не узнать его нельзя,                      Он победит слонов, коней,
 Конечно, ты узнал... (ферзя)
 
 Повернулся на престоле  И одно оставил полеКто играет эту роль?
 Ну конечно же … (король)
 
 Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой.Красавца этого не тронь!
 Узнал, кто это?
 Это…(конь)
 
 Маленькая, удаленькая, Все поле пройдетИ награду найдет… (Пешка)
 
 Стою на самом краю,  путь откроют – пойду.Только прямо хожу,
 как зовут – не скажу. (Ладья)
 
 Вопросы из «Шахматной шкатулки»
 1.Какой король не умеет говорить? (шахматный)
 2.Какая фигура похожа на лошадь? (конь)
 3.Какая фигура похожа на башню? (ладья)
 4. Какая фигура ниже: слон или пешка? (пешка)
 5.У какого слона нет хобота? (у шахматного)
 6.Какая фигура выше: ферзь или король? (король)
 7. Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (конь, слон, пешка, ладьи)
 
 Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
 Задание: найти определенную фигуру в мешочке на ощупь (в мешочке находятся все фигуры сразу).
 
 Рефлексия
 1.Какие фигуры существуют в шахматной игре?
 2.Какая фигура вам понравилась больше всего?
 3.Как выглядит король, ферзь, ладья, пешка, конь?
 На этом наше путешествие в Шахматную страну закончено.
 
 Список используемых источников:
 1.Абрамов С. Шахматы. Как научить и увлечь детей. Москва, 2022.
 2.Абрамов С., Касаткина В. "Шахматы для дошкольников и младших школьников". Часть 1, Москва, 2019.
 3.Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Первый год обучения. Москва: Просвещение, 2018.
 4.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
 
 
 
 |