Цели:
-провести краткий обзор истории и математической сущности золотого сечения, попытаться осмыслить его роль в современном мире;
- формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- проанализировать объекты архитектуры и скульптуры города Пскова на соответствие «Золотых пропорций»
План занятия:
1. История «Золотого сечения»
2. Знакомство с пропорцией «Золотого сечения»
3. Нахождение пропорций «Золотого сечения» на примерах архитектуры
города Пскова, расчет и сверка с «Золотым сечением».
4. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. История золотого сечения (сообщения студентов по индивидуальным проектам)
Понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н. э.)
Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции
В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления. Леонардо да Винчи производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение.
1. Практическая часть: нахождение пропорций «Золотого сечения» на примерах архитектуры Пскова, расчет и сверка с «Золотым сечением».
«Золотое сечение» в архитектуре Пскова
Математическая сущность «Золотого сечения»
Это деление отрезка и есть «Золотое сечение».
а:b = b:c
Болгарский журнал «Отечество» опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении»,
которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56.
Золотой прямоугольник
Архитектура и скульптуры г. Пскова соответствует пропорциям
«Золотого сечения»
Студенты искали материал в музеях г. Пскова о памятниках, историях создания и открытия памятников, о размерах памятников, интересные моменты и истории работы над архитектурными зданиями и памятниками.
памятник княгине Ольге
Здание Псковского государственного университета приближено к пропорциям «Золотого сечения»
Приближен к пропорциям Золотого сечения
Памятник Александру Невскому
Подведение итогов:
-проведён исторический экскурс и разобрана математическая сущность «Золотого сечения»;
- знакомство с принципами «Золотого сечения», помогло увидеть гармонию и целесообразность окружающих нас творений человека;
- «Золотая пропорция» господствует в окружающем нас мире и полученные результаты исследования позволяют это утверждать;
- продолжить свои исследования.
Рефлексия прошла через удивление, интерес к истории, необычному рядом в повседневной жизни.
Заключение.
Проведенное занятия по теме «Золотое сечение» удивило студентов своей исторической глубиной, присутствием исторических событий в современном мире, при вычислении пропорций «Золотого сечения» были откровения и восторг вычислений и сопоставление с данными из древности.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога - консультанта, так и со стороны студентов, и не менее тщательной координации всей деятельности ребят в процессе работы над проектом. Вместе с тем, думаем, из приведенного описания технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности. Кроме того, в связи со спецификой обучения в системе среднего профессионального образования студенты мало уделяют внимания дисциплинам не связанным с профильным обучением. Только внедрение инновационных педагогических технологий (в частности метод проектов) способствует сконцентрировать их внимание на общегуманитарные социально - экономические дисциплины. Данная технология предлагает одновременное преподавание некоторых тем по различным предметам, которые имеют общие смысловые грани, что, содействует не только стимулированию интереса у студентов, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных компетенций. Тем более, что количество учебных часов отводимых в программах среднего профессионального образования на изучение общегуманитарных социально-экономических дисциплин за последнее время сократилось, а объем содержания увеличился.
Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.
Литература:
1. Виленкин, Н.Я. Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2021.
2. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М., 1992.
3. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М., 1994.
5. «Древо познания» универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. МС ИСТ ЛИМИТЕД М., 2015г.
6. В. А. Касьянов, Физика 11 кл., Москва: Дрофа, 2021.
Интернет сайты:
|