| 
 
 Конспект внеклассного чтения 
|  (34.4 Kb) | 07.08.2023, 12:08 |  | Карташова Наталья Александровна |  | учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 8 г.Балашиха |  | 
				
			 Технологическая карта урока  
 
 
 | Тема: | Внеклассное чтение. Басни |  
 | Цель урока: | Создание условий для организации работы  с жанровыми особенностями и структурой басен,   способствовать развитию умений выделять особенности языка баснописцев;  сравнивать басни  разных авторов; создание  условий для формирования и развития читательской грамотности. |  
 | Планируемые результаты: | Предметные УУД: 
 формирование общего понятия о басенном жанре, особенностях построения и выразительных средствах;развитие умения интерпретировать информационный текст; пользоваться основными литературными терминами и понятиями; формирование умения сравнивать басни;выразительно читать с информационного текста. Метапредметные УУД:Регулятивные:
 
 учить принимать учебную задачу; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме;планировать свои действия для решения учебной задачи;  оценивать правильность выполнения действий (самооценка и взаимооценка). Познавательные: 
 учить добывать и анализировать информацию из   текста; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;определять основную идею произведений, осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию они несут;осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, строить несложные рассуждения;  Коммуникативные:
 
 учить слушать и понимать других, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;работать индивидуально и в группе. Личностные: 
 развивать познавательные процессы, внимание, память, мышление, речь, творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции, развивать умение вести учебный диалог; развивать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;  проявлять чувства доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости; владеть навыками сотрудничества;учить оценивать свою работу и работу одноклассников;формировать положительное отношение и интерес к предмету. |  
 | Формы проведения: | Литературная гостиная |  
 | Методы работы: | Частично-поисковый, словесные, наглядные, практические |  
 | Тип урока: | Урок методологической направленности 
 |  
 | Ресурсы: | Оборудование учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация; портреты баснописцев; лента времени. Оборудование обучающихся: информационные тексты; карточки для работы в парах;   оценочные листы, карточки для работы в группе.
 |  
 | Организация пространства: | Фронтальная работа, работа в паре,  групповая работа, индивидуальная работа |  Ход урока
 
 
 
 | Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
 |  
 | I. Организационный | - Добрый день! (музыка)  СЛАЙД 1 - Приглашаю вас в литературную гостиную! Что такое гостиная?
 - Какое слово является его родственным, однокоренным? (гость)
 - А для чего  собираются  в гостиной? (отпраздновать, поужинать, пообщаться)
 - Какие предметы вы видите? (скрипка, зеркало, очки, сыр)
 - Что объединяет все эти предметы? (эти предметы встречаются в баснях) Назовите их.
 - Определите тему нашей встречи в литературной гостиной. (Басни) СЛАЙД 2
 - Какие еще вы знаете басни? Узнайте их по иллюстрации.
 СЛАЙД 3
 
 | Создает психо-эмоциональный настрой на работу. | Проявление позитивного отношения к учебному процессу. Высказывают свое мнение. |  
 | II. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и цели исследования.
 | -  Нравится ли вам читать басни? Почему? (смешные короткие истории, с юмором, весёлые, вызывают улыбку) СЛАЙД 4 Люди до того любят басни, что, не имея способности их сочинять, переписывают или читают их.  (Вольтер)
 
 (на доске портреты)
 - Назовите людей, чьи портреты вы видите. (Крылов И.А., Эзоп, Жан де Лафонтен)
 -  Что их объединяет? (это баснописцы)
 -  Какие задачи поставим сегодня на встрече?
 СЛАЙД 5
 | Создает условия для мотивации; обращается к индивидуальному опыту учащихся, связанному с темой урока; инициирует учащихся  на определение темы и цели  урока. 
 | Дети определяют границы своего знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Формулируют тему и цель урока.
 
 
 
 |  
 | III. Актуализация знаний 
 | - Обратите внимание,  как вы сидите. Почему? (у  нас бейджи одинакового цвета, мы будем работать вместе) - Первое задание. Соедините понятие и его определение.
 СЛАЙД 6
 - Поменяйтесь в парах карточками.  Проверяем. Оцените  работу своей пары. Если все верно, раскрасьте кусочек сыра у вороны. А если нет, оставьте его незакрашенным.
 
 | Организует самостоятельную работу в парах. 
 
 Организует проверку результатов работы.
 
 
 | Вспоминают основные понятия и термины, связанные с  басней. 
 Оценивают свои знания.
 |  
 | IV. Операционно – исполнительский | Чтение произведений - На ваших бейджах не только цвет определяет ваше место в гостиной, но и имя баснописца, которое написано на них.
 - Займите теперь места согласно имени, написанном на бейдже.
 - Определите с произведением какого баснописца будет работать первая  группа? (Эзоп) Вторая? (Лафонтен)  Третья? (Крылов)
 - Перед вами информационные тексты. Прочитайте их.
 Работа с информацией
 - Расположите на ленте времени имена баснописцев, в зависимости от времени создания ими басен.
 ЭЗОП                                          ЖАН де     ЛАФОНТЕН                            И.А. КРЫЛОВ
 VI  в. до н.э.                 XVII в.                                             XIX в.
 - Где вы узнали эту информацию? (прочитали в информационных  текстах,  узнали, когда знакомились с творчеством Крылова)
 - Вот вы сказали, что басни Эзоп писал еще в VI  в. до н.э. А ведь еще не было ни письменности, ни книгопечатания! (эти басни пересказывались устно и передавались из поколения в поколение)
 -А как связаны имя Л.Н.Толстого и Эзопа? (Л.Н.Толстой пересказал басню Эзопа)
 - Откуда вы это узнали?   (прочитали в информационном тексте)
 Анализ произведений. Работа с таблицей
 - Задание для групп. Вам нужно представить произведение своего баснописца, заполнив таблицу. Где возьмете информацию для нее? (из информационных текстов)
 - При совместной деятельности  не забудьте правила работы в группе.
 СЛАЙД 7, 8
 - Выберите представителей  из группы, кто нам представит анализ   басни, а кто  исполнит, продекламирует её.
 СЛАЙД   9, 10, 11 (Эзоп, Лафонтен, Крылов)
 - Что вы заметили? (басни очень похожи)
 - В чем сходство? (лисица хвалит ворона или ворону, чтобы забрать еду, лисица обманывает, льстит, притворяется)
 - В чем отличие басен?
 - С какой целью все эти баснописцы создали свои произведения? (чтобы высмеять недостатки людей)
 - Что такое недостатки людей? Как сказать по-другому? (пороки)
 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА   СЛАЙД 12
 - Скажите, а ворон или ворона верили лисице? (да)
 - А вы бы поверили? (нет) Сейчас я проверю. Делаем не то, что я показываю, а то, что говорю. (музыка)
 Пример: руки в стороны, руки вверх, руки вниз, правую руку вверх, левую руку к носу, руки на пояс, присядьте, покружитесь и т.п.
 Характеристика геров произведений  СЛАЙД 13
 - У вас на столах карточки. Прочитайте слова. Что это? (качества людей) А можно эти качества подобрать героям ваших басен? (можно)
 - Переверните таблицу.  Каждому герою вашей басни подберите качества  и приклейте рядом с ним.
 - Представьте каждая группа своих героев басни!  Какие качества у них?
 - Что заметили? (в  каждой группе вороне и ворону, и лисице дали одинаковые качества) Какие это качества? (отрицательные)
 - Какие качества вы не использовали? (смелость, доброта) Это какие качества? (положительные)
 - Какой вывод можем сделать? (в баснях высмеивали отрицательные, плохие  качества людей)
 - А зависело это от времени, когда жили баснописцы? (нет, не зависело)
 - А какое качество еще не взяли? (тщеславие) Почему? (мы не знаем, что это)  А где вы можете узнать? (в словаре, в интернете, спросить у взрослых, у учителя)
 Работа с художественными средствами басни
 - В прямом или переносном значении наделены качествами ворон, ворона и лисица? Может ли ворон, ворона или лисица обладать человеческими качествами? (нет, это в переносном смысле) Как называется это в басне? (аллегория)
 - Какие еще художественные приемы применяли баснописцы? (эпитеты, сравнения, олицетворения)
 - Вы послушали три басни. В какой из них больше всего этих художественных приемов и средств? (в басне Крылова)
 - Назовите эпитеты? (ангельский голосок, сырный дух, приветливы лисицыны слова)
 - Сравнения? (царь-птица, мастерица)
 - Олицетворения? (сыр пленил, вскружилась голова, в зобу дыханье спёрло)
 
 | Организует беседу по ранее изученным знаниям. Организует работу в группах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует индивидуальную работу, затем фронтальную проверку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует работу с отдельными группами учащихся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Анализируют информацию, делают вывод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
 | V. Оценочно-рефлексивный. | Рефлексия - Кто из героев басен остался довольным? (лисица) А кто остался ни с чем? (ворон и ворона)
 - Давайте и мы подведем итоги.  СЛАЙД 14
 - Если у вас все получилось, возьмите кусок сыра и прикрепите под Лисицей.
 - Если совсем ничего не получилось, то отдайте сыр Вороне.
 - А если  остались вопросы, возникали затруднения, то оставьте свой сыр  у вопросительного знака…
 | Акцентирует внимание на конечный результат деятельности обучающихся на уроке. 
 Учитель  создает потребность у учащихся в оценке своих действий. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на  полученный результат, настраивает на коррекцию своих знаний.
 
 
 
 
 
 | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 
 
 Учащиеся дают оценку своей деятельности по ее результату (самооценивание, взаимооценивание).
 |  
 | VI. Итог урока. Домашнее задание 
 | - Наша литературная гостиная сегодня закрывает свои двери и приглашает вас на новую встречу. Но нужно подготовиться! - Задания для следующей встречи разные!
 «Базовый» уровень: прочитать басни из учебника.
 «Повышенный» уровень: найти и прочитать басни, которые сегодня прозвучали.
 «Высокий» уровень: найти значение слова «тщеславие» и объяснить его своим товарищам; прочитать новую басню любого баснописца и представить её одноклассникам.
 - Спасибо за замечательное общение в нашей литературной гостиной! До новой встречи!
 
 | Побуждает к индивидуальной творческой работе. Комментирует домашнее задание.
 
 | Высказывают свои предположения. Формулируют индивидуальное домашнее задание. |    
 
 |  | Категория: Блоги | Добавил: kartanata |  | Просмотров: 280 | Загрузок: 19
| Рейтинг: 0.0/0 |  
 
| Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
 
 
 |