Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Конспект внеклассного мероприятия "Моя малая Родина Калмыкия"

СКАЧАТЬ (71.5 Kb) 31.01.2023, 09:39
Дорджиева Нина Петровна
Педагог, МКОУ Малодербетовская гимназия им Б. Б. Бадмаева
Описание методической разработки
 
Автор: Дорджиева Н.П.

1. Объединение «Экология и мы»
2. Направление: художественное
3. Тема методической разработки: «Моя малая родина – Калмыкия!
4. Аннотация.
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы в начальных классах. Мероприятие адресовано детям  8-11 лет. Сценарий и презентация помогут учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Задачи мероприятия учитывают познавательные интересы младших школьников и ориентированы на развитие творческих и актерских способностей.
 
5. Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, его истории, культуре и природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.

В ходе мероприятия, учащиеся формируют интерес к культурно-историческому прошлому своего края; приобретают  навыки освоения фольклорного и краеведческого материала; игровой деятельности, навыки общения,  а также получают дополнительную информацию об историческом наследии родного края, его природного и культурного богатства, сохранении его обычаев и традиций. 

При проведении данного занятия педагог организует и направляет учащихся, его работа направлена на  развитие познавательных интересов и способностей школьников. 

Оборудование и оснащение: видеопроектор, экран, ноутбук,  CD-диск с презентациями и аудиозаписями, калмыцкие костюмы.


6. Организация работы.
На фоне музыки учитель приветствует детей.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам приехали гости из зарубежных стран: (гости приветствуют детей)
 Американец: Нello!
 Немец: Guten Tag!
Португалец: Ola!
Китаец: Нихао!
Дети: Мендут!
Учитель: Они не знают и никогда не слышали о нашей малой родине – Республике Калмыкия. Им очень интересно узнать про Калмыкию, наш народ и культуру. Сегодня мы им расскажем, как интересно мы живем в нашей маленькой республике и сколько много интересного нас в ней окружает! Мы с вами сейчас создадим «устный журнал», который будет называться «Моя малая Родина»
Немец: Ja, ja! Wir sind sehr interessant! (Да, нам очень интересно!)
Учитель: Итак, мы открываем с вами первую страницу нашего «устного журнала»,  и она посвящается истории нашей родины.

1 страница  устного журнала «История»
На фоне медленной калмыцкой мелодии учитель рассказывает историю Калмыкии. На экране демонстрируется слайды с картинками истории.
«Необычные люди – калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно–монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии. Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею.

В 1608, 1609 гг. они в первый раз принесли присягу на подданство русскому царю. В дальнейшем эта часть ойратов, которых русские по примеру их тюркоязычных соседей называли калмыками, расселилась по территории междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Во второй половине XVII века в Нижнем Поволжье образовалось Калмыцкое ханство и начала складываться самостоятельная монголоязычная народность - калмыки.
        
Добровольно войдя в состав России, и защищая ее юго-восточные границы, калмыки смогли сохранить свою государственность. Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюки-хана (годы правления 1669 -1724). Аюка-хан надежно защищал южные рубежи России, неоднократно совершал походы против крымских и кубанских татар.

        
В 1957 году была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1959 году в КАССР. 
        
В республике интенсивно стали развиваться промышленность, сельское хозяйство, наука и образование, культура и искусство».


2 страница устного журнала «География»
Учитель: А сейчас ребята мы покажем нашим гостям нашу Родину на карте. (на экране карта Калмыкии). На какое животное похожа наша Родина?
Дети: На лошадь.
Учитель: Правильно ребята. Наша Калмыкия включает три города и 13 районов. Численность населения составляет 275 400 человек. Сейчас вы получите флажки с названиями населенных пунктов, а вы должны прикрепить их на карте там, где они располагаются.  (Приложение 1.)
  • Дети выполняют задание.
3 страница устного журнала «Символика»
Калмыкия, как и все государственные структуры,  имеет свою символику – это флаг, герб и гимн.
И сейчас мы поиграем в мозайку. Детей делим на две группы и раздаем элементы-пазлы, которые собираем в картинки «Флаг Калмыкии» и «Герб Калмыкии» (Приложение 2.)
  • Дети собирают пазлы, «гости-иностранцы» им помогают.
Учитель: Молодцы ребята! Желтый или золотой цвет, в который окрашен флаг Калмыкии, является символом вероисповедания народа республики – буддизма. Он означает величие и силу, олицетворяя солнце. Голубой цвет говорит о постоянстве, чистоте и неизменности, символизируя небо. В центре композиции находится лотос. Это один из символов буддизма. Он сообщает о чистоте помыслов, стремлении к благополучию, счастью и процветанию республики. Флаг республики был утвержден в 1993 году. Его автором является Б. Эрдниев.
        
Герб республики был утвержден в 1993 году. Композиция содержит в себе изображение народных символов Калмыкии. Герб имеет округлую форму. В его центре на желтом фоне изображается «улан зала», которая в реальности представляет собой красную шелковую кисточку. Под «улан зала» находится «хадак» - длинный шарф голубого и белого цветов, который является одним из ритуальных символов буддистов. «Хадак» означает гостеприимство, бескорыстие и чистоту помыслов. Его приносят в дар. Желтый круг обрамляет сине-белый народный орнамент «зег». Вверху располагается изображение четырех скрепленных между собой кругов. Это древний символ Дербен Ойратов. В основании герба лежат лепестки белого лотоса.


4 страница устного журнала «Религия»
(демонстрируются слайды)
Учитель: Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

Поистине всенародным для калмыков стало строительство самого большого буддийского храма в Европе "Золотая обитель Будды Шакъямуни»". Данное культовое сооружение было построено в оптимально короткие сроки - за 1 год. Открыл храм свои двери для верующих в декабре 2005 года. Здание хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды. (показ слайдов)


5 страница устного журнала «Калмыцкий фольклор»
Учитель: Фольклор - величайшее духовное сокровище народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки.
        
Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о сказочной стране Бумба и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. (показ слайдов)
  • Ученик из старших классов исполняет отрывок из эпоса «Джангар»
  • Дети под музыку демонстрируют калмыцкие  костюмы: мужской и женский.
        
Калмыцкие национальные костюмы являются уникальным произведением искусства, они очень красочные и имеют невероятную палитру красок. А орнамент на костюмах  это целая история  калмыцкого народа.

        
Большое разнообразие имеет музыкально-танцевальный фольклор. Это множество песен, танцев, йорялей. Песни обычно исполняются в сопровождении домбры. Калмыцкие танцы характеризуются разнообразием приемов и элементов. Танцы бывают нежные и плавные (девичьи танцы, танец журавлей), грациозные и энергичные (чичирдык, семердык)
  • Дети исполняют калмыцкий танец Шарка-Барка
        
Калмыцкий народ празднует национальные праздники. Это Зул, Цаган Сар и Ур сар.

        
Зул – Новый год - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зулу» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде – в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах – на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

        
В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

        
Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Это праздник Ур Сар. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

          
Фестиваль тюльпанов можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов.


Сейчас ребята покажут нашим гостям как мы встречаем праздник Цаган Сар.
Дети показывают инсценировку как в празднование Цаган Сар родные ходят в гости друг к другу, как правильно приветствуют старших, какие произносят благопожелания и дарят подарки. Также рассказывают о традиционных борцоках и обычаях.

6 страница устного журнала «Природа Калмыкии»
(На экране демонстрируются слайды о природе)
Учитель: Основные природные зоны республики степь, пустыня и полупустыня. В Калмыкии совсем мало лесов, но достаточно водоемов. Самое крупное озеро – Маныч-Гудило, являющееся государственным заповедником. Есть также Сарпинские и Состинские озера, Яшалтинское соленое озеро. По территории Калмыкии протекают Волга и Маныч. Самый крупный водный ресурс – Каспийское море. В республике нет броских и пышных ландшафтов, но есть сдержанное очарование степных пейзажей, прелесть которых открывается постепенно.
        
Растительность Калмыкии существует в суровых условиях: засоленные почвы и резко континентальный климат определяют своеобразный состав флоры. В республике более 800 видов растений, относящихся к 80 семействам. Из них около 300 видов имеют хозяйственное значение и занимают пастбищные земли, а 100 видов – растения лекарственные. В степях преобладают злаковые растения – ковыли, овсяница. В пустыне и полупустыне распространены различные виды засухоустойчивой полыни и верблюжья колючка. В апреле в калмыцких степях начинают цветение тюльпаны. Их здесь несколько видов. Зрелище незабываемое, многие специально приезжают, чтобы увидеть огромные цветочные ковры. Особенно красиво они цветут на берегах озера Маныч.

        
Фауна республики включает 60 видов млекопитающих, большая часть которых грызуны. Это суслики, зайцы-русаки, ежи, тушканчики. В Красную книгу занесен уникальный зверек, хищное млекопитающее семейства куньих – перевязка. Есть и хищники – волки, лисы, корсаки, хорьки, енотовидные собаки.

        
Дикая степная антилопа сайгак – гордость Калмыкии. Но она находится на грани вымирания из-за браконьерской охоты и высокого спроса на рога. Освоение человеком полупустынных зон привело к вытеснению сайгаков в неблагоприятную зону обитания – пустыни, где их поголовье неуклонно сокращается. Верблюд калмыцкий бактриан – одна из основных ценностей Калмыкии. Он дает молоко, шерсть и мясо. Разводится в племенных хозяйствах.

        
Здесь обитает более 150 видов птиц: жаворонки, цапли, чайки, лебеди, гуси, множество видов уток и нырков. В Красную книгу занесены розовый и кудрявый пеликан, орлы курганник и могильник, орлан-белохвост и многие другие.

        
В реках и озерах республики, а также в Каспийском море водятся промысловые виды рыбы. Это осетр, щука, судак, сом, сазан, лещ, красноперка, карась, окунь, сельдь, вобла.

Учитель: А сейчас мы с нашими гостями поиграем в калмыцкую игру «Альчики»
  • Условие игры
 Для игры берут один альчик. Играющий держит альчик в руке и спрашивает:
- Как упадет альчик?
- Бөк (чох, алц, та, оңх), - отвечают другие игроки.
Альчик брошен. Правильно угадавший игрок берет альчик и спрашивает:
- Сейчас как упадет?
Игроки дают предположительноые ответы. Игра повторяется.
«Овца» (бөк) - альчик, упавший спинкой вверх, т.е. выпуклой стороной вверх.
«Коза» (чох) - альчик, упавший спинкой вниз, т.е. вогнутой стороной вверх.
«Верблюд» (оңх) – альчик, вставший на «дыбы».
«Лошадь (алц) – альчик, упавший ребром, т.е. упавший на бок резной стороной вверх.
«Корова» (та) – альчик, упавший на бок резной стороной, а ровной стороной вверх.

        
Степную красоту восхваляли поэты нашей малой родины. Это Давид Кугультинов, Сергей Бадмаев, Алексей Балакаев, Вера Шуграева, Бося Сангаджиева и многие другие (на экране фотографии поэтов). Калмыцкая степь в произведениях писателей и поэтов предстает как живая, потому что они изобразили её с замечательным мастерством, роскошными многоцветными красками, словно художник на полотне.. 
  • Ученик рассказывает стих Д.Кугультинова
Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик – жаворонка трели!.
Ты – музыка, чьи звуки с давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
Как счастлив я, что голос твой пойму,
Что человек я, что душе все чаще
Доступна радость красоты щемящей…
Иль человек я только потому,
Что внемлет скрытой музыке душа?.
О жизнь, как ты щедра!. Как хороша!.

Практическая работа. Дети изготавливают оригами «Тюльпан», которые потом дарят гостям-иностранцам! (Приложение 3)
Материал и оборудование: Картон красного, желтого  и зеленого цвета, ножницы, клей.
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие, и я хочу предоставить слово нашим гостям.
Американец:
        
Dear friends! I liked your homeland! I have a lot of usal about it. It was very interesting. I will tell my friends about Kalmykia! (Дорогие друзья! Мне понравилась ваша родина! Я много узнал о ней. Было очень интересно. Я расскажу своим друзьям о Калмыкии!)


Категория: Блоги | Добавил: nidord
Просмотров: 550 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог