Конспект внеурочного мероприятия «Война, священная, навеки в памяти людской, или Как это было, как совпало: война, беда, мечта и юность»
(43.5 Kb)
| 09.06.2020, 15:54 |
Сухова Ольга Викторовна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназии №3 |
Конспект внеурочного мероприятия
«Война, священная, навеки в памяти людской, или Как это было, как совпало: война, беда, мечта и юность»
Цель:
развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Задачи:
Познавательная: рассказать учащимся о роли детей в годы войны; расширить знания учащихся о событиях Вов; сохранить память о героях, погибших в Вов.
Развивающая: развить лучшие качества человека – патриотизм, любовь к родине; развить речь учащихся.
Воспитательная: формировать чувство патриотизма, уважения к ветеранам, гордость за земляков; побудить к нравственным поступкам; воспитать доброжелательность
Оборудование: мультимедийный проектор (интерактивная доска), выход в Интернет
Звучит музыкальная композиция – песня Ю. Шатунова «Детство».
Учащиеся входят в класс и рассаживаются по группам.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Что станет предметом нашего разговора?
(учащиеся с легкостью предполагают тему беседы, основные ключевые слова записываются на доску)
- Какие чувства вызвала у вас эта композиция?
- А какое оно детство?
Работа по группам с текстами: повестью Л.Н. Толстого «Детство» и стихотворением И. Бунина «Детство» (Приложение №1)
Виды работы с текстами: выразительное чтение; определение основной мысли; составление синквейна.
- Ребята, обратите внимание на экран
(на экране слайд№1 Презентации: предложение-рассказ Э. Хемингуэйя: Продаются: ботиночки детские, неношеные)
- Ребята, а это тоже о детстве? Что читается между строчек этого рассказа-предложение?
- Запишите хештеги к этому предложению
варианты ответов: #детство#война#ужас#смерть#ребенок#боль#руины#горе#потери#разлука#
cынок#доченька
- Должны ли быть совместимы эти несовместимые понятия?
- А.Т. Твардовский сказал: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»
- Согласны вы с этим высказыванием?
Звучит школьный вальс. (Приложение 2)
3-4 пары учащихся, одетых в школьную форму танцуют школьный вальс. На лицах улыбки. Раздаются взрывы снарядов, гул самолетов. Девочки в страхе прижимаются друг к другу, закрывая руками лица. Мальчики берут оружие и уходят на фронт.
Звучит голос Левитана, оповещающий о наступлении войны (Приложение 3)
Ученица читает стихотворение С. Щипачева
Казалось, было холодно цветам
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
На экране кадры из фильмов военных лет, звучит песня «Священная война», на фоне этого учитель читает риторические вопросы:
- Что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата?
- О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных?
- Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение М. Джалиль «Варворство»
Они с детьми погнали Матерей
И ямы рыть заставили,
А сами, они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор
И хмурыми глазами окинул обреченных...
Мутный дождь шумел
В листве соседних рощ,
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею
Друг друга с бешенством гоня,
НЕТ! Этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда во веки.
Я видел: плакали, как дети, реки.
Как в ярости рыдала мать земля
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи опустилось на поля,
В последний раз детей поцеловали
В последний раз...
Шумел соседний лес.
Казалось, что сейчас он обезумел,
Гневно бушевала его листва.
Сгущалась мгла вокруг,
Я видел-мощный дуб свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый,
Детей внезапно охватил испуг
Прижались к Матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук.
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок-мальчуган больной
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины-
Она смотрела ужаса полна,
Как не лишиться ей рассудка?
Все понял, понял все малютка.
"Спрячь Мамочка меня, не надо умирать"
Он плачет и как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже.
Нагнувшись, подняла ребенка Мать
Прижала к сердцу, против дула прямо.
"Я, Мама; жить хочу, не надо, Мама.
Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?"
И хочет вырваться из рук ребенок
И страшен плач, и голос тонок
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи сынок, терпи.
Сейчас не будет больно...
И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее
Тонкой лентой извиваясь
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул, ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
И сколько слез горячих и горючих
Земля моя-скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое.
Земля моя, враги тебя громят,
Но выше подними великой правды знамя
Омой его земли кровавыми слезами
И пусть лучи его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно
Кровь наших Матерей.
Учитель:
- Ребята, что такое война? Подберите синонимы к слову? Составьте синквейн.
- Блокада Ленинграда – еще одна страшная страница ВОв. Что мы знаем об этом?
- Ребята, обратите внимание на экран. Как вы думаете, список чего здесь представлен? (на слайде: мучной клей от обоев, ремни, кошки, собаки, техническое масло, лекарства, специи, земля?)
- Это еда блокадного Ленинграда. Символом стойкости Ленинграда стала Таня Савичева. (работа в группах с дневником Тани Савичевой – создание страницы Т. Савичевой в ВКОНТАКТЕ)
Учитель: - Хатынь, Освенцим, Дахау, Бухенвальд и Равенсбрюк, Треблинка….
«Каждое утро стучал засов, входили смеющийся офицер и красивая женщина. Она по-русски говорила:
- Дети! Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведем вас кормить.»
Вопросы к учащимся:
- А дальше? Ребята, что могло быть дальше? (ребята предполагают варианты ответов) – прием смыслового чтения - чтение с остановками
«Дети спотыкались, толкались, каши хотели все.
-Надо только 25 человек. Не ссорьтесь, остальные подождите до завтра. Я вначале верила, вместе с меленькими бежала, а потом стала бояться»
- Чего стала бояться героиня?
« - Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей? Потом узнала: их уводят в кремоторий. Оттуда выход один – через трубу с дымом. Сразу в небо….в вечность»
Учитель:
- На земле, ребята, самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в тревожном 21 веке? Оставим пока эти вопросы без ответов, а просто задумаемся: умеем ли мы хранить память о прошедших событиях, имена героев?
Включается метроном, звучит «Адажио» Альбиони, на фоне этого демонстрируются фотографии детей ВОв.
Ученик читает стихотворение:
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье,-
Помните!
О тех, кто уже никогда
Не споет,-
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Учитель: Ребята, мы с вами находимся на пороге большого праздника,
75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год в солнечные майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. И мы не имеем права забывать этот великий подвиг.
|
Категория: Блоги | Добавил: SuhovaOlga
|
Просмотров: 558 | Загрузок: 14
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|