педагог, МУДОД "Правобережный центр дополнительного образования детей"
Тема: «Королевский бал» Цель занятия: развить творческое воображение в процессе работы в технике «вырезанка».
Задачи:
- формировать представление учащихся о художественном проектировании, декоративном обобщении формы, знакомить с выразительными средствами обработки бумаги, дать знания о технике вырезанка; научить выполнять творческие работы в данной технике;
- развивать ассоциативно-образное мышление, зрительное восприятие, творческое воображение;
- воспитывать интерес к народному творчеству, художественный вкус, усидчивость во время выполнения работы.
Литературный ряд: стихотворение про бал. Музыкальный ряд: композиция «Танцевальная шкатулка»
Оборудование и материалы:
- для педагога: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, оригиналы произведений ДПИ, выполненные в технике «вырезанка», ножницы, клей.
- для детей: технологическая карта «Этапы работы в технике вырезанка», шаблоны силуэтов людей, цветная бумага, клей, ножницы.
Методическое обеспечение: образовательная программа «Художественное проектирование», конспект занятия.
Обеспечить творческую обстановку для работы на занятии и психологическую подготовку детей к общению и предстоящему творчеству
1.Приветствие. 2. Оценивание готовности воспитанников к занятию и подготовленности помещения (рабочих мест детей и педагога) к занятию. 3. Организация внимания детей.
Доброжелательный настрой педагога и детей; - кратковременность организационного момента; - полная готовность кабинета и оборудования к работе; - быстрое включение детей в деловой ритм; - организация внимания всех детей.
Подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала
1.Организовать познавательную деятельность детей, подготовить их к усвоению нового материала. 2. Сформировать целенаправленный характер учебной деятельности. 3. Научить детей формулировать цель и выбирать конкретные средства её достижения.
1. Сообщение темы занятия. 2. Формулировка вместе с детьми цели и задачи изучаемого материала. 3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация обучающихся к его усвоению. 4. Постановка перед детьми учебной проблемы.
1.Активность познавательной деятельности обучающихся. 2. Эффективность восприятия и осмысления нового материала. 3. Понимание обучающими практической значимости изучаемого материала.
Вид деятельности - познавательная
Усвоение новых знаний
1. Дать обучающимся представления о техниках обработки бумаги. 2. Добиться усвоения обучающимися метода воспроизведения изучаемого материала через анализ образцов творческих работ. 3.На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения.
1.Организация внимания детей. 2.Организация педагогом процессом восприятия осознания, осмысления детьми нового материала. 3.Овладение содержанием материала.
1.Качество ответов детей. 2.Действия детей в процессе беседы. 3.Активное участие в подведении итогов беседы.
Вид деятельности - познавательная
Самостоятельная работа. Выполнение практического задания
1. Освоение детьми новых умений и навыков в конструктивной деятельности. 2. Закрепление полученных знаний в ходе практической деятельности. 3. Формирование навыков самостоятельной творческой работы.
1. Выработка соответствующих навыков и умений: - создание образа средствами художественной выразительности; - рациональное сочетание цветового решения, орнаментального решения.
1 .Качество выполненной самостоятельной работы. 2. Самостоятельные действия детей в ходе создания художественного образа. 3. Умение учащихся узнавать и соотносить факты, понятия и идеи с практически её воплощение.
Вид деятельности - художественно-творческая
Закрепление новых знаний
1.Закрепить у детей те знания, которые им необходимы для самостоятельной работы. 2. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
1. Углубление осмысления учащимися учебного материал, проверка сущности новых понятий. 2. Закрепление нового материала на основе его творческого применения на практике.
1. Умение воспроизводить основные идеи нового материала. 2. Умение выделять существенные признаки ведущих понятий, изучаемых на занятии, конкретизировать эти признаки.
Вид деятельности - учебная
Итог занятия
1. Подвести итоги занятия
1. Подведение итогов занятия: что нового узнали, что научились делать, кто из детей особо отличился, как работал коллектив в целом. 2.Мотивирование детей на дальнейшее занятие творчеством.
1. Качество ответов детей. 2. Действия детей в процессе беседы. 3. Активное участие в подведении итогов занятия.
Вид деятельности - игровая
Ход занятия
Организационный
Перед началом занятия педагог проверяет готовность рабочих мест детей к проведению занятий.
Подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала
Педагог. Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Екатерина Викторовна. Я педагог дополнительного образования. С моими воспитанниками мы учимся работать с бумагой, знакомимся с разнообразными техниками обработки бумаги, выполняем творческие работы на различные темы.
Вопрос детям. А Вы работали когда-нибудь с бумагой? Что Вы умеете из нее делать?
Ответы детей.
Педагог. Мы каждый день сталкиваемся с бумагой. Писатели – пишут, архитекторы – чертят, а дети – пишут и играют с бумагой. Каждый человек работает с бумагой, но не каждый задумывался о том, какие красивые вещи можно из нее сделать.
Вопрос детям. Как Вы думаете, что можно сделать из простого листа бумаги?
Ответы детей.
Педагог. Есть самая простая бумажная модель, которую может сделать каждый – это самолетик. Самолетик – пример японского искусства складывания из бумаги «оригами». Но на этом возможности работы с бумагой, конечно, не ограничиваются. Из простого листа бумаги можно сделать интересные удивительные вещи. Существует множество техник и приемов работы с бумагой.
Вопрос детям. Давайте с вами вспомним самые основные техники обработки бумаги.
Ответы детей. Обсуждение техник по иллюстрациям презентации
Педагог. Это и простая аппликация, и вырезанка, и квиллинг, рельефы и макеты. Для того чтобы научиться выполнять такие макеты, необходимо освоить простые техники работы с бумагой. Пройти путь от простого к сложному.
Вопрос детям. Вы бы хотели научиться выполнять такие работы?
Ответы детей.
Педагог. Для того что бы выполнить такие сложные работы, нам нужно сделать первый шаг и познакомиться с техникой обработки бумаги «вырезанка».
Вопрос детям. Вы знакомы с техникой «вырезанка»?
Ответы детей.
Усвоение новых знаний
Педагог. Каждый из нас хотя бы раз в жизни вырезал из бумаги новогодние снежинки, не подозревая, что занятие это называется вырезанкой. Сегодня это целое направление в народном творчестве. Вырезание из бумаги – удивительное увлекательное занятие. Оно похоже на волшебство!
Вопрос детям. Как вы думаете, когда и где зародилось искусство вырезания из бумаги?
Ответы детям.
Педагог. Искусство вырезания сложилось более тысячи лет назад в Китае и Японии. Из бумаги вырезали изображения животных и цветы, сюжеты из жизни и природные мотивы.
Вопрос детям. Как вы думаете, где могли применять вырезанку?
Ответы детей.
Педагог. Вырезанкой украшали дома и улицы. Создавали атмосферу праздника. В Европе вырезанные узоры появились в 18 веке. Мастера искусно вырезали картины и украшали ими предметы быта и свои дома. Чудесные узоры и картинки вырезал писатель Ганс Христиан Андерсен, иллюстрируя ими свои сказки, рассказы.
Более ста лет назад в Украине развилось искусство народной художественной вырезки из бумаги, которая называется «вытинанка». Часто вытинанки наклеивались на окна.
Вопрос детям. Посмотрите, на что похожи узоры вытинанки?
Ответы детей.
Педагог. В новогодние праздники они были похожи на узоры, сделанные морозом, весной - на цветущие сады за окном. На стены изб наклеивались ажурные силуэты разнообразных цветов, фантастических деревьев, птиц, а также композиции с фигурками людей. Украшались вытинанками потолки, печи и мебель. Многие современные новогодние украшения выполняются в технике «вытинанка». Возможности вытинанки настолько безграничны, что с помощью нее можно создать самые настоящие мультфильмы. Я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, сделанного в технике «вытинанка», и обратить ваше внимание на богатство прорезных узоров в изображениях.
Просмотр видеофрагмента. Обсуждение возможности техники «вытинанка» по ходу видеофрагмента.
Педагог. Художники создавали целые картины в технике «вырезанка». У мастеров были свои секреты, которые хранились в тайне, передавались из поколения в поколение. С некоторыми секретами мы сегодня познакомимся на уроке и выполним сюжетную композицию «Королевский бал».
Вопрос детям. Вы знаете что такое «бал»?
Ответы детей.
Педагог. «Бал» - это собрание многочисленного общества лиц для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев.
Этикет – это нормы и правила поведения людей в обществе. Любой бал начинался с приглашения. Адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет.
Вопрос детям. Если бы Вы отправились на бал, какой костюм Вы бы одели?
Ответы детей.
Педагог. Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в белых перчатках.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорен особо (например изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет). Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, лилового. Дамское бальное платье обычно шилось с короткими рукавами, открытое, из тонких и легких материй – шелка и кружев.
Вопрос детям. Давайте подумаем, какие атрибуты должны были сопровождать платье дамы?
Ответы детей.
Педагог. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик. Дамам и девушкам было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер.
Педагог. Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале. Давайте с вами вспомним некоторые из них. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.
Самостоятельная работа. Выполнение практического задания
Педагог. Посмотрите, наш зал готов принять гостей. Мы с вами сами создадим героев нашего бала.
Педагог. Вы обратили внимание, что у вас на столах лежат фигуры людей, но они совсем белые и безликие. Что бы отправить наших героев на бал, нам необходимо выполнить для них праздничные костюмы. Для этого нам понадобится цветная бумага, клей, ножницы, технологическая карта.
Прежде чем приступить к выполнению задания, нам нужно вспомнить технику безопасности при работе с ножницами. Обращаться с ними нужно очень осторожно. Ножницы должны лежать на столе в закрытом виде.
Давайте внимательно посмотрим и запомним этапы выполнения костюма в технике «вырезанка».
Педагогический показ. Педагог показывает приемы работы с бумагой в технике «вырезанка», этапы составления костюма.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа педагога с детьми во время выполнения творческой работы. Составление коллективной работы.
Закрепление новых знаний
Педагог. Давайте с вами вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии.
Вопрос детям. Назовите традиционные техники работы с бумагой.
Ответы детей. Аппликация. Вырезанка. Квилинг. Макет.
Вопрос детям. В каких странах более тысячи лет назад сложилось искусство вырезания из бумаги?
Ответы детей. В Китае и Японии.
Вопрос детям. Как называется техника обработки бумаги на Украине?
Ответы детей. Вытинанка.
Вопрос детям. Для чего использовали вытинанку?
Ответы детей. Для украшения домов: стен, окон, столов.
Вопрос детям. Как называлось собрание многочисленного общества лиц для танцев, отличавшееся торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев.
Ответы детей. Бал.
Вопрос детям. В чем необходимо было дамам и кавалерам прибывать на бал?
Ответы детей. Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме. Для девушек шились платья белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, лилового.
Педагог. Как много мы с Вами сегодня узнали. Вы все молодцы.
Итог занятия
Педагог. Посмотрите, какой чудесный бал у нас с вами получился!
Какой был бал!
Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров….
На белый вальс, традиционный – и захватывало дух!
Я хочу, что бы каждый участник сегодняшнего праздника унес с собой чудесное настроение и светлые воспоминания. Спасибо за занятие!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.