Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.
Задачи:
Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды и воздухе;
Продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения;
Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом;
Приучать детей к самостоятельности суждений.Развивать любознательность, память, познавательный интерес.Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование и материалы:
Одноразовые шапочки, белые халаты, стаканчики с водой, стакан с молоком, марганец, пипетка, тарелки, 2 пол-литровые банки, литровая банка, коктейльные трубочки, йод медицинский, крахмал, 2 яйца, поваренная соль, мятные капли, картофель, яблоко, колбаса, разведенная гуашь, куб, шар.
Предварительная работа:
Рассматривание объектов живой, неживой природы, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, знакомство со свойствами воздуха.
Ход занятия:
Воспитатель: Ежегодно 8 февраля российские учёные отмечают свой профессиональный праздник – День Науки!
Ребята, что вы понимаете под словом наука? (Ответы детей).
Воспитатель: Наука – это то, что поучает, даёт нам получить опыт, урок. Наука нужна обществу для того, чтобы объяснить сложные, порой загадочные явления. Благодаря науке человек способен лучше понимать мир, в котором живёт.
Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного как настоящие ученые – исследователи.
Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать.
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнатьНаша наблюдательность.
Воспитатель: вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Воспитатель: Мы опыты начинаем Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять Много нужно здесь узнать.
Воспитатель: итак начнем наши опыты.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Ребята давайте определим, есть ли у воды запах. (Ответы детей).
Давайте добавим в воду мятные капли (Ответы детей). У воды появился запах мяты.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. У воды нет собственного запаха.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком. Я отпускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой.
Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке – нет). В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Какой можно сделать вывод?
(Ответы детей).
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Посмотрите дальше : добавляю в воду марганцовку, вода стала розовой. Какой вывод?
Вывод: марганцовка растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.
Опыт 3. Какой формы вода? (На столе лежат кубик и шар).
Воспитатель: Какой формы эти предметы? (Ответы детей).
А имеет ли форму вода? (Ответы детей).
Если кубиком постучать по столу, а шар прокатить, изменят они свою форму. (Ответы детей).
Воспитатель: Нет. А вода? Если мы нальем воду в куб, что с ней произойдёт? (Она примет форму куба).
А если налить воду в банку? (Ответы детей). Да, она примет форму банки. А сейчас возьмем широкий стакан с водой и перельем воду в узкий стакан. Вода приняла форму узкого стакана.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Опыт 4. «Подводная лодка»
Возьмем 2 банки пол-литровые. Одну банку наполним чистой водой и отпустим в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Опустим туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положим на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Опыт 5. «Получение синего йода»
Для этого опыта у нас есть крахмал и стаканчик с водой.
Рассмотрите крахмал, что вы можете о нем сказать?
Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль. Крахмал используется при приготовлении киселя
А это – йод. Что такое йод? Йод – лечебный препарат, им обрабатывают раны.
Возьмем ложку крахмала и добавим в воду, размешаем. Что вы наблюдаете?
Вода окрасилась в белый цвет.Теперь возьмем пипетку и аккуратно наберем капельку йода, и добавим йод в воду с крахмалом, что вы видите.Вода окрасилась в синий цвет. Йод при взаимодействии с крахмалом окрашивает разные вещества в синий цвет.
Возьмем яблоко, картофель
Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где нет.
Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).
Сейчас проверим это опытным путем.
Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится крахмал, а где нет.
Сейчас пипеткой капнем йод на дольки картофеля и яблока.
Посмотрим, что происходит.
Йод на картофеле стал темно-синим, а на яблоке не изменил свой цвет.
Почему?
Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках и колбасе крахмала нет.
Поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.
Опыт 6. Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я.
Капаю каплю гуаши на бумагу и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
На сегодня ребята наша работа в лаборатории закончилась.
Воспитатель: Мы сегодня провели множество опытов. Скажите, вам понравилось проводить опыты (Ответы детей).
Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
|