Тема: «В поисках сокровищ: знакомство с нашими способностями» 
Форма проведения: групповое игровое занятие (группы по 5-8 человек) 
Целевая группа: обучающиеся 1 класса 
Продолжительность занятия :30-35 минут 
Цель: создать условия для проявления познавательной, интеллектуальной, творческой и коммуникативной одарённости у детей. 
Задачи: 
· Диагностические: выявить детей, проявляющих высокий уровень любознательности, логики, оригинальности мышления, речевого развития и лидерских качеств. 
· Развивающие: активизировать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение). 
· Воспитательные: создать положительную мотивацию к обучению, поощрять сотрудничество и умение слушать друг друга. 
Оборудование и материалы: 
· Бланки для наблюдения для ведущего (с заранее прописанными критериями). 
· Цветные карандаши, фломастеры. 
· Листы А4 с нарисованными кругами (задание «Волшебные круги»). 
· Набор картинок для «Четвёртого лишнего» и «Истории в картинках». 
· Простые головоломки со счётными палочками. 
· Музыкальный фрагмент (плавная музыка). 
· Небольшой пазл (на 20-30 деталей). 
· Смайлики для рефлексии. 
 
Ход занятия 
 
I. Организационный момент (2-3 минуты) 
Цель: создать эмоциональный настрой, установить контакт. 
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну наших способностей. Мы будем играть, отгадывать, рисовать и придумывать. Здесь нет правильных и неправильных ответов, есть только ваши смелые идеи! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём!» 
 
II. Разминка «Загадочная коробка» (3-4 минуты) 
Цель: активизировать мышление и любознательность. 
Учитель: «Представьте, что у меня в руках волшебная коробка. Как вы думаете, что может быть внутри?» 
(Дети по очереди высказывают предположения.) 
Что наблюдаем: богатство воображения, оригинальность ответов (не просто «игрушка», а «летающий единорог», «машина времени»), инициативность, словарный запас. 
 
III. Основная часть (20 минут) 
Цель: проведение серии игровых проб, охватывающих разные виды одарённости. 
1. Станция «Логическая» (5-6 минут) 
Задание «Четвёртый лишний» 
Педагог показывает 4 картинки (например: яблоко, груша, морковь, апельсин). 
Вопрос: «Какой предмет здесь лишний и почему? А можно ли найти другого «лишнего»?» 
Задание «Спичечные головоломки»: «Переложи 2 палочки так, чтобы домик смотрел в другую сторону». 
Что наблюдаем: Умение классифицировать, находить неочевидные связи (например, «апельсин лишний, потому что он оранжевый»), скорость и гибкость мышления, настойчивость в решении задач. 
2. Станция «Творческая» (6-7 минут) 
Задание «Волшебные круги»: раздать листы, где нарисовано 10 одинаковых кругов. 
Инструкция: «Посмотрите, это не просто круги. Это заготовки для волшебных предметов! Дорисуйте каждый кружок так, чтобы получились разные и интересные рисунки». 
Что наблюдаем: Оригинальность образов (не просто «мяч», «солнце», а «планета Сатурн», «лупа сыщика», «колесо корабля викингов»), беглость (сколько кругов успел дорисовать), разнообразие тем. 
3. Станция «Речевая и социальная» (7-8 минут) 
Задание «История в картинках»: Детям показывают сюжетную картинку (например, «Лисёнок потерялся в лесу»). 
Инструкция: «Давайте вместе составим по этой картинке историю. Каждый добавляет по одному предложению». 
Что наблюдаем: Богатство словаря, сложность предложений, умение развивать сюжет предыдущего говорящего, лидерские качества (кто начинает, кто пытается направлять историю), фантазия. 
 
IV. Заключительная часть. Рефлексия (3-4 минуты) 
Цель: подвести итоги, получить обратную связь от детей. 
Учитель: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Что вам понравилось больше всего?» 
Упражнение «Смайлики»: Детям раздают смайлики (весёлый, грустный, нейтральный) и просят выбрать тот, который отражает их настроение после занятия. 
Учитель: «Вы все сегодня были просто волшебниками: кто-то придумывал удивительные истории, кто-то находил хитрые ответы, а кто-то рисовал необычные рисунки. Спасибо вам за вашу смекалку и фантазию!» 
 
Бланк наблюдения для педагога/психолога 
№, Ф.И. обучающегося 
Наблюдаемые параметры (отметить «+» / краткий комментарий) 
Вероятный вид одарённости (предварительная гипотеза) 
Например: 
1. Иванов К. 
Любознательность: (активно задаёт вопросы?) 
Логика: (справился с «лишним», нашёл неочевидную связь?) 
Творчество: (оригинальные рисунки?) 
Речь: (богатый словарь, сложные предложения?) 
Лидерство: (брал инициативу в групповой работе?) 
 
Примечание: 
Данное занятие является лишь одним из элементов системы выявления одарённости. Окончательные выводы делаются на основе систематических наблюдений в течение учебного дня, анализа продуктов деятельности детей (рисунков, поделок) и консультаций с родителями. 
  
  
 
 
 
  |