Основное направление: познавательное
Образовательная область: познавательное развитие
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в лаборантов, физминутка.
Практические: выполнение экспериментов.
Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри.
Развивающие: развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память; развивать исследовательские умения детей.
Воспитывающие: воспитывать КГН, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Предварительная работа: проведение игры с мыльными пузырями; чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», выставка рисунков по произведению К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Материалы и оборудование: презентация с картинками (мыло, лаборатория, виды мыла, правила поведения в лаборатории), мыло различных видов (жидкое и туалетное, хозяйственное, фигурное); тарелочки пластмассовые; пластиковые стаканчики, трубочки; бумажные салфетки; миски для разведения мыльных пузырей; средство для мытья посуды; глицерин, мыльные пузыри, фартуки для работы; ноутбук, запись на USB-носителе «Мыло душистое».
Ход проведения ОД:
Воспитатель с детьми входит в группу под песню «Мыло душистое». Встают в круг.
Воспитатель: Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (руки разводят в стороны, как лучи солнца);
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем руки вверх, прямые);
Здравствуй, вольный ветерок! (раскачиваем руками из стороны в сторону);
Здравствуй, миленький дружок! (дети обнимаются).
Слайд 1.Название занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на диван. Сегодня я узнала одну печальную новость: Вася Петров из группы "Рябинка" попал в больницу, потому что не мыл с мылом руки перед едой. Как вы думаете, почему его положили в больницу? потому что, микробы попали через руки ему в рот и у него заболел живот, ему стало плохо и его увезли в больницу. Вы же уже взрослые и знаете, что руки обязательно нужно мыть с мылом, чтобы смыть все микробы. Ребята, а вы хотите узнать, какое мыло бывает и что из него можно сделать? Для этого, мы с вами отправимся в секретную лабораторию и станем юными лаборантами, а чтобы понять, чем мы там будем заниматься, отгадайте загадку.
Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем
(Мыльные пузыри)
Молодцы, угадали! А из чего их делают, как думаете?
Слайд 2. Загадка и картинка мыльные пузыри и мыло.
Воспитатель: Молодцы, угадали, это мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, почувствуем его запах, и даже сами сделаем мыльные пузыри. Для этого нам предстоит отправиться в секретную лабораторию. А что такое? Лаборатория - это помещение для проведения различных опытов, наблюдений и исследований. Ну, что ребята, вы готовы? Давайте встанем в кружок и скажем волшебные слова (повторяют за воспитателем слова и движения):
Раз, два, три - повернись,
В лаборанта превратись!
Раз, два, три!
В лабораторию заходи!
Слайд 3.Картинка Лаборатория
Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь! Вот мы и в секретной лаборатории. Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! Прежде, чем начать эксперимент, я вас сейчас ознакомлю с правилами поведения в лаборатории.
Слайд 4.Правила поведения в лаборатории.
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Слайд 5. Виды мыла.
На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла по количеству детей. Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу.
Воспитатель: Ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло.
-Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.)
- Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов)
- Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое)
Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?
Воспитатель: А вы знаете, что бывает мыло для того, чтобы стирать одежду. И называется оно- хозяйственное. Посмотрите на него. Какого оно цвета?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт. В прозрачных стаканчиках тёплая вода.
- Какая вода? А какого цвета?
Правильно, вода тёплая, без цвета - чистая и прозрачная.
Воспитатель: Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте ложечкой добавим его в стаканчики с водой, немного размешаем и понаблюдаем, что происходит с мылом? (Растворяется в воде)
-Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)
Теперь, возьмите трубочку и попробуйте пустить пузырь.
(отдельные тарелочки с натертым мылом и пластиковые ложки)
- Получается?
Дети отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри.
Воспитатель: Нет, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки салфетками и перейдем ко второму столику. Что вы видите на этом столе?
Ответы детей: Жидкое мыло
Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, оно жидкое. Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему оно называется жидким?
Ответы детей: Потому что мыло жидкое и течет.
Воспитатель: А теперь проведем второй опыт: растворим жидкое мыло(красного цвета) в воде. Какого цвета стала вода? А что произошло с мылом?
Ответы детей: Красная, мыло растворилось.
Воспитатель: А теперь попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, мы немного поработали, и немножко устали. Давайте отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к третьему столу.
Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках? Правильно, это средство для мытья посуды.
-Ребята, хотите узнать, получится ли у нас мыльные пузыри, если добавить его в воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Для этого нам нужно приготовить раствор: сначала наливаем теплой воды в миску, затем добавляем средство для посуды. Перемешиваем ложечкой и попробуем надуть мыльные пузыри. Получаются?(ответы детей)Ну, тогда давайте добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, его применяют при изготовлении мыла. Нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.
Воспитатель: Нам нужно добавить его совсем немного. Сейчас я добавлю себе и вам в миски.(100мл.воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч.ложки. сахара 3 капли глицерина).
Воспитатель: Теперь попробуем при помощи трубочки надуть пузыри. Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?
Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри при помощи трубочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.
Раз, два, три - повернись,
И в ребёнка превратись!
Раз, два, три! В нашу группу заходи!
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.
Присаживаются на диван.
Слайд 6.
Рефлексия:
- Ребята, где мы побывали сегодня?
- Что нового вы узнали о мыле? Где вам могут пригодиться знания, которые вы получили на занятии?
- Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с разными запахами.
- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри.
- Для чего нужно мыло? – для мытья рук и тела, уничтожения микробов.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем Васе сюрприз, когда его выпишут с больницы, подарим ему мыльные пузыри и расскажем о нашем путешествии в лабораторию и напомним, что руки обязательно нужно мыть с мылом. Ответы детей:
А сейчас нужно убрать всё со столов (дети помогают воспитателю в уборке).
|