Тема: Приемы фантазирования Дж. Родари. Произвольный префикс.
Цель: развитие креативного мышления обучающихся.
Задачи:
• познакомить учащихся с игрой “Произвольный префикс”;
• развивать письменную и устную речь обучающихся, мыслительные процессы
(анализ, синтез), мышление, память;
• воспитывать у обучающихся качества личности, необходимые современному, деловому человеку.
Тип занятия: нетрадиционный.
Вид занятия: изучение нового и применение новых знаний на практике.
Оборудование: окна, папки, игра «обмены», геометрические фигуры, колбы, буквы, аншлаги с названием приставок, волшебная палочка, плакат «Мишень».
Этапы занятия |
Ход занятия |
Формирование УУД |
Организационный этап.
|
Настрой на работу.
Психологический настрой.
Возьмите в руки карандаш (любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!
Ум говорил:
— Талант, давай жить вместе. Ты поможешь мне талантливо применять ум.
Глупость предлагала:
— Талант, иди ко мне жить. Увидев тебя рядом, люди не будут смеяться надо мной.
Богатство уговаривало:
— Талант, с твоей помощью я ещё больше разбогатею.
Но талант искал особого друга, который помог бы ему стать краше и служить людям.
— Ищи друга, пока не найдёшь. Если хочешь чего-то добиться, нужно упорно идти к цели, несмотря ни на что, — сказала настойчивость таланту.
— Мне нужен именно такой друг! — воскликнул талант. — Без настойчивости любой талант бесплоден.
Наша настойчивость может раскрыть талант каждого и получить плод знаний.
Игра «Обмены» |
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию;
2) выявлять сущность, особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
НИИ
- Что это может быть?
-Сегодня мы с вами превращаемся в сотрудников института. Это секретный институт. Чтобы в него войти, необходимо вспомнить код.
|
Актуализация знаний. |
Игра «Дорожка»
Сотрудники института расходятся по своим лабораториям.
Проверка домашнего задания.
Перед началом работы необходимо разобрать почту.
|
Первичное усвоение новых знаний.
|
-Как вы думаете, с чем работают сотрудники института?
Объяснение приема.
- В каждой лаборатории охраняется колба со словом. Составьте слово и попытайтесь его изобразить: дождь, сумка, стул, сапог.
Руководитель института, заходя в лаборатории, прикасается своей волшебной палочкой (то одной, то другой стороной) к различным предметам. Что произойдет с предметом, если прикоснуться вот этим концом волшебной палочки?
Прием «Префиксы».
- Сегодня в институт поступили новые препараты.
- Как вы думаете, что такое префикс?
-Откроем коробку.
На доске:
Супер сверх супермен;
Помощник вице-президент;
Полу половина полушарие;
Аэро воздушный аэровокзал;
Анти против антимоль;
Зоо- о животных зоопарк;
Мото- приводящий мотоцикл;
Астро- звездный астронавт;
Видео- видеть видеомагнитофон;
Архео – древний археолог;
Мело- музыкальный меломан;
Моно- единственный монолог;
Мульти- множественный мультипликация;
Тетра четыре тетрадь;
Аква водный аквариум.
-Прежде чем приступить к работе, распишитесь, что вы ознакомлены.
Практическая работа.
4-5 префиксов на доске.
Каждая лаборатория предлагает по 1 слову, 2 записываем на доске.
Смешиваем слово с префиксом. Что получаем? Объясните.
Творческая работа.
Представитель выбирает по 2 префикса. Добавьте свои слова. Объясните их.
1 гр. – мелостул;
2 гр. – видеокарандаш;
3 гр. – вицевеник;
4 гр. – минислон; |
Первичная проверка понимания. |
Игра «SOS»
На телетайп в информационный отдел института поступило сообщение. Во время космического путешествия, корабль Марко был подвергнут нападению собак-пересобак. От обычных собак их отличали громадные размеры , собаки были похожи на каких-то чудовищ, и при этом лаяли. С кораблем они сделать ничего не могли, но их лай, казалось, заполнил все вокруг. К счастью, корабль двигался быстрее, чем собаки, и вскоре они остались далеко позади.
…Однажды, когда Марко находился на планете Нов. Слон, вдруг раздался из громкоговорителя взволнованный голос.
- Внимание! Внимание! Лающие собаки - пересобаки снова несутся к нашей планете. Немедленно заткните уши и оставайтесь в таком положении до конца тревоги!
-Как им справиться с собаками-пересобаками?
Обсуждение в лабораториях.
Контрольный ответ: предложить кости-перекости – кости огромных размеров (собаки были голодные, поэтому лаяли). |
Первичное закрепление. |
Проделки мороза.
Бояться ли эти собаки Мороза?
Игра: «Хорошо – плохо» (Мороз)
Рисунки на окнах.
Рисуется рисунок, следующий игрок дорисовывает так, чтобы получился какой-то другой рисунок, к этому рисунку дорисовываются еще линии, чтобы получился совершенно другой смысл.
Как можно назвать эту игру, использую префикс? («Суперрисование»)
Передают рисунки другим лабораториям.
Их задача на следующий день: найти предметы, которые рисовали дети. |
Итог. |
Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности.
|
|