Итоговое занятие по теме «По щучьему велению»
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представления детей о количественном и порядковом счете в пределах 10, прямом и обратном счете.
2. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.
3. Упражнять в пространственной ориентировке на листе бумаги в клетку.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
2. Развивать зрительную и слуховую память.
3. Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в коллективе, следовать инструкции взрослого.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа: решение логических и арифметических задач, счет в пределах десяти, чтение сказки «По щучьему велению», обсуждение сказки, рассматривание иллюстраций.
Материал к занятию:
• листы бумаги в клетку, ручка, иллюстрации Емели на печи, Водяного, Марьи-царевны;
• карточки с набором чисел от 1 до 10 для каждого;
• таблица и фишка;
• интерактивная доска.
Ход занятия:
Организационный момент
– Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Основная часть
– Сегодня у нас необычное занятие математики. Мы отправимся путешествовать вместе с героем русской народной сказки. Угадайте, кто говорил такие слова: «Отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. (Это щука из сказки «По щучьему велению»)
– Как зовут главного героя? Угадайте?
Мух ловил под потолком,
Ездил на печи потом.
Щуку он в реке поймал,
Слово хитрое узнал (Емеля). (Слайд 1)
– Мы будем путешествовать с Емелей. Как вы думаете, на чем?
– Конечно, на печи!
– Давайте ее нарисуем и отправимся в путь. Проведем графический диктант.
3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 9 клеток влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх. (Слайд 2)
– Ждет нас много интересных приключений, препятствий. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.
Устный счёт
– Мы должны показать Емеле, как вы умеете заниматься устно математикой.
• Посчитайте от 1 до 10 по порядку.
• Посчитайте обратно от 10 до 1.
• В пустые кружочки написать только ответ. (Слайд 3)
• А теперь внимательно смотрите и называйте цифры, которые я буду показывать (7, 6, 4, 2, 1, 5, 3, 8, 9).
– По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы ребята вместе с Емелей удачно добрались до Марьи-царевны. Итак, в путь. Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что для этого нужно? (Затопить печь дровами)
– На каждом полене написана цифра. Дети называют соседей этой цифры. (Слайд 4)
Упражнение «Продолжай – не зевай» (Слайд 5)
6 – это 2 + …
8 – это 3 + …
9 – это 4 + …
5 – это 3 + …
7 – это 2 + …
– Молодцы ребята! Ваши знания помогли затопить печь. Теперь можем отправиться в путешествие.
– Мы с вами на печи добрались до леса. Нам нужна тропинка, чтобы проехать по лесу. В этом нам поможет муха.
1. Упражнение «Муха»
У каждого на столе таблица и фишка («муха). Дети передвигают фишку по клеточкам таблицы: «Муха» в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на 2 клеточки вправо т.д.
2. Упражнение «Лишнее слово». Назовите лишнее слово в ряду слов и объясните почему:
а) зима, пятница, весна, лето, осень;
б) три, один, плюс, пять, семь;
в) равно, плюс, зима, минус;
г) круг, квадрат, март, прямоугольник;
д) понедельник, январь, среда, четверг.
– Выбрались мы из леса и немного устали. Нужно отдохнуть нам немного.
Физминутка музыкальная.
– А на нашем пути топкое болото. Сидит в нем Водяной и говорит: «Не пущу! Ишь, чего придумали на печи по моему болоту ехать, моих зеленых лягушат пугать. Вот решите мои задания, тогда подумаю, пропустить вас или нет!». (Слайд 6)
Решение задач
1. Водяной поймал в первый раз 4 лягушки, а во второй раз 3 лягушки. Сколько всего лягушек поймал Водяной? (7).
2. Пять зелёных лягушат
На песочке в ряд лежат.
Одному из пяти братцев
Захотелось искупаться
Остальным же неохота
Возвращаться вновь в болото.
Сколько лягушат осталось лежать на песке? (4).
– Молодцы ребята! Мы с Вами проехали через болото.
– Хотя Емеля ехал и на печи, он устал. И мы с вами тоже отдохнем, проведем физминутку.
Физкультминутка «Речка».
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе - раз, это — брасс.
Один, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
– А вот и терем царя. Здесь плачет Марья-царевна, хочет замуж за Емелю, а царь не велит. Плачет она, заливается. Говорит тогда царь: «Так и быть! Пусть Емеля решит мои задания». (Слайд 7)
1. Какая фигура лишняя? (Слайд 8)
– Давайте поможем, скажем, какая фигура лишняя и почему, объясним.
2. Математический диктант
В левом верхнем углу нарисуйте квадрат.
В правом нижнем углу нарисуйте овал.
В правом верхнем углу нарисуйте прямоугольник.
В левом нижнем углу нарисуйте круг.
А посередине треугольник.
– Согласился царь отдать свою дочь за Емелю.
Итог занятия
– Наше путешествие успешно закончилось благодаря Вашей смекалке и знаниям.
– Как вы считаете, помогли мы Емеле? Теперь можно устроить пир на весь мир.
– А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение и вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то приклейте «солнышко», если вы себя чувствовали неуютно, у вас не все получалось, тогда – «тучку».
– Ребята, вы очень понравились Емеле и Марье-царевне
|