Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Консультация для родителей "Развитие речи посредством развития мелкой моторики"

СКАЧАТЬ (15.4 Kb) 01.03.2022, 07:47
Рабчук Надежда Петровна
воспитатель, МБДОУ "ДСКВ № 102" МО, г. Братска
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развитие организма с момента его зарождения до конца жизни.

В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности.

Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев кисти или стопы. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек. Развитие моторики берет начало с самых первых дней после рождения, заключаясь в примитивных хватательных рефлексах. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.

Выдающийся советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский является автором фразы «ум ребенка расположен на кончике пальцев». Считается, что с помощью мелкой моторики можно снять умственное переутомление, а массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности. Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы: дифференцировка речи и других звуков; активизация воспроизведения услышанных слов; запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях. Начиная с раннего грудного возраста следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи. Убедительно доказано, что все психологические процессы у ребенка развиваются через речь, позитивное формирование которой является гарантией не только общего развития, но и адекватного общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития ( Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка, т. е. игра.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте словарный запас у детей достигает до 3000 – 3500 слов. Употребление слов характеризуется умением использовать активный и пассивный словарь. Процесс становления речи ребенка сложен, тесно связан с общим психомоторным развитием, и при правильной организации педагогического воздействия может быть успешен.

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать:
• возрастные особенности;
• задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
• учитывать индивидуальные особенности ребенка;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
• в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;
• работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: , "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут, "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Продолжительность массажа 3-5 минут. Также используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.).

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности используются физкультминутки с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.


Категория: Блоги | Добавил: gyrik74
Просмотров: 233 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог