Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Консультация для родителей "Развитие речи посредством развития мелкой моторики"

СКАЧАТЬ (15.4 Kb) 01.03.2022, 07:47
Рабчук Надежда Петровна
воспитатель, МБДОУ "ДСКВ № 102" МО, г. Братска
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развитие организма с момента его зарождения до конца жизни.

В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности.

Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев кисти или стопы. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек. Развитие моторики берет начало с самых первых дней после рождения, заключаясь в примитивных хватательных рефлексах. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.

Выдающийся советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский является автором фразы «ум ребенка расположен на кончике пальцев». Считается, что с помощью мелкой моторики можно снять умственное переутомление, а массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности. Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы: дифференцировка речи и других звуков; активизация воспроизведения услышанных слов; запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях. Начиная с раннего грудного возраста следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи. Убедительно доказано, что все психологические процессы у ребенка развиваются через речь, позитивное формирование которой является гарантией не только общего развития, но и адекватного общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития ( Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка, т. е. игра.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте словарный запас у детей достигает до 3000 – 3500 слов. Употребление слов характеризуется умением использовать активный и пассивный словарь. Процесс становления речи ребенка сложен, тесно связан с общим психомоторным развитием, и при правильной организации педагогического воздействия может быть успешен.

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать:
• возрастные особенности;
• задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
• учитывать индивидуальные особенности ребенка;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
• в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;
• работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: , "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут, "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Продолжительность массажа 3-5 минут. Также используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.).

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности используются физкультминутки с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.


Категория: Блоги | Добавил: gyrik74
Просмотров: 274 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог