Сегодня: 29.09.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей 3-4 лет"

СКАЧАТЬ (32.2 Kb) 23.04.2022, 13:21
Дебирова Минара Такабудиновна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Консультация для воспитателей
«Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей 3-4 лет»
Консультацию подготовила: Дебирова М.Т.

Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей образовательного процесса в детском саду. Наиболее актуальным вопросом организации воспитательно-образовательного процесса является формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Цель гигиенического воспитания детей дошкольного возраста - дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни и труда.

Культурно-гигиенические навыки — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся держать ложку, содержать в чистоте лицо, тело, прическу, одежду, обувь и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Самообслуживание - это трудовая деятельность ребенка, направленная на обслуживание им самим самого себя.

Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические процедуры.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении.
И происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Задача педагогов – создать все необходимые условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт.
В чем заключается работа педагога в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в ДОО?

В первую очередь нужна систематическая и последовательная работа по привитию навыков самообслуживания, упражнения в практической деятельности.
Основной методический прием формирования навыков это детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности.
Здесь важно, чтобы ребенок был активен и заинтересован в практическом участии в выполнении действия.

При обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов крайне важно сохранять постоянной последовательность действий.
Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
В этом хорошо поможет и многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.

Не стоит опасаться раз за разом показывать и объяснять детям, что и как делать.
Все дело в том, что любые навыки, в том числе самообслуживания, образуются не сразу.
А чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, прежде всего, дети должны хорошо понять, как это следует делать.
Затем нужно настойчиво упражнять их? Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Одни дети быстро осваивают те или иные умения, другим требуется гораздо больше времени.

К КГН относятся
 навыки по соблюдению чистоты тела (умывание причесывание и т. п. );
 культурной еды (аккуратно брать, тщательно прожёвывать пищу, не говорить с набитым ртом, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т.п.);
 поддержание порядка в окружающей обстановке, пользование одеждой и ухода за ней (быстро одеваться, раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т.п.)
культурных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Создание условий для организации самообслуживания в дошкольном возрасте.
 Создание мотивации трудовой деятельности.
 Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
 Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
 Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
 Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
 Демонстрация заинтересованности педагога.
 Подбор оборудования для труда.
 Поощрения в процессе и по результатам труда.
 Успешность в самообслуживании зависит еще и от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями.

Важно продумать совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков

 
Самообслуживание и КГН 3-4 года
1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. 
3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. 
4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой
Навыки и умения Условия для формирования
самообслуживания
1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
2. Складывать, вешать предметы одежды.
3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно. 
4. Насухо вытираться.
5. Вешать полотенце на место. 
6. Пользоваться носовым платком (расческой). 
7. Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой
1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески.
2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки. 
3. Салфетки. 
4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка. 
5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания


Общие методы работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
Наглядные методы:
• Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности;
• Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания;
• Наблюдение за действиями взрослого;
• Рассматривание иллюстраций, моделей;
• Просмотр диафильмов, мультфильмов.

Словесные методы:
• Объяснения действий взрослого в ходе показа;
• Подробное словесное объяснение без показа;
• Общее или индивидуальное напоминание;
• Контроль и оценка деятельности детей;
• Чтение художественной литературы.

Практические, игровые методы:
• Сюрпризные моменты;
• Дидактические игры.
• Игры с куклами;
• Практические упражнения в выполнении навыков самообслуживания.

Формирование навыков самообслуживания в ДОО осуществляется в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции) и групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Методы, приемы и средства формирования навыков самообслуживания
К практическому методу относятся:
• Показ действия.
• Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
• Метод приучения (систематические упражнения).
• Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
• Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

Игровой метод заключается в таких принципах как:
• Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
• Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.).
• Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Словесный метод. Важность этой группы способов взаимодействия с детьми заключается в том, что малыши, овладев основами звукового и грамматического строя языка, активно формируют собственный речевой образ, а в этом деле не обойтись без образца, то есть восприятия речи взрослого.

Объяснение. Для того чтобы дети запомнили порядок выполнения того или иного действия, педагог должен дать чёткие и понятные инструкции, используя понятные детям слова и короткие простые предложения.

Например, при подготовке ко сну после обеда: сняли футболки — развесили их на спинках стульев, майки оставили, разулись, сняли носки — обувь поставили под свой стул, носки повесили на перекладину внизу, сняли шорты/юбки — разложили на сиденье стула. В процессе отработки навыка объяснение может сокращаться, но всё равно присутствовать для напоминания.

Показ и объяснение. В группах раннего возраста показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
Упражнение и контроль. Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

Беседа - словесный приём, позволяет приобщать дошкольников к обсуждению проблемных вопросов. Например, перед тем как отправиться мыть руки после прогулки, в контексте прочитанной накануне сказки К. Чуковского «Федорино горе», я своим воспитанникам предлагаю ответить на такие вопросы:
«Почему плохо быть как Федора?»;
«Как почувствовала себе Федора, когда от неё убежали посуда, мебель, вещи?»;
«Что нужно делать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?».

Поскольку КГН нуждаются в постоянном закреплении, то с помощью повторяющихся вопросов сделать это будет проще. Например, во время игры «Дочки-матери» педагог интересуется, помыла ли «дочка» ручки перед едой, или спрашивает «маму», как она оденет своего «ребёнка» в прохладную погоду и пр.

Пример взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию , поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

Дидактические игры , упражнения, игровые ситуации.
Навыки культуры еды и поведение за столом (Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать», «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду», «Как мама учила правильно Мишку кушать», «Как Мишка учился кушать вилкой», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика», «Угостим кукол чаем», «Мы готовим обед», «Накроем на стол», День рождение у куклы Маши»)

Навыки самообслуживания:
Одевание-раздевание (Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи», «Туфельки поссорились- подружились», «Уложим куклу спать», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы», «Покажем как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике», «Как петушок разбудил утром детей», «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке», «Приведи куклу в порядок», «Оденемся на прогулку», «Такие разные носочки», «Найди пару» «Уложим куклу спать»).

Навыки мытья рук и умывание (Д/у «Как мы моим ладошки и отжимаем ручки», «Научим Мишку правильно умываться», «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем», «Вымой руки », «Умывалочка», «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки», «Водичка- водичка»).

Подвижные игры (обычно в виде соревнований «Кто лучше помоет руки», «Кто быстрее оденется с прогулки» и пр.);

Театрализованные игры (этот приём незаменим при отработке культуры поведения за столом, когда дети в сюжетно-ролевых играх предстают посетителями кафе, гостями у героев сказок);

Дидактические игры, позволяющие закрепить порядок выполнения той или иной гигиенической процедуры.

Экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом).

НОД. Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными, с использованием экспериментальных игр, познавательной литературы, дидактических игр.
Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, с использованием загадок, потешек, художественной литературы, игр-инсценировок коротких сюжетов произведений, проблемных ситуаций и ролевых игр с использованием игрушек.

Загадки и стихотворения, потешки используют для напоминания ребятам алгоритма привычных гигиенических процедур.

Короткие сказочные сюжеты и чтение художественной литературы традиционно считаются очень эффективным способом мотивировать детей. В случае с формированием культурно-гигиенических навыков короткие истории помогают приобщить малышей к их выполнению

Наглядные приёмы
 картинки, иллюстрирующие порядок выполнения того или иного действия;
 презентации (например, когда малыши отрабатывают навык застёгивания, расстегивания одежды им можно предложить набор из 3–4 слайдов с изображением разных видов застёжек);
 личный пример (странно требовать от ребят мыть руки перед едой, если воспитатель, прежде чем пригласить малышей за столы и пожелать приятного аппетита, не сделал это сам);
 видеоролики, мультфильмы (этот приём очень эффективен в отношении объяснения «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть наглядной демонстрации последствий неверных действий).

Практические приёмы (продуктивная деятельность), как правило, используется для закрепления знаний, умений и навыков.
 рисунки (например, необходимых атрибутов для приёма пищи — ложки, вилки, тарелки, салфетки и пр.);
 аппликации (это задание можно интегрировать, например, с формированием элементарных математических представлений, когда ребята из заготовок-геометрических фигур создают предметы, относящиеся к вопросам культуры здоровья — овал для мыла, прямоугольник для полотенца и т.д.);
 поделки (к примеру, в форме проекта для детей и родителей по созданию макета ванной комнаты с описанием назначения каждого атрибута).

В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо положительно оценивать достижения ребенка. Любая похвала позитивно влияет на формирование самостоятельности, инициативы и тем самым формирование навыков самообслуживания и социализации ребенка в обществе. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

Литература:
1. Каплан, Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер / Л. И. Каплан. – М., 1980.
2. Кольцова, М. М. Воспитание полезных навыков и привычек у детей / М. М. Кольцова, А. Н. Знаменская. – М., 1965.
3. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка /
А. А. Люблинская. – М., 1972. – С. 113–123, 170–174.
4. Нисканен, Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста / Л. Г. Нисканен. – М., 1975.
Интернет-ресурсы:

 


Категория: Блоги | Добавил: minara
Просмотров: 73 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XII Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
II Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
II Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VI Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
XI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
X Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
XIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.09.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог