Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Консультация "Становление игры в жизни дошкольника"

СКАЧАТЬ (18.2 Kb) 25.05.2022, 11:15
Мартынова Елена Игоревна
старший воспитатель, МБДОУ "ДС №127 г.Челябинска"
Аннотация: в данной консультации рассказывается о виде детской деятельности – игра. Сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Владение педагогом методикой поэтапного развития игровой деятельности.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различный замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.
Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых и людей. Умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

В ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с различными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь игры с жизненным опытом детей имеют один и тот же результат: дети не умеют играть. Попытки помочь им путем разучивания с ними ролевых действий, придумывания сюжетов не решают главного: остается несформированной сама игровая деятельность. И, разумеется, не появляется желания играть. У детей нет и опыта, который воплощался бы в игровые действия. В таких случаях игровые действия проводятся механически, бесцельно, без учета тех условий, в которых задана эта цель. Плохо играющие дошкольники, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия, - это, как правило, те дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры (видимость игры можно создать, научив ребенка игровым умениям, органически не связанным с необходимыми мотивами0, либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.

Было бы большой ошибкой считать, что полноценная в воспитательном отношении игра может развиваться без влияния среды и определенного руководства со стороны взрослых. Но последнее лишь тогда достигает цели, когда учтены факторы, формирующие собственно игровую деятельность, а также внутренние закономерности развития этой деятельности. Баз знания внутренних закономерностей развития игры как деятельности попытки управлять ею могут разрушить ее естественные механизмы. Взрослому не менее важно знать и сам процесс протекания игровой деятельности.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. С развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

К концу третьего и в начале четвертого года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у ребенка способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

В более старшем возрасте на смену предметно-опосредованным действиям, реальным и только называемым, приходят ролевые способы действия и способы общения, свойственные сюжетно-ролевой игре. Именно эти способы выступают в качестве носителей социального обобщенного опыта деятельности ребенка.

1 этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Это действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Обследование направлено на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия-операции.

2 Этап - отобразительная игра. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственно предметной деятельности.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослым ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго годов жизни ребенка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпадала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью расходясь с ней лишь по мотиву и предлагаемому результату действий. Далее различия начинают проявляться и в способах действий – наступает следующий этап развития игры: она становится сюжетно-отобразительной. Меняется ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. В сюжетно – отобразительной игре ребенка второго и третьего годов жизни как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета, т.е. благодаря практическому усвоению возможных действий с ним. Здесь уже недалеко и до принятия роли, и малыш с удовольствием делает это. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысляемых детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей. Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво. Каждый ребенок может взять на себя роль и уметь ее реализовать через общение с окружающими. Здесь происходит противоречие между стремлением реализовать знания и действия и опытом детей. Малыш должен знать, как нужно себя вести в данной роли, если знаний не хватает, то игра ломается. Так рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди и различные средства информации.

Владение педагогом методикой поэтапного развития игровой деятельности дает возможность грамотно систематизировать руководство детской игрой во всех возрастных группах.

Актуальна роль игры во всестороннем развитии и воспитании ребенка дошкольника. При этом наблюдается проблема однообразия стериотипии игры, отсутствие сколько-нибудь существенных отличий поведения в игре детей различных возрастных групп, их неумение играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества. Тревожит, что за частую педагог не осознает воспитательной, развивающей ценности игры, подменяют ее другими видами деятельности, переводят игру в форму игровых приемов обучения не только на занятиях (что вполне оправдано), но и вне занятий. Бывает так, что педагоги думают, что учат играть, тем самым расчленяя игру на составные элементы и акцентируют внимание детей на каждом из них. В результате игра превращается в искусственную, клочковатую деятельность. Не будучи связана ни смыслом, ни чувством, она быстро распадется.

Подводя итог сказанному, чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, необходимо руководить ее формированием: целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребенка, переводя его в игровой план, во время самостоятельных игр побуждая к творческому отражению действительности. Применять требования по организации игры: наличие достаточного игрового материала, применение прямого метода руководства игрой, формирование знаний по ознакомлению с окружающим, грамотно организованная предметно-игровая среда.


Категория: Блоги | Добавил: mei79
Просмотров: 239 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог