Повышение финансовой грамотности населения является актуальной проблемой нашего общества. Признаками недостаточных знаний в области финансов является то, что люди не могут грамотно планировать свой бюджет, не знают, как противостоять финансовому мошенничеству, совершать безопасные покупки в интернете и т.п.
Чтобы помочь с решением данной проблемы, Министерство финансов и Всемирный банк с 2011 г. реализуют проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»; разработана Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы. Цели формирования финансовой грамотности учащихся определяются как развитие познавательной и социальной активности, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности.
Основы финансово грамотного поведения- сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
Финансовая грамотность-результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Развитие экономической культуры ребёнка осуществляется в семье на примере родителей и близких людей, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье.
Но, к сожалению, не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
У воспитанников детских домов практически отсутствует личное пространство, они живут в мире, где за них все решено и определено. Они не имеют возможности самостоятельно распоряжаться личными вещами, а значит у них не формируются навыки принятия решений и механизмы защиты личной собственности. У ребят нет понимания реальной стоимости денег. Сумма в 10 000 рублей – просто сумма, которая не идентифицируется ни с какой продуктовой корзиной, а одинаковые цифры в электронных деньгах или в реальных купюрах – имеют разный вес.
Воспитанники детского дома не умеют расставлять приоритеты, а ориентируются на сиюминутные желания. У них нет навыка планирования своих расходов, потому что нет возможностираспоряжаться деньгами до 18 лет и нет примеров того, как это делают взрослые в обычных семьях.
Выпускники, выходя из детского дома, получают деньги: скапливается пенсия по потере кормильца или алименты, выплачиваемые родителями, пенсия по инвалидности (если есть инвалидность), прочие пособия. Ребята становятся жертвами мошенников, которым ничего не стоит уговорить их дать доступ к банковской карте.
Это далеко не полный список навыков, которые отсутствуют у воспитанников, но так необходимы для благополучной самостоятельной жизни вне стен детского дома.
Программа помогает сформировать и закрепить финансово грамотное поведение у воспитанников детских домов.
Дети учатся разумно обращаться с деньгами, защищаться от мошенников и приобретают практические навыки для осуществления простых финансовых операций.
Отличительные особенности данной программы.
Данная программа разработана с учетом воспитания и обучения воспитанников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Планы занятий разработаны с учетом ограниченных возможностей состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей, поэтому, введено много игровых элементов, ролевых игр, экскурсий.
Цель программы-развитие финансовой грамотности у воспитанников детских домов, формирование разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Задачи программы:
- Повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания детей.
-Сформировать принципы ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
-Сформировать мотивационную готовность воспитанников к овладению знаниями в области финансовой грамотности.
-Научить воспитанников управлять своими доходами и расходами, ставить правильные финансовые цели и уметь применять различные финансовые инструменты для их достижения.
-Обучить основам планирования, проектирования, управления финансовыми ресурсами.
- Научить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, преодолевать трудности, брать на себя инициативу и ответственность.
Структура программы:
Программа может быть реализована в течение 4 лет. Оптимальный режим работы с воспитанниками по Программе – 3-4 раза в месяц.
При этом в процессе повседневной деятельности закреплять экономические знания и знания финансовой грамотности детей, полученные во время занятий, анимированных презентациях, играх, творческой и трудовой деятельности.
Программа рассчитана на детей от 4 до 18 лет.Разделена на 4 ступени:
1 ступень- возраст 4-7 лет
2 ступень- возраст 8-10 лет
3 ступень- возраст 11-14 лет
4 ступень- возраст 15-18 лет.
Для каждой возрастной группы разработаны разные темы и критерии оценки финансовой грамотности.
Основной упор сделан на возраст 15-18 лет т.к именно в этом возрасте начинается формирование ответственного отношения к личным финансам.
Педагог может по своему усмотрению выбрать интересующие его разделы, тем и проводить занятия в соответствии с ними. Всё обучение построено на игровых симуляциях и моделировании реального опыта при решении повседневных (бытовых, жизненных) задач взрослого человека различных инфраструктурах города (в отделении банка, магазинах и других объектах ).
От занятия к занятию уровень сложности заданий возрастает. Задача программы заключается в доведении до автоматизма простых алгоритмов действий, необходимых для решения повседневных задач - например, составление списка покупок и следование ему, разговор с работником банка, подсчет расходов, выстраивание приоритетов при планировании покупок и т.п.
Основные принципы в реализации программы:
1.Обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом. В процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются нравственные качества, формируются нормы общения.
2.Принцип доступности. Содержание информации, методы ее сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
3.Принцип связи с жизнью. Ребенок должен уметь устанавливать взаимосвязь процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде.
4.Принцип сознательности- нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
5.Принцип систематичности и последовательности. Предусматривает проведение занятий в определенной последовательности и системе. Проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
6.Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
7.Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования всесторонних знаний в области финансовой грамотности ребёнка.
8.Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности детей, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
9.Принцип цикличности способствует упорядочению процесса. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
10.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей у детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков.
Критерии и показатели финансовой грамотности:
критерии |
1 ступень 4-7 лет |
2 ступень 8-10 лет |
3 ступень 11-14 лет |
4 ступень 15-18 лет |
Ответственное финансовое поведение |
Имеет первичные представления об экономических категориях «труд», «товар», «деньги» и т.д |
Имеетминимальные представления о деньгах, владеет минимальным финансовым словарём
|
Имеет базовыезнанияоденьгах, о рисках и доходности, инфляции, владеет минимальным финансовым словарём
|
Сформированы знания о деньгах, о рисках и доходности, инфляции, процентных ставках по кредитам и вкладам, владеет активным финансовым словарём, понимает основы юридической грамотности |
Деловая активность |
Умеет осуществлять покупки в ходе игры «Магазин», «Банк», «Почта»… |
Имеет минимальные представления об экономии денег. |
Умеет экономить деньги и тратить их более ответственно, грамотно пользоваться платёжными средствами, принимать компетентные финансовые решения |
Умеет экономить деньги и тратить их более ответственно, сравнивать между собой предложения различных финансовых учреждений, грамотно пользоваться платёжными средствами, сберегать, принимать компетентные финансовые решения |
Самостоятельность |
Учится овладевать понятиями: жизненно важные потребности |
Самостояте-лен,
умеет планировать и организовы-вать свои дела |
Стремится быть самостоятель-
ным, умеет планировать личный
бюджет на длительную перспективу |
Сформирована
культура финансового поведения, планирования личного и семейного бюджета на длительную перспективу, преодолено недоверие к финансовым институтам.
|
Самооценка |
Действует по примеру или установке педагога |
Учится давать само-оценку действиям |
Осознает свои действия, планирует
время, предпо-лагает дальнейшее свое развитие и обучение |
Критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах |
Инициатив-ность в решении проблем |
Проявляет инициативу в ролевых играх, учится экономить |
Проявляет инициативу,
умеет работать в команде |
Инициативен, видит альтернативу в решении финансовых проблем |
Активная жизненная позиция, общителен, планирует работу группы, выдвигает идеи различных способов решения поставленных финансовых задач |
Стремление к личностному росту и развитию лидерских качеств |
Учится общаться со сверстниками и взрослыми, любознателен |
Имеет опыт взаимодейст-вия со сверстниками и взрослыми, приобретает
деловые качества |
Имеет представления о путях достижения успеха, профессиональ-ной карьеры, качествах, необходимых успешному человеку |
Обладает лидерскими качествами, осоз-нанно подходит к профессионально-му самоопределению |
Ответствен-ность за принятые решения |
Старательно выполняет поручения взрослых |
Ответственно подходит к решению вопросов в рамках своего возрастного уровня |
Ответственно относится к делам и поступкам |
Ответственно и компетентно подходит к решению финансовых вопросов |
Программа состоит из 10 разделов, каждый из которых включает в себя цикл тем (всего их 170).
Темы представлены для разных возрастных категорий и особенностей развития.
Воспитатель сам выбирает, какое из занятий ему провести исходя из актуальности, специфики группы (возраст, состояние здоровья, психологические особенности, подготовки), цели и задач занятия.
1.Деньги (27 тем).
2.Личное и семейное планирование(20 тем).
3.Банковские платежные карты (11 тем).
4.Финансовое мошенничество и финансовая безопасность(10 тем).
5.Потребительская культура в сфере услуг (31 тема).
6.Кредиты (18 тем).
7.Страхование(15 тем).
8.Банки и банковские вклады(15 тем).
9.Пенсии (13 тем).
10.Налоги(10 тем).
Планируемые результаты освоения Программы.
Полная информация во вложении.
|