Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Программа по финансово-экономической грамотности "Копилка опыта"

СКАЧАТЬ (94.3 Kb) 02.03.2023, 11:16
Анисимова Елена Александровна
воспитатель, ГУ ЯО Детский дом "Волжский" г.Рыбинск
Повышение финансовой грамотности населения является актуальной проблемой нашего общества. Признаками недостаточных знаний в области финансов является то, что люди не могут грамотно планировать свой бюджет, не знают, как противостоять финансовому мошенничеству, совершать безопасные покупки в интернете  и т.п.

Чтобы помочь с решением данной проблемы, Министерство финансов и Всемирный банк с 2011 г. реализуют проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»; разработана Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы. Цели формирования финансовой грамотности учащихся определяются как развитие познавательной и социальной активности, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности.

Основы финансово грамотного поведения- сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

Финансовая грамотность-результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Развитие экономической культуры ребёнка осуществляется в семье на примере родителей и близких людей, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье.

Но, к сожалению, не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
У воспитанников детских домов практически отсутствует личное пространство, они живут в мире, где за них все решено и определено. Они не имеют возможности самостоятельно распоряжаться личными вещами, а значит у них не формируются навыки принятия решений и механизмы защиты личной собственности. У ребят нет понимания реальной стоимости денег. Сумма в 10 000 рублей – просто сумма, которая не идентифицируется ни с какой продуктовой корзиной, а одинаковые цифры в электронных деньгах или в реальных купюрах – имеют разный вес.

Воспитанники детского дома не умеют расставлять приоритеты, а ориентируются на сиюминутные желания. У них нет навыка планирования своих расходов, потому что нет возможностираспоряжаться деньгами до 18 лет и нет примеров того, как это делают взрослые в обычных семьях.

Выпускники, выходя из детского дома,  получают деньги: скапливается пенсия по потере кормильца или алименты, выплачиваемые родителями, пенсия по инвалидности (если есть инвалидность), прочие пособия. Ребята становятся жертвами мошенников, которым ничего не стоит уговорить их дать доступ к банковской карте.

Это далеко не полный список навыков, которые отсутствуют у воспитанников, но так необходимы для благополучной самостоятельной жизни вне стен детского дома.
Программа помогает сформировать и закрепить финансово грамотное поведение у воспитанников детских домов.

Дети учатся разумно обращаться с деньгами, защищаться от мошенников и приобретают практические навыки для осуществления простых финансовых операций.

Отличительные особенности данной программы.
Данная программа разработана с учетом воспитания и обучения воспитанников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Планы занятий разработаны с учетом ограниченных возможностей состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей, поэтому, введено много игровых элементов, ролевых игр, экскурсий.

Цель программы-развитие финансовой грамотности у воспитанников детских домов, формирование разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Задачи программы:
- Повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания детей.
-Сформировать принципы ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
-Сформировать мотивационную готовность воспитанников к овладению знаниями в области финансовой грамотности.
-Научить воспитанников управлять своими доходами и расходами, ставить правильные финансовые цели и уметь применять различные финансовые инструменты для их достижения.
-Обучить основам планирования, проектирования, управления финансовыми ресурсами.
- Научить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, преодолевать трудности, брать на себя инициативу и ответственность.

Структура программы:
Программа может быть реализована в течение 4 лет. Оптимальный режим работы с воспитанниками по Программе – 3-4  раза в месяц.
При этом в процессе повседневной деятельности закреплять экономические знания и знания финансовой грамотности  детей, полученные во время занятий, анимированных презентациях, играх, творческой  и трудовой деятельности.
Программа рассчитана на детей от 4 до 18 лет.Разделена на 4 ступени:
1 ступень- возраст 4-7 лет
2 ступень- возраст 8-10 лет
3 ступень- возраст 11-14 лет
4 ступень- возраст 15-18 лет.
Для каждой возрастной группы разработаны разные темы и критерии оценки финансовой грамотности.

Основной упор сделан на возраст 15-18 лет т.к именно в этом возрасте начинается формирование ответственного отношения к личным финансам.

Педагог может по своему усмотрению выбрать интересующие его разделы, тем и проводить занятия в соответствии с ними. Всё обучение построено на игровых симуляциях и моделировании реального опыта при решении повседневных (бытовых, жизненных) задач взрослого человека различных инфраструктурах города (в отделении банка, магазинах и других объектах ).

От занятия к занятию уровень сложности заданий возрастает. Задача программы заключается в доведении до автоматизма простых алгоритмов действий, необходимых для решения повседневных задач - например, составление списка покупок и следование ему, разговор с работником банка, подсчет расходов, выстраивание приоритетов при планировании покупок и т.п.

Основные принципы в реализации программы:
1.Обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом. В процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются нравственные качества, формируются нормы общения.

2.Принцип доступности. Содержание информации, методы ее сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

3.Принцип связи с жизнью. Ребенок должен уметь устанавливать взаимосвязь процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде.

4.Принцип сознательности- нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

5.Принцип систематичности и последовательности. Предусматривает проведение занятий в определенной последовательности и системе. Проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

6.Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

7.Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования  всесторонних знаний в области финансовой грамотности  ребёнка.

8.Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности детей, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

9.Принцип цикличности способствует упорядочению процесса. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

10.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей у детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков.

Критерии и показатели финансовой грамотности:

 
критерии 1 ступень 4-7 лет 2 ступень 8-10 лет 3 ступень 11-14 лет 4 ступень 15-18 лет
Ответственное финансовое поведение Имеет первичные представления об экономических категориях «труд», «товар», «деньги» и т.д Имеетминимальные представления о деньгах, владеет минимальным финансовым словарём
 
Имеет базовыезнанияоденьгах, о рисках и доходности, инфляции, владеет минимальным финансовым словарём
 
Сформированы знания о деньгах, о рисках и доходности, инфляции, процентных ставках по кредитам и вкладам, владеет активным финансовым словарём, понимает основы юридической грамотности
Деловая активность Умеет осуществлять покупки в ходе игры «Магазин», «Банк», «Почта»… Имеет минимальные представления об экономии денег. Умеет экономить деньги и тратить их более ответственно, грамотно пользоваться платёжными средствами, принимать компетентные финансовые решения Умеет экономить деньги и тратить их более ответственно, сравнивать между собой предложения различных финансовых учреждений, грамотно пользоваться платёжными средствами, сберегать, принимать компетентные финансовые решения
Самостоятельность Учится овладевать понятиями: жизненно важные потребности Самостояте-лен,
умеет планировать и организовы-вать свои дела
Стремится быть самостоятель-
ным,  умеет планировать личный 
бюджет на длительную перспективу
Сформирована 
культура финансового поведения, планирования личного и  семейного бюджета на длительную перспективу, преодолено недоверие  к финансовым институтам.

 
Самооценка Действует по примеру или установке педагога Учится давать  само-оценку действиям Осознает свои действия, планирует 
время,  предпо-лагает дальнейшее свое развитие и обучение
Критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах
Инициатив-ность  в решении проблем Проявляет инициативу в ролевых играх, учится экономить Проявляет инициативу, 
 умеет работать  в команде
Инициативен, видит альтернативу в решении финансовых проблем Активная  жизненная позиция, общителен, планирует работу группы, выдвигает идеи различных способов решения поставленных финансовых задач
Стремление  к личностному  росту  и развитию лидерских качеств Учится общаться со сверстниками и взрослыми, любознателен Имеет опыт взаимодейст-вия  со сверстниками и взрослыми, приобретает 
деловые качества
Имеет представления о путях достижения успеха, профессиональ-ной карьеры, качествах, необходимых успешному человеку Обладает лидерскими качествами,  осоз-нанно подходит  к профессионально-му самоопределению
Ответствен-ность  за принятые решения Старательно выполняет  поручения взрослых Ответственно подходит  к решению вопросов в рамках своего возрастного уровня Ответственно относится к делам и поступкам Ответственно и компетентно подходит к решению финансовых вопросов

Программа состоит из 10 разделов, каждый из которых включает в себя цикл тем (всего их 170).
Темы  представлены для разных возрастных категорий и особенностей развития.
Воспитатель сам выбирает, какое из занятий ему провести исходя из актуальности, специфики группы (возраст, состояние здоровья, психологические особенности, подготовки), цели и задач занятия.

1.Деньги (27 тем).
2.Личное и семейное планирование(20 тем).
3.Банковские платежные карты (11 тем).
4.Финансовое мошенничество и финансовая безопасность(10 тем).
5.Потребительская культура в сфере услуг (31 тема).
6.Кредиты (18 тем).
7.Страхование(15 тем).
8.Банки и банковские вклады(15 тем).
9.Пенсии (13 тем).
10.Налоги(10 тем).

Планируемые результаты освоения Программы.
Полная информация во вложении.

 


Категория: Блоги | Добавил: eanisimova
Просмотров: 277 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог