Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников

СКАЧАТЬ (77.0 Kb) 18.02.2022, 08:02
Бахтин Сергей Федорович
учитель русского языка и литературы, МОУ "Михайловская основная общеобразовательная школа" РМЭ
Аннотация. В статье представлен практический материал использования литературно-краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников. Определены направления, по которым учащиеся включаются в родную литературную среду, изучают жизнь и творчество местных писателей и поэтов, приобщаются к литературному творчеству и исследовательской деятельности; дан практический материал для комплексной работы с текстом.

Ключевые слова: литературное краеведение, воспитание патриотизма, музей, экскурсии, исследовательская работа, родной край, писатели, поэты, ценностные ориентиры, русский язык, работа с текстом.

«Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают
на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной
страной.» Д.С.Лихачев

Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своей фамилии, своего рода, своей малой родины. Человек-это звено в цепи поколений, в цепи жизни. Очень важно, чтобы человек ощутил себя таким звеном. И это, конечно, необходимо воспитывать в ребенке. Каждый должен быть продолжателем дела своего поколения, своей семьи, своей родословной. Поэтому необходимо объяснить растущему человеку, что жизнь его – частица жизни фамилии, рода, страны, мира.

Краеведческая работа не просто расширяет кругозор наших учащихся, она «цементирует» нравственные основы личности. Следовательно, нужно заниматься исследованием родного края. Материал по краеведению полезен тем, что заставляет школьников задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить родной край.

Все мы неразрывно связаны со своей малой Родиной. И, конечно, наша задача- помочь своим ученикам ощутить эту связь. Знание своего края, его прошлого и настоящего рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Патриотизм -- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

Воспитание патриота – это, прежде всего, воспитание благородного и благодарного человека. Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Школа не имеет права выпускать из своих стен "средних", недостаточно развитых и воспитанных учащихся.

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это.

Сегодня происходит переоценка нравственных ценностей, особенно среди молодежи. На экранах телевизоров, в Интернете – жестокость, насилие -все это приводит к проявлениям агрессии в детской среде. Среди детей и подростков мы наблюдаем рост суицида, бродяжничества, наркомании и других социально опасных явлений.

В своей работе стараюсь создать условия, которые способствовали бы воспитанию духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией, патриота своей Родины, своего края.

Как добиться того, чтобы ученики выросли людьми ответственными, инициативными, горячо любили свою Родину, были истинными гражданами России?

Помочь этому, на мой взгляд, может краеведческий материал, который я использую на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Знакомство учащихся с литературно-краеведческими знаниями, формирование устойчивого интереса к занятиям краеведением, воспитание активного читателя-книголюба рождает у детей чувство гордости за свой край, прививает любовь к своей малой родине, родным местам, к ее героическому прошлому , пробуждает желание и оставить след в истории края.

В своей работе уделяю особое внимание освоению регионального (марийского) компонента образования по литературе и русскому языку.

Составлено и апробировано календарно-тематическое планирование уроков литературы (5-11кл.) с включением краеведческого материала в учебный процесс в различных формах: проведение тематических уроков (2-3 в течение учебного года), уроков внеклассного чтения, включение регионального материала в качестве небольшого элемента урока. Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные формы уроков (интегрированный, уроки комплексной работой с текстом, урок-экскурсия, урок-композиция, музейный, библиотечный уроки, читательские конференции).

Для знакомства учащихся с литературной жизнью родного края использовались беседы, сообщения и доклады-рефераты учащихся («Пословицы и поговорки родного края», «Сказания и легенды марийского народа»), викторины и литературно-творческие конкурсы, проектно-исследовательская деятельность.

Стало традицией в начале каждого учебного года на вводном уроке проводить небольшую беседу «У литературной карты Республики Марий Эл»: какие литературные места города, района, республики мы посетим, а также имена писателей и поэтов, с которыми ребята познакомятся в этом учебном году. Так, в восьмом классе это экскурсия на родину народного писателя Республики Марий Эл А.С.Крупнякова в с.Чкарино, Советского района, в 9-м – встреча в литературной гостиной с поэтом А.Сагировой, которая проживает в п.Советский.

В нашей необъятной стране много талантливых людей, которые своими произведениями зажигают искры в сердцах, заставляют задуматься о смысле жизни, о красоте природы. Эти люди повсюду, и везде их талант пробивает росток любви. Мы рады, что в нашем крае есть такие люди, и гордимся ими. Одна из них – Алевтина Александровна Сагирова.

Со слов Алевтины Сагировой: «В старших классах были обычные стихи о первой влюбленности, о первых чувствах. Все доверяла бумаге – и никому больше. Даже родители ничего не знали. Первая публикация в районной газете состоялась только в 10 классе (сочинение о любимой учительнице истории закончила стихами). Заняла в районном конкурсе первое место.

Провели также устный журнал: «Г.Пирогов – известный поэт-бард Республики Марий Эл»
Провели литературно-музыкальную композицию «Они сражались за Родину» о писателях-земляках.

Многие из них надели солдатские шинели, перо сменили на солдатские шинели и на передовой линии фронта в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками показывали образцы мужества и героизма.

Василий Рожкин (1914-1983) родился в дер. Верхний Кадам Советского района Марийской АССР в семье крестьянина. Окончил МГПИ им. Н.К.Крупской. Участник Великой Отечественной войны, защитник Ленинграда. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Долгие годы работал в сельской школе, в 1965 году удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».Умер в день Победы – 9 мая.

Аркадий Крупняков (1919 - 1994) родился в д. Чкарино Советского района Марийской АССР. В 1939 году призван в Красную Армию. Служил на южной границе – там и встретил врага. Был разведчиком. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Илья Стрельников (1908 -1977) родился в селе Пектубаево Новоторьяльского района Марийской АССР в семье крестьянина. Был беспризорником, воспитывался в детдоме. Окончил педагогический техникум. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Начал печататься с 1925 года. Автор четырех сборников стихов, поэм «Гвардии рядовой», «Знамя полка», повести «Весенняя птица», переводчик произведений Пушкина, Горького, Маяковского, Фурманова ,Исаковского, Маршака.

Затем идет анализ стихов и прозаических произведений.
Литературно – краеведческий материал как элемент урока можно применять при объяснении нового материала. Например, при изучении творчества современных прозаиков обращаемся к произведениям А.С.Крупнякова, З.Ф.Катковой,В.С.Юксерна,Н.С.Лекайна,И.А.Шабдарова и других марийский писателей.

Так, при объяснении темы «диалог, типы и стили речи» в 5 классе я беру для комплексного анализа отрывок из повести Осыпа Шабдара «Кориш». Вначале коротко говорю о ней.

Затем даю задание – списать под диктовку диалог, расставить знаки препинания (имена героев пишу на доске заранее).

. В 6 классе беру отрывок из книги Сергея Захарова «Солнце с четырех сторон» (приветлужские встречи).
…(6, с.21).

При изучении таких тем, как «Фольклор» в пятом – шестом классах, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» в 7 классе, уроки литературы переносятся в школьный краеведческий музей, сельскую библиотеку. Ребята имеют возможность почувствовать атмосферу духа того времени, когда жили наши предки, соприкоснуться с прошлым, ощутить свои истоки. Так, в музее был проведен урок-беседа о марийских предметах быта, в сельской библиотеке познакомились с национальной одеждой и вышивкой.

Большой простор для деятельности обучающихся в 5-6 классах дают марийские народные сказки, легенды и сказания (легенда об Акпарсе, Онаре, предание об Акпатыре). Совместно со школьной библиотекой проводим уроки-путешествия по сказкам, конкурсы на лучшие иллюстрации к легендам и преданиям. Вместе с ребятами создаем мини-проекты: «Легенды и сказания нашего края», Марийские народные песни». и др.

«Как могут эти дни забыться…» - так назывался интегрированный урок литературы и истории, проведенный в 9 классе по теме «Великая Отечественная война в произведениях марийских писателей» с использованием материала школьного историко-краеведческого музея. Открытый урок получился содержательным, эмоциональным, ярким, запоминающимся. Столько стихов марийских авторов прозвучало (М.Казакова, Г.Матюковского, А.Сагировой, Г.Пирогова и других.)! Такие уроки способствуют воспитанию чувства долга, уважительного отношения к истории, к людям, к тем, кто приближал победу.
На уроках русского языка я использую и свои авторские материалы. Для комплексного анализа текста в 9 классе даю текст «Сегодня такая ночь!»

Мне( не) спит..ся. Как тихо! Окно открыт.. Сквоз.. него видно темн.. небо. Тускло поблескива… звезды сквозь с..дые облака. А вот и пок..залась луна-величавая, статная, словно невеста. Такой она была и сто, и тысячу лет назад, сколько много о ней сказано поэтами и влюбленными...Лунн.. свет оз..ряет д..рогу в прошлое. Воспоминания детства роем кружат..ся в моей голове.
Вот я маленьк.. мальчишка бегу с отцом в школу. Папа один а нас детей четверо и меня( не) с кем оставить.
-Сегодня Вы со своим секретарем говор..т нам техничка встречая у порога школы.
-Беда мне с этим помо..ником отвеча..т отец.
Первым делом иду в пионерскую комнату где я люблю бывать бол..ше всего. Здесь акварельные краски кар..ндаши большие листы ватмана на обратной ст..роне которых мне разр..шают р..совать.
Очень хочу "оформлять" наст..ящую школ..ную стенгазету и когда вожатая уходит на обед наконец(то) изрисов..ваю всю школьную периодику...И бегом в ст..ловую.
Там есть закуток где я прячусь от отца и вообще...мало ли чего. А тут как раз такой случай.
Дома мне конечно попало. Не за газету(ее вожатая как(то) ум..дрилась оттереть!),а за то что спрятался...и уснул.
Кто знает , не ходи бы я в школу с отцом, не изрисуй бы тогда стенгазету может быть и учителем не стал бы...

Луна снова прячет..ся за облака. Завтра новый день. Снов.. увижу детей. Застуч..т мое сер..це когда войду в класс...И опять начнется жизнь которую я так люблю...(1,с.11).

А вот комплексная работа с текстом на примере лирической миниатюры «Весенний этюд» при изучении односоставных предложений в 8 классе,
(Не)оглядная моя сторона Родны.. мои сини.. дали Скол..ко в вас прелести сколько волнующего и радос..ного! Сколько (ни) смотрю – (не) могу наглядет..ся. Это чудо – моя родима.. ст..рона. Люблю твою (не)повторимую красоту. Особенно весной когда дышу и (не) надышусь свежест..ю пробуждающейся природы. Любуюсь в..личием жизни. Вот моя мила.. березова.. роща. Скол..ко раз я пр..ходил сюда а все равно тянет снова т и снова. Мне здесь хорошо спокойно. Качают..ся верхушки дерев..ев. Скоро скоро все оденет..ся в з..леный наря.. и я приду сюда снова подышат.. душистым ..роматом трав и цветов отдохнут.. от дел и бе..конечной суеты.
Старые деревья как будто откликают..ся на мои мысли. Совсем скоро они широко ра..кинут свои пышные кроны. И даже в жару (под )ними будет прохладно. (2,с.3).

Беру я свои тексты и для изложений. Вот, к примеру, текст для 9 класса
Яблоня
Года три назад мы посадили яблоню. Ухаживали за ней. Вовка, мой брат, поливал из ведра, недовольно приговаривая: «Все равно не будет яблок, и чего ее поливать столько?» Я усердно рыхлил ее чуть ли не через день. И вот наконец-то зацвела наша красавица!
- Вы смотрите, осторожно ухаживайте за деревом, о то не видать нам яблок к осени,-напутствовал отец. Вовка чешет на затылке и говорит в мою сторону недовольно: « До осени так далеко, помереть можно…и яблок не попробуешь.»
В августе яблоки стали наливаться, и кое –где на них стали появляться красные полоски.
-Пап, а пап, можно мы хоть по одному сорвем, попробуем?
Но отец был неумолим: «Рано, дети, рано, сейчас они кислые и несладкие. Ждите до осени.»
Вовку так и перекосило. Ясно, не хотел он ждать так долго.
Ночью меня разбудило какое-то шевеление и хруст на Вовкиной кровати.
-Вов, ты что ,ешь что ли чего,- сквозь полудрему спрашиваю я.
-Да, вот сорвал два яблочка. Законно….сладкие. Будешь? И дает мне откусить от почти уже съеденного яблока. Яблоки и правда были сладкие, но еще довольно кисловатые.
- А папа, если узнает?- спрашиваю я.
- Не боись, братуха, где наша не пропадала!
Так Вовка до осени съел почти все яблоки. Странно, что отец как-то и не замечал, что яблок почти нет.
И вот как-то раз отец подходит к яблоне и очень внимательно смотрит на нее, обходит кругом.
-Дети, а где яблоки-то?- вопрошает он.
Вовка тут же где-то спрятался , притаился. А я стою и, опустив голову, выталкиваю из себя:
-Так…папа…это мы с Вовкой съели, не нарочно, хотели только попробовать…А потом…
-Все понятно, увлеклись в общем. Ладно хоть нам с матерью оставили по одному…
У меня капают крупные слезы. .Мне жалко папу и маму, спрятавшегося где-то Вовку.
А себя почему-то нет. Ничего, думаю, будут еще яблоки, столько лет впереди…(3,с.13).

Рассказ автобиографичен. Тема заявлена в заголовке. Идея, конечно, более глубокая: о привитии любви к труду, об ответственности. Но гораздо важнее нравственные проблемы, поставленные в произведении – о выборе героев жить тайком или честно, признавать свои ошибки или прятаться от них. И ещё о тех нравственных категориях, которые особенно необходимы сегодня: о честности, доброте, любви к близким людям. Думаю, это главное в рассказе.

Для формирования у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества важна роль распространения краеведческих знаний, непосредственно связанных с чтением. Приобщить детей к чтению – одно из направлений школьного литературного кружка любителей русской словесности, которым я занимаюсь много лет. Сейчас защита чтения, поддержание интереса к нему стала в ряд задач государственной важности. Кружком проводится работа по краеведческому чтению, принимаем участие в конкурсах чтецов, организуем книжные выставки («Писатели Марий Эл», « Писатели и поэты Советского района»), встречи с местными писателями, электронные презентации творчества марийских поэтов (А.Сагировой, Г.Пирогова) и др.

Большое значение придается экскурсиям.
Я считаю, что краеведение является прекрасным средством патриотического воспитания школьников.

Литература:
4.Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя / [сост. М.Д. Янко]. – М.: Просвещение, 1976. – 94 с.
5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).
7.И.Одар. Леший, О.Шабдар. Кориш. Москва :Детская литература,1969. -67с.
6.Сергей Захаров. Солнце с четырех сторон, Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство,1978. – 21с.
1.Бахтин С. Сегодня такая ночь. Советский. «Вестник района»,2016, №26.-11с.
2.Бахтин С. Весенний этюд. Советский. «Вестник района»,1993, №48. -3с.
3.Бахтин С. Яблоня. Советский. «Вестник района», 2018, №26. -13с.


Категория: Блоги | Добавил: ZXZX321QR
Просмотров: 259 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог