Пояснительная записка
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
Направленность программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся. сформировать интерес к изучению природы родного края; -воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; -углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; -формировать представления о природных сообществах области; -формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Новизна программы: предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение экологического кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность программы: возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.
Педагогическая целесообразность: состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе.
Отличительные особенности данной программы от других программ в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические ситуации, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно задания, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические задания и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11-15 лет
Срок реализации программы- 1 год. (общее 93 часа).Данный курс был введен по запросу родителей и желанию учащихся. Курс проводится продолжительностью 45 минут, после учебных занятий во второй половине дня.
Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
В основе реализации программы лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь обучающихся в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли - это формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Занятие позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием учеников.
Курс включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка «Мир глазами эколога» организованы экскурсии.
Для реализации данной программы используется методические пособия:
Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников», авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М. «Просвещение» 2010г.
«Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
Учебный план
№ |
Наименование темы |
всего
часов |
теория -часы |
практика- часы |
Форма аттестации/ контроля |
1 |
Первые шаги по экологическим тропинкам |
4 |
2 |
2 |
Подбор необходимого материала по заданной теме |
2 |
Введение |
2 |
1 |
1 |
Схема «Возникновение жизни на Земле». |
3 |
Среда обитания |
10 |
5 |
5 |
Экскурсия «Живая и неживая природа |
4 |
Жизнь животных |
6 |
3 |
3 |
Экологический проект «Почему нужно защищать природу? |
5 |
Реки и озера |
15 |
7 |
8 |
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» |
6 |
Человек и животные |
6 |
4 |
2 |
Мини- сочинение «Защити себя» |
7 |
Природоохранная деятельность |
3 |
2 |
1 |
Конкурс рисунков и фотографий «Юный натуралист». |
8 |
Природные комплексы нашей местности. |
10 |
8 |
2 |
Викторина «Природа и человек» |
9 |
Среда обитания человека |
4 |
2 |
2 |
Практическая работа «Оценка экологического состояния р.Меселька» |
10 |
Пища, которую мы едим. |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа «Изучение состава питания продуктов» |
11 |
Дом, в котором мы живем |
3 |
2 |
1 |
Выпуск буклета
«Химия дома» |
12 |
Здоровье человека- основа жизни.- |
6 |
3 |
3 |
Рисунки на тему «Вредным привычкам – нет!» |
13 |
Отходы , как источник загрязнения окружающей среды |
7 |
4 |
3 |
Выставка «Творчество из отходов» |
14 |
Биоиндекация |
10 |
4 |
6 |
Фотовыставка «Боль природы» |
15 |
Растениеводство |
5 |
3 |
2 |
Презентация проектов |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)
Что такое экология? Наука экология. Что изучает экология. Экологические факторы. Как мы познаём мир? Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Что такое экологическая проблема? Основные проблемы экологии Сбор данных об экологических проблемах города Учимся работать с энциклопедией Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды энциклопедий Подбор необходимого материала по заданной теме
Раздел 2. «ВВЕДЕНИЕ». (2 ч)
. Вводное занятие. Правила поведения в природе. Жизнь на Земле
Инструктажи по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Цели занятий в новом учебном году. Схема «Возникновение жизни на Земле». Сходства и различия между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Правила поведения в природе. Экскурсия «Живая и неживая природа. Учись видеть прекрасное.»(1ч.)
Живая и неживая природа. Отличительные признаки живой природы
Полная информация во вложении.
|