Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


КТД как метод воспитания успешной личности

СКАЧАТЬ (91.4 Kb) 15.09.2022, 20:33
Назарова Марина Альбертовна
учитель истории и обществознания, МКОУ "СОШ №3" г.Поворино, Воронежской области
Программа воспитания составлена в соответствии с запросом общества, отраженным в федеральной целевой программе развития образования до 2020 года. Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна  обеспечивать доступность образования на протяжении жизни каждого человека.   Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи. Поэтому системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным  процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался. 

Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Реализация государственной политики осуществляется по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и  предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

В настоящее время актуальность проблемы  успешности возросла как никогда. Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха,  дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, тем самым способствуя дальнейшему развитию гражданина России. Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.


Новизна в создании таких условий в классе , в которых ребёнок  чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик            сверстники           учителя         социум.  Со сменой парадигмы воспитания в современных условиях возникла необходимость переосмысления методики коллективной творческой деятельности. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике коллективное дело рассматривается как деятельность для помощи в развитии каждого воспитанника. Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах коллективно-творческого дела (КТД).

 В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

Цели:
  • обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения  и  перспективным  задачам  развития  российского  общества  и  экономики; 
  • повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны
  • воспитание личности, умеющей взаимодействовать с другими людьми, обладающей гражданской позицией, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;
  • помощь в адаптации к учебным условиям;
  • создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и развития каждого ребёнка.
Задачи :
  • Создание благоприятного микроклимата для учащихся.
  • Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, учащихся и родителей.
  • Воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умения соотносить их с делами коллектива, любви к родному краю, чувства патриотизма;
  • Формирование  гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств, стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
  • Развитие самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума.
  • Организовать разнообразную эмоциональную  творческую личностно и  общественно значимую деятельность детей в классе через КТД как  модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация  детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.
  • Создать  условия для самореализации, самоутверждения,  самореабилитации каждого воспитанника в коллективе посредством использования КТД.
  • Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
  • Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.
  • Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в КТД в разновозрастных группах.
  • .Выявление потенциала лидеров.
Механизм реализации Программы.
Принцип построения программыпоэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:
  1. Развитие личности (5-7 классы).
  2. Применение полученных навыков (8-9 классы).
  3. Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).

Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Условия реализации программы

  • Определение стратегии и тактики деятельности.
  • Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
  • Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
  • Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
  • Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
  • Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
  • Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
  • Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
  • Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
Направления
Я-наука (познавательная деятельность)
Я-человек (проблемно-ценностное общение)
Я-культура (досугово-развлекательная деятельность)
Я-творчество (художественное творчество)
Я-общество (социальное творчество)
Я-здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность)
Ожидаемые результаты  .
  • Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия-включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере творчества.
  • Желание и стремление  учащихся заниматься самопознанием, самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием и самосовершенствованием.
  • Овладение учащимися методами самостоятельной работы.
  • Стремление учащихся к овладению культурного наследия.
  • Становление самостоятельной и самодостаточной личности, имеющей стремление к самореализации своего творческого потенциала.
  • Воспитание ученика, способного адекватно оценивать себя, свое окружение, поступки.
  • В процессе работы над собой выработка хороших привычек.
  • Умение работать над собой, совершенствовать свои личностные характеристики, развивать свои способности, регулировать свое состояние.
  • Понимание необходимости реалистичной позитивной самооценки и самопринятия.
  • Навык принятия самостоятельного решения.
  • Доброжелательное отношение к физическим недостаткам других людей.
  • Умение имитировать различные эмоциональные проявления.
  • Принятие различий между людьми, уважение особенностей их поведения.
  • Демонстрировать базовых навыков общения: умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор.
  • Умение критиковать, хвалить и принимать похвалу.
  • Умение аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями.
  • Навык отказа и противостояния групповому давлению.
Нормативно - правовая база:
Нормативно- правовой базой для разработки программы воспитательной работы «Дорога к успеху» являются следующие нормативно-правовые документы:
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №3»
  • Программа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №3»
  • Локальные акты.
  •  
                                 
Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.
Коллективная творческая  деятельность - это прежде  всего полнокровная  жизнь старших  и младших, воспитателей  и  воспитанников  и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о  друге, о своем коллективе, об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей  жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям-  вот что сплачивает воспитателей   и воспитанников.

И чем богаче,  целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее  тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов,  и взаимное влияние самих  воспитанников  друг на друга,  и самовоспитание  старших и младших.

Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм  педагогики, которую автор  назвал “педагогика общей  заботы”. Ее можно назвать  “педагогика социального творчества” или рассматривать как  ее  сердцевину: дети и  взрослые становятся хозяевами собственной  жизни, создают  то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество,  мажор  и дух свободы.

Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями   для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового  общественного ценного опыта, которые в  нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

Каждое  КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы  об  улучшении  общей жизни. Это совокупность   определенных  действий на общую пользу и радость.

В таком процессе,  направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное,  умственное,  физическое,  трудовое,  эстетическое воспитание,  в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно -  мировоззренческой,  эмоционально-волевой,  действенной.


Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а  к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по  общей жизненно-практической гражданской заботе.  Кроме того, это -  т в о р ч е с к о е коллективное дело,  потому  что на каждой стадии его осуществления все воспитанники  вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей,  способов, средств  решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому,  что не  может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает  в разных вариантах,  всегда выявляет  новые свои возможности-  ведь оно частица жизни.

Следуя зову детских потребностей,  заботясь об  удовлетворении душевных  нужд воспитанников, педагог,  как  заботливый и чуткий садовник, знает ,  что  делать, в чем и  как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным  в себе, чтобы в  скором будущем  встать на собственные “духовные ноги”.

Сила каждого КТД в  том, что оно требует общего поиска, дает   ему толчок и открывает   для него широкий  простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и  богатое, разнообразное  содержание, нестандартные варианты.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.


Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: marina78
Просмотров: 427 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог