Сегодня: 26.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


КТД как метод воспитания успешной личности

СКАЧАТЬ (91.4 Kb) 15.09.2022, 20:33
Назарова Марина Альбертовна
учитель истории и обществознания, МКОУ "СОШ №3" г.Поворино, Воронежской области
Программа воспитания составлена в соответствии с запросом общества, отраженным в федеральной целевой программе развития образования до 2020 года. Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна  обеспечивать доступность образования на протяжении жизни каждого человека.   Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи. Поэтому системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным  процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался. 

Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Реализация государственной политики осуществляется по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и  предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

В настоящее время актуальность проблемы  успешности возросла как никогда. Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха,  дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, тем самым способствуя дальнейшему развитию гражданина России. Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.


Новизна в создании таких условий в классе , в которых ребёнок  чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик            сверстники           учителя         социум.  Со сменой парадигмы воспитания в современных условиях возникла необходимость переосмысления методики коллективной творческой деятельности. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике коллективное дело рассматривается как деятельность для помощи в развитии каждого воспитанника. Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах коллективно-творческого дела (КТД).

 В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

Цели:
  • обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения  и  перспективным  задачам  развития  российского  общества  и  экономики; 
  • повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны
  • воспитание личности, умеющей взаимодействовать с другими людьми, обладающей гражданской позицией, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;
  • помощь в адаптации к учебным условиям;
  • создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и развития каждого ребёнка.
Задачи :
  • Создание благоприятного микроклимата для учащихся.
  • Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, учащихся и родителей.
  • Воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умения соотносить их с делами коллектива, любви к родному краю, чувства патриотизма;
  • Формирование  гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств, стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
  • Развитие самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума.
  • Организовать разнообразную эмоциональную  творческую личностно и  общественно значимую деятельность детей в классе через КТД как  модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация  детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.
  • Создать  условия для самореализации, самоутверждения,  самореабилитации каждого воспитанника в коллективе посредством использования КТД.
  • Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
  • Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.
  • Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в КТД в разновозрастных группах.
  • .Выявление потенциала лидеров.
Механизм реализации Программы.
Принцип построения программыпоэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:
  1. Развитие личности (5-7 классы).
  2. Применение полученных навыков (8-9 классы).
  3. Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).

Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Условия реализации программы

  • Определение стратегии и тактики деятельности.
  • Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
  • Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
  • Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
  • Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
  • Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
  • Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
  • Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
  • Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
Направления
Я-наука (познавательная деятельность)
Я-человек (проблемно-ценностное общение)
Я-культура (досугово-развлекательная деятельность)
Я-творчество (художественное творчество)
Я-общество (социальное творчество)
Я-здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность)
Ожидаемые результаты  .
  • Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия-включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере творчества.
  • Желание и стремление  учащихся заниматься самопознанием, самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием и самосовершенствованием.
  • Овладение учащимися методами самостоятельной работы.
  • Стремление учащихся к овладению культурного наследия.
  • Становление самостоятельной и самодостаточной личности, имеющей стремление к самореализации своего творческого потенциала.
  • Воспитание ученика, способного адекватно оценивать себя, свое окружение, поступки.
  • В процессе работы над собой выработка хороших привычек.
  • Умение работать над собой, совершенствовать свои личностные характеристики, развивать свои способности, регулировать свое состояние.
  • Понимание необходимости реалистичной позитивной самооценки и самопринятия.
  • Навык принятия самостоятельного решения.
  • Доброжелательное отношение к физическим недостаткам других людей.
  • Умение имитировать различные эмоциональные проявления.
  • Принятие различий между людьми, уважение особенностей их поведения.
  • Демонстрировать базовых навыков общения: умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор.
  • Умение критиковать, хвалить и принимать похвалу.
  • Умение аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями.
  • Навык отказа и противостояния групповому давлению.
Нормативно - правовая база:
Нормативно- правовой базой для разработки программы воспитательной работы «Дорога к успеху» являются следующие нормативно-правовые документы:
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №3»
  • Программа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №3»
  • Локальные акты.
  •  
                                 
Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.
Коллективная творческая  деятельность - это прежде  всего полнокровная  жизнь старших  и младших, воспитателей  и  воспитанников  и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о  друге, о своем коллективе, об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей  жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям-  вот что сплачивает воспитателей   и воспитанников.

И чем богаче,  целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее  тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов,  и взаимное влияние самих  воспитанников  друг на друга,  и самовоспитание  старших и младших.

Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм  педагогики, которую автор  назвал “педагогика общей  заботы”. Ее можно назвать  “педагогика социального творчества” или рассматривать как  ее  сердцевину: дети и  взрослые становятся хозяевами собственной  жизни, создают  то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество,  мажор  и дух свободы.

Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями   для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового  общественного ценного опыта, которые в  нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

Каждое  КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы  об  улучшении  общей жизни. Это совокупность   определенных  действий на общую пользу и радость.

В таком процессе,  направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное,  умственное,  физическое,  трудовое,  эстетическое воспитание,  в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно -  мировоззренческой,  эмоционально-волевой,  действенной.


Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а  к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по  общей жизненно-практической гражданской заботе.  Кроме того, это -  т в о р ч е с к о е коллективное дело,  потому  что на каждой стадии его осуществления все воспитанники  вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей,  способов, средств  решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому,  что не  может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает  в разных вариантах,  всегда выявляет  новые свои возможности-  ведь оно частица жизни.

Следуя зову детских потребностей,  заботясь об  удовлетворении душевных  нужд воспитанников, педагог,  как  заботливый и чуткий садовник, знает ,  что  делать, в чем и  как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным  в себе, чтобы в  скором будущем  встать на собственные “духовные ноги”.

Сила каждого КТД в  том, что оно требует общего поиска, дает   ему толчок и открывает   для него широкий  простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и  богатое, разнообразное  содержание, нестандартные варианты.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.


Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: marina78
Просмотров: 539 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог