Курс по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Грамотей"
(38.4 Kb)
11.08.2021, 15:54
Гуслова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, Тульская область Веневский район МОУ "Дьяконовская СШ"
Курс «Формирование орфографической грамотности младших школьников»
1 раздел
Вводный
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Поэтому формирование орфографического навыка в начальных классах является
одной из ведущих в курсе русского языка.
Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку, позволяет расширять и систематизировать теоретические сведения, получаемые учащимися; закреплять практические умения и навыки; позволяет восполнять пробелы в знаниях; нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. Этот курс предполагает уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности и предусматривает прочное усвоение материала, дополняя основную программу, способствует расширению языковой компетентности учащихся.
Реализация данного курса возможна во внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности, также элементы данного курса можно внедрять на каждом уроке русского языка. Кроме этого элементы данного курса можно интегрировать в любую школьную дисциплину в начальной школе.
В доступной, занимательной форме изучаются сведения по фонетике, словообразованию, орфографии, синтаксису, морфологии.
Эта работа будет способствовать повышению интереса к изучению русского языка, улучшению качества знаний.
Актуальность
Формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Для обучающихся начальной школы достичь высокого качества грамотного письма одна из сложных задач начального обучения.
Учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике.
Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.Для этого и был разработан данный курс.
Цель: формирование орфографической грамотности учащихся.
Содержание программы:
авторская рабочая программа: Школа России Русский язык. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник. 1-4 кл. М., «Просвещение», 2019
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях. М., «Просвещение», 2019
Курс рассчитан на четыре года для учащихся 1 - 4 классов
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
- работа в парах
Основные методы и приёмы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- работа с ребусами, изографами;
- различные приемы записи словарных слов: по темам, по однородным
орфограммам;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
-творческие и свободные диктанты;
- придумывание загадок, сказок и рассказов на лингвистическую тему.
Специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость:
1. Письмо с проговариванием.
2. Списывание.
3. Комментированное письмо.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
5. Письмо под диктовку.
6. Письмо по памяти.
7. Творческие работы.
8. Зрительно - слуховой диктант
9. Диктант с постукиванием.
10. Диктант «Проверь себя».
11. Самодиктанты
12. Свободный диктант
13. Рифмованные упражнения
14. «Мозговая атака»
15. Построение опорных схем
16. Применение сигнальных карточек.
17. Игры, развивающие орфографическую зоркость
18. Работа с тренажёрами.
19. Орфографические сказки.
20. «Запоминалки»
Содержание занятий
1 кл
2 кл
3 кл
4 кл
За 4 года
1 раздел «Предложение. Текст»
3 ч
3 ч
3 ч
3 ч
12
2 раздел «Слово»
5
6
6
6
23
3 раздел «Состав слова»
3
3
3
3
12
4 раздел «Морфология»
3
3
3
3
12
5 раздел Повторение
2
2
2
2
8
Всего
16
17
17
17
67
1. «Предложение» и «Текст» (12 час)
Задачи: развитие синтаксических и пунктуационных умений; формирование умения на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения; развитие умения ставить знаки препинания в предложениях при обращении, в предложениях с однородными членами предложения, в простом предложении и в сложном предложении из двух или трех частей. Различать типы текстов, составлять предложения из слов, тексты из предложений.
2. «Слово» (23 часа)
Задачи: развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3 классах, а также со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на –ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных;
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода; -тся- -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов со словами
5) правописание суффиксов
3. «Состав слова» (12 час)
Задачи: продолжить наблюдение за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений; учиться разбирать слова по составу; тренироваться в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
4. «Морфология» (12 час)
Задачи: изучить сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах, личных местоимениях, числительных и наречиях, об их роли в предложении; учиться наблюдать за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; упражняться в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
5. «Повторение» (8 часов)
Задачи: актуализация теоретических знаний; формирование орфографического навыка и пунктуационной грамотности; закрепление полученных знаний , умений и навыков
К концу обучения ученики должны научиться
По окончании курса учащиеся должны знать и уметь применять основные орфографические правила за курс 4 класса, лингвистические термины, правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); выбирать способ проверки написания, самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил, а также работать с текстом, орфографически анализируя его.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия,
а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желание научиться писать текст так, чтобы читающий понимал
его так же, как и автор.
- понимание успешности при освоении темы.
- адекватная мотивация учебной деятельности, осознание своей этнической
принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выполнять учебное задание, используя правило;
- выполнять взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного
задания.
- самостоятельно вносить необходимые коррективы, учитывая характер
допущенных ошибок.
- выполнять само-, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- выполнять взаимооценку - составлять план действий и применять его при решении учебных задач.
- проверять задание и вносить корректировку;
- применять алгоритм проверки написания слов.
Познавательные универсальные учебные действия:
- раскрывать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма»,
«непроверяемая орфограмма»
- определять условие проверки орфограммы и обосновывать своѐ мнение
- определять необходимость постановки знаков препинания
- структурировать знания.
- знать принципы выделения частей речи, общее значение и вопросы как
средство выделения частей речи.
- использовать приобретѐнные знания при выполнении ситуативного задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога,
используя термины;
- учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности.
- оказывать необходимую помощь партнѐру;
- осуществлять взаимный контроль.
- действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции
партнѐров.
- адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы
Тематическое планирование 1 класс
№п\п
Тема
Количество часов
1
Фонетика. Звуки и буквы.
1
2
Звуки и буквы. Транскрипция слов
1
3
Предложение как единица речи. Текст.
1
4
Игра в слова. Назови звук.
1
5
Слово и его значение.
1
6
Игра «Отгадай слово»
1
7
Составление текста по серии картинок
1
8
Пишу не так, как слышу. Почему?
1
9
Ударные и безударные гласные Игра «Найди орфограмму»
1
10
Корень слова. Родственные слова
1
11
Проверяемое и проверочное слова
1
12
Игра «Подбери проверочное слово»
1
13
Слова-предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.