Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СКАЧАТЬ (108.3 Kb) 25.03.2021, 18:27
Бехтерева Наадежда Алексеевна
студент, ГАПОУ СО НТПК №1

Оглавление.

Введение. 3
Глава теоретическая. Теоретические подходы к формированию адекватной самооценки младших школьников в процессе применения технологии коучинга. 6
1.1. Сущность понятий «оценка», «самооценка». 6
1.2. Виды самооценки. 11
1.3. Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника  15
1.4. Технология коучинга как инновационная педагогическая. 18
1.5. Влияние технологии коучинга на формирование самооценки у младших школьников  25
Заключение. 29
Библиографический список. 31
Приложение 1

Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения изменил подходы к общему образованию в современной школе, так как современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и переучиваться в течение жизни, оценивать свои результаты, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха и оно должно происходить на основе освоения универсальных способов учебной деятельности. Именно поэтому уделяется большое внимание формированию адекватной самооценки обучающихся. Как утверждает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «одним из важнейших личностных результатов младшего школьника является умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих».

У многих младших школьников навыки самоконтроля и самооценки сформированы недостаточно или же их совершенно нет. Наиболее важной задачей, которую предстоит выполнить учителям начальной школы, является формирование способностей самоконтроля и самооценки, воспитание привычки производить оценку результатов собственного труда.

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко. Наиболее полная разработка теоретических и практических аспектов формирования и развития самооценки отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов: Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, У. Джемса, И. С. Кона, Л. Н. Корнеевой, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, В. В. Овсянниковой, К. Роджерса, В. Ф. Сафина, В. В. Столина, X. Хекхаузена, Е. В. Шороховой, Э. Эриксона.

Самооценка   –  это необходимый компонент формирования самосознания, т. е. понимание человеком самого себя, собственных физических сил, интеллектуальных возможностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, собственного отношения к окружающим людям и самому себе.

Младший школьный возраст – это период осознания самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности, в том числе и учебной.  Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, обучающийся начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей деятельности, так и к самому себе как к личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.

Одним из наиболее эффективных на практике инновационных педагогических механизмов педагогической поддержки в воспитании и обучении является коучинг. Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, позволяющая выявить и задействовать скрытые резервы ребёнка, помогает найти пути выхода из затруднительной ситуации. Сущность этой технологии заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения высоких личностных результатов.

Теоретические основы применения технологии коучинга в образовательном процессе рассмотрены в трудах зарубежных и отечественных ученых: Т. Голви, Т. Дж.Леонарда, Дж. Уитмора,  А. А. Огнеева, Д. Гоулмена, А. Адлера, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Штерна,  Л.  Терстона, С. А. Рогачева, Дж. Гилфорда, А. Н. Савкина, Г. Гарднера, В. Е. Максимова, М. Перре, У. Бауманна, М. Дауни , М.Эриксон, С. Торп, Дж.Харрис и др.

Наряду с очевидными достижениями в теории и практике применения технологии коучинга, остаются недостаточно изучены особенности работы в условиях начального образования при формировании адекватной самооценки младших школьников.

Таким образом, тема курсовой работы «Применение технологии коучинга как средства формирования адекватной самооценки младших школьников» является актуальной.
Объектом исследования является формирование адекватной самооценки младших школьников.

Предметом исследования является применение технологии коучинга как средства формирования адекватной самооценки.
 

Цель: теоретически обосновать возможность применения технологии коучинга как средства формирования адекватной самооценки младших школьников.

Для достижения поставленной цели и решения проблемы выделены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущностные характеристики понятий: «самооценка», «виды самооценки», «технология коучинга».
3. Выявить степень влияния технологии коучинга на формирование самооценки у младших школьников.
4. Представить опыт применения технологии коучинга в процессе формирования адекватной самооценки младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение).

Глава теоретическая. Теоретические подходы к формированию адекватной самооценки младших школьников в процессе применения технологии коучинга

1.1. Сущность понятий «оценка», «самооценка»

Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся в настоящее время значительно выше, чем большой объем, порой ненужной информации.

Формирование качеств, позволяющих проявлять повышенную мобильность и соответствовать нормам информационного общества, опирается на самосознание личности. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. Одним из таких отношений является самооценка. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в жизни общества [3, с.366].

Анализ психолого-педагогической литературы показал разные подходы понимания оценки и самооценки.

Самооценка представляет собой оценку своей личности: самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [10, c.341-343].

Оценка же в свою очередь это суждение о качестве выполненной работы, успехах и недостатках в деятельности обучающихся.

Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», что означает оценку, которую человек делает по отношению к чьему-либо значению.

Оценка – это отношение к явлениям, деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия нормам, целям; установление степени, уровня, качества.

Таким образом, оценка и самооценка тесно взаимосвязаны между собой, одно вытекает из другого.

Рассмотрев понятие оценки, необходимо определить, что такое самооценка, ее влияние на формирование личности.

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

По мнению М. Феннела, самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе, представляет собой сложный по психологической природе феномен. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека.

По утверждению Р. С. Немова, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Знать самооценку человека очень важно для установления взаимоотношения с ним, для хорошего общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются.
Р. Бернс рассматривает самооценку, как показано выше, в структуре «самоощущения», которое связано с самооценкой как совокупностью отношений «к себе» и является суммой всех восприятий индивида о себе и определяется как «совокупность всех восприятий индивида о себе, связанных с его оценкой».

Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи [5]. Это сложная психологическая система, иерархическая, организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном воздействии человека с миром. С точки зрения психологии самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности как автономная характеристика личности человека, ее центральный компонент, который формируется при активном участии личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира [9, c.42-46].  

 То есть, самооценка – это относительно устойчивое личностное образование, компонент самопознания и самооценивания.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, вообще теоретическом и методологическом аспектах, проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов и педагогов как: В. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. С. Рубинштейн, М. Н. Скаткин.

С другой стороны, рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации В. А. Горбачевой, А. И. Липкиной, Е. И. Савонько, Е. А. Серебряковой.

На формирование самооценки влияют субъективные и объективные факторы, при этом важным объектным фактором выступает процесс формирования самооценки в учебной деятельности, в качестве субъективных особенностей обучающегося и принятые им ценности. Объективные факторы делятся на макросоциальные (экономические, культурные, политические, идеологические, духовные условия жизни в обществе, особенности исторического времени, доминирующие ценности) и микрофакторы (особенности ценностного сознания группы, атмосфера в классном коллективе, характер обучения и оценочной деятельности, особенности профессиональной деятельности педагога).

К субъективным факторам относятся:
  • психологические (нравственность, интеллект, способности);
  • самокритичность, чувство собственной значимости);
  • физические (здоровье, пол, возраст, внешность);
  • индивидуальный опыт [3, c.366].
Представление о самооценке как элементе самосознания, позволяет выделить в ее структуре следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный.

Когнитивный компонент самооценки – комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.

Эмоциональный компонент самооценки – эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Самооценка определяется отношением действительных способностей человека к потенциальным, воображаемым, к тем, которые он стремиться достичь. В результате, чтобы сохранить самооценку надо или поддерживать реальные достижения в деятельности на высоком уровне или снизить уровень притязаний.

Проблема возникновения и развития самооценки младшего школьного возраста является одной из центральных при становлении его личности [10, c.341-343].

Младший школьный возраст является важным возрастным этапом в формировании самооценки. На ее становление огромное влияние имеет не только успеваемость обучающего и особенность общения учителя с классом, но и стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности [7, c.225].

Инструментами формирующего оценивания являются: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, одноклассников, родителей результатов деятельности младшего школьника.

Самооценка формирует у младшего школьника потребность соответствовать не только уровню окружающих его людей, но и уровню личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не только как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но и как определенное отношение к самому себе, сознание личности как устойчивого объекта [10, c.341-343].

Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки является: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет и сравнение самого себя с другими. На этой основе младший школьник оценивает свои возможности, качества, место среди других в школе, секциях и так далее, достигнутые результаты в разных сферах жизнедеятельности, а также свое взаимоотношение с окружающими. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта [5].

Самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я-реального», «Я-идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального [3, c.366].

К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.И. Липкин, Е.И. Савонько, В.А. Горбачева, Р. Бернс и т.д.).

Главная особенность самооценки заключается в самосовершенствовании, самоконтроле, саморегуляции обучающегося, самостоятельной непредвзятой оценке собственной деятельности. Осознание школьником объективной оценки своих учебных действий достаточно сложно. Однако становясь самостоятельной и стабильной, самооценка начинает выполнять функции мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Таким образом, самооценка это одна из главных составляющих в формировании личности обучающихся начальной школы. Если учитель правильно сформирует самооценку своего обучающегося в начальной школе, то в будущем он сможет хорошо социализироваться в обществе, достигнуть высоких результатов в своей профессиональной деятельности и в жизни. Вся сложность заключается в том, что необходимо действовать так, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этого уже в начальных классах следует активно заниматься формированием такой самооценки [10, c.341-343].

1.2. Виды самооценки

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что самооценка может быть высокой, средней и низкой, также она может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной или заниженной. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов, она имеет тенденцию изменяться.

При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет собой в действительности. При неадекватной напротив, мнение о себе не соответствует действительности [5].

Устойчивая самооценка не поддается воздействию каких-либо факторов, коррекции. Неустойчивая наоборот поддается коррекции, более динамична. Как правило, самооценка младшего школьника характеризуется неустойчивостью, то есть в этот период онтогенеза, ее можно скорректировать, такая самооценка хорошо поддается воздействию.

Если же обучающийся оценивает себя по сравнению с тем, что в действительности он имеет, можно говорить о наличии у него заниженной самооценки, и наоборот, когда он переоценивает себя, свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества – о завышенной самооценке [9, c.46]. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, по мнению К. Аспер, часто свойственны учащимся с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться проиграть, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на свои недостатки, выражают неуверенность в их преодолении. Обучающиеся с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют других.

О. И. Романчук полагает, что оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше младший школьник будет себя чувствовать.

В процессе воспитания и обучения учащиеся усваивают определенные нормы и ценности, под воздействием оценочных суждений учителей и сверстников младший школьник начинает относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все больше понимает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В ходе учебно-воспитательного процесса у обучающихся формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки [10, c.341-343].

Самооценка напрямую влияет на формирование личности. Так индивид становится личностью, соответствует уровню окружающих, а также уровню собственных оценок. Психологи едины в том, что самооценка вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств в ходе трудовой деятельности и общения на базе оценочного отношения к предметному миру.

Как утверждает Н. В. Касицина, на первых порах младшие школьники хорошо учатся, руководствуясь своим отношением в семье, иногда по мотивам взаимодействия с классным коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить высшую оценку, одобрение учителей и родителей. В самом начале обучения у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. А после возникновения интереса уже непосредственно к результату своего учебного труда, формируется интерес к приобретению знаний.

Как правило, понятия «личность» и «самооценка» тесно взаимосвязаны между собой. При формировании самооценки, формируется оценка собственного «Я». Каждая личность представляет собой определенный принцип организации черт характера, восприятия, эмоций, установок, ценностей и так далее, в единое целое [13, c.112]. Это целое и образует понятие о личности, или понятие о собственном «Я». В зарубежной психологии наиболее распространен термин «Я – концепция» – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих физических, интеллектуальных, личностных и других качеств, так и притязания, и входящая в них самооценка, а также избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств. Самооценка выступает как важнейшее средство для самоанализа, саморегуляции, самоконтроля. Важным параметром самооценки является осознание своей значимости для других, например, в коллективе, группе. Как считал У. Джемс, осознание своей значимости для других тесно связано с самоуважением, считающимся одним из самых интегральных характеристик личности. Осознание своей значимости складывается на основе принятия или непринятия оценок и отношений других к субъекту.

Изучая роль самооценки в познавательной деятельности можно заметить, что особое значение младшие школьники предают своим интеллектуальным возможностям, и оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Для того чтобы обучающийся чувствовал себя удовлетворенным, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное мнение о себе. Обучающиеся с низкой самооценкой склонны находить непреодолимые, на их взгляд, препятствия, они с огромными трудностями приспосабливаются к школьной жизни, тяжело находят общий язык со сверстниками, учатся с явным напряжением [10, c.341-343].

Учитывая все вышеперечисленное, можно сказать, что проблемы в учебной деятельности и общении мешают развитию самосознанию и самооценке. Для того чтобы в младшем школьнике сформировать адекватную самооценку, учителю необходимо много работать, чтобы получился результат своей деятельности. Обучающимся необходимо создавать специальные педагогические условия для их развития, формирования своей личности.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний связано с переживанием обучающимися чувства удовлетворения от своих достижений. Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с первого момента нахождения обучающихся в школе, становиться для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – одна из самых важных предпосылок для обучения и формирования педагогом у детей младшего школьного возраста адекватной самооценки.

Следует сделать вывод, что именно младший школьный возраст является наиболее чувствительным к формированию адекватного уровня самооценки. Поэтому родителям и учителям необходимо оказывать помощь для формирования у ребенка правильного представления о себе. Организуя учебно-воспитательную работу, педагог должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

1.3. Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника

Анализ литературы позволил сделать вывод, что формирование самооценки младшего школьника зависит от целого комплекса факторов: от успеваемости в школе, от оценок учителя, от уровня самосознания родителей, от положения ребенка в группе сверстников, от мнения родителей, от стиля домашнего воспитания, от оценки учителя, от оценки товарищей, от собственного жизненного опыта.

В формировании самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя [10]. Роль данных воздействий в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. И. Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников для педагогической оценки их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать и учитывать психологические особенности младших школьников и индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает самокритичность, требовательность к себе [7, c.225]. Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, проявляя объективность, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал.

Согласно Л. М. Фридману, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Фридман говорит о двух видах контрольно-оценочной деятельности: внешней и внутренней. Внешняя деятельность осуществляется учителем, внутренняя – учащимися. Эти два вида деятельности непосредственно взаимосвязаны. Учитель должен учитывать результаты контрольно-оценочной деятельности учащихся при осуществлении своей деятельности. «Учащиеся же осуществляют внутреннюю контрольно-оценочную деятельность, подражая и ориентируясь на соответствующую деятельность учителя, корректируют свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя» [9, c.46]. Оценка учителя, прежде всего, должна способствовать становлению адекватной самооценки ребенка, поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу [5]. Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Обучающийся начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования [3, c.366].

Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении». Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования.

Учителю необходимо помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.

На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

Собственный жизненный опыт также влияет на формирование самооценки младшего школьника. Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека.

Таким образом, учебная деятельность является одним из важнейших и ведущих факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников с учетом индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе. Более того, самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.


Категория: Блоги | Добавил: behterevanadia
Просмотров: 610 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог