Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических задач и функций по воспитанию обучающегося, формированию и развитию его личности, привитию общей культуры, духовности, морально-этических принципов и убеждений. Это значит, что сегодня общество требует от профессионального образования эффективной подготовки человека к успешной жизни и деятельности в чрезвычайно сложных и динамичных условиях современного меняющегося мира. Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько индивидуальные психологические качества специалиста соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы и правила поведения в определенной профессиональной среде. Это дает основания говорить о месте и значимости профессиональной культуры, путей ее формирования как важного фактора развития и становления профессиональных качеств личности.
В деле подготовки будущего специалиста ведущая роль принадлежит формированию его профессиональной культуры, по своей сути являющейся процессом преобразования общественно-профессиональных ценностей в личностные. Современный человек в условиях открытого мира оказался пред чрезвычайной свободой выбора (системы образования, сфер деятельности и т. д.), но главный вопрос заключается в том, готов ли человек к этому выбору.
Таким образом, ценности профессиональной деятельности, в процессе интериоризации становятся основой ценностных ориентаций и внутренней культуры личности выпускника колледжа, определяют его отношение к профессиональной деятельности, профессиональную и гражданскую позицию, дальнейшие успехи в выбранной профессии.
Профессиональная культура личности выступает основой для систематизации профессионально важных качеств специалиста, для создания идеальных профессиональных моделей личности, что имеет важное теоретическое и практическое значение для культуры труда и профессиональной деятельности.
Теория и практика, как система знаний, умений и навыков является феноменом профессиональной культуры, характеризующая уровень личностных качеств будущего специалиста.
По мнению учёных, профессиональная культура, кроме необходимых знаний, умений и навыков включает в себя определенные личностные качества, нормы отношения к различным составляющим профессиональной деятельности.
Таким образом
Инструментом формирования профессиональной культуры является личностный результат.
Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка сегодня находятся в центре государственной политики в сфере образования.
Президент внес в Госдуму поправки в закон об образовании, которые направлены на укрепление воспитательной составляющей системы образования.
Процесс воспитания в законе об образовании обозначен в статье 2 п.2 следующим образом:
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В поправках это определение остается неизменным, но добавляются следующие формулировки:
- формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
ЦЕЛЬ –ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ и ОТНОШЕНИЙ
1. Чувство патриотизма–ЛР1
2. Чувство гражданственности–ЛР2
3. Уважение к Закону–ЛР3
4. Уважение к труду и человеку труда–ЛР4
5. Уважение к памяти защитников Отечества–ЛР5
6. Уважение к старшему поколению–ЛР6
7. Чувство взаимного уважения–ЛР7
8. Уважениек культуре имногонациональным традициям–ЛР8
9. Бережное отношениек собственному здоровью–ЛР9
10. Бережноеотношение к природе–ЛР10
11. Эстетические чувства–ЛР11
12. Уважение к ценностям семьи–ЛР12
Достижение личностных результатов обеспечивается реализацией программы воспитания, которая имеется теперь в каждом образовательном учреждении.
Педагогический коллектив нашего колледжа, опираясь на важнейшие документы, касающиеся вопросов воспитания, в частности на Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, Программу модернизации ГПОАУ ЯО Заволжского политехнического колледжа определяет цель программы как «Создание организационно - педагогических условий для воспитания гармонично развитой, социально ответственной, профессионально мобильной личности на основе духовно - нравственных и профессионально - трудовых ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».
Уровень сформированности личностных результатов человека определяет успех его профессиональной деятельности. В процессе профессионального развития происходит овладение будущим специалистом «системой профессионально важных качеств», куда входят «коммуникативные, мотивационные, характерологические, рефлексивные, образовательные, интеллектуальные, психофизиологические свойства человека» (по мнению ученых).
Опираясь на теоретические разработки ученых, мы рассматриваем профессиональную культуру как неотъемлемую часть общей культуры личности, основанный на сознательном усвоении, непрерывном развитии и использовании целостной системы специальных и социально-гуманитарных знаний, умений и навыков, ценностей, профессионально важных качеств по эффективной профессиональной деятельности в ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов студентов СПО. Формирование профессиональной культуры в условиях образовательно- воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям: развитие профессиональной индивидуальности, то есть овладение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, и воспитания — привлечение к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработка комплекса качеств, необходимых для развития профессионального самосознания и творческой активности.
Эффективными путями формирования профессиональной культуры будущих специалистов в условиях СПО являются: организация целостного учебно-воспитательного процесса и его ориентация на развитие всех компонентов профессиональной культуры (информационного, проектного, художественного и т. д.); структурирование содержания профессиональной подготовки на основе неразрывной связи с усвоением социально- гуманитарных и профессионально-ориентированных предметов, выработка профессиональных качеств на основе сочетания технических, информативных и художественно-композиционных компетенций.
Среди важных качеств высокоэффективной профессиональной подготовки учащихся выделим основные составляющие уровни профессиональной культуры будущего специалиста, которыми являются: профессиональная грамотность, профессиональная компетентность, мотивационно-ценностный и эмоционально-чувственный компоненты. Следует учитывать, что эти компоненты профессиональной культуры в целом взаимосвязаны, а межкомпонентные связи взаимообусловлены. Для формирования профессиональной культуры первостепенное значение имеет мотивация саморазвития и личностного роста будущего работника. Как отмечает А. А. Деркач, личность должна овладеть способностью к проектированию саморазвития и к организации в границах своей творческой деятельности условий для самореализации.
Профессиональная культура будущего специалиста должна формироваться через достижение личностных результатов благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям на личность через раскрытие возможностей ученика, мотивов, профессионально значимых качеств в процессе целенаправленного взаимодействия на уровне «педагог-ученик».
С этой целью главной задачей СПО является создание организационных и психолого-педагогических условий для развития творческой личности, субъекта собственной жизни, способного на самостоятельные выработки позитивных идей, гуманное отношение к людям. Повышение уровня профессиональной культуры учащихся должно осуществляться путем механизма оптимизации их взаимоотношений с преподавателями благодаря реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия между ними, использования интерактивных методов обучения. Образовательное пространство в целом должно стать источником саморазвития и непрерывного самосовершенствования будущего специалиста, естественным следствием которого будут изменения в направлении повышения уровня его профессиональной культуры.
Таким образом, личностные результаты мы рассматриваем как часть общей духовной культуры, как инструмент профессиональной культуры будущего специалиста.
|