Сценарий открытого урока-литературной гостиной
Возрастная группа: 6-9 класс
Разработан учителем русского языка и литературы МАОУ «Школа № 17» г. Ачинска
Сковытиной Еленой Геннадьевной
Тема: Любовь к Чулымским берегам.
Цель: дать учащимся первое представление о творчестве поэтов-ачинцев.
Задачи:
- показать богатство изображения Ачинска и его природы в творчестве ачинских поэтов; учить видеть красоту природы родного города;
- развивать образное мышление, воображение, память, творческие способности, поэтический вкус;
- пробудить интерес к творчеству поэтов-ачинцев.
Оборудование и наглядность: экран, проектор, выставка книг ачинских поэтов, презентация с видами ачинской природы, аудиозапись песни на стихи Т.А.Лесняк «Ачинский вальс», видеозапись песни на стихи В. Япина «Ачинск», раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные – ориентируются на страницах книг, выполняют творческие задания, определяют темы стихотворений, находят средства выразительности и выписывают их.
Метапредметные:
Личностные – воспринимают роль учителя (одноклассников), выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают, слушают, извлекая важную информацию, делают обобщения, выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – умеют формулировать общее мнение и позицию, задавать вопросы, работать в группах, умеют строить конструктивные взаимоотношения.
Ход урока:
1. Организация начала занятия.
Приветствие одноклассников и учителя.
2. Подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации учащихся, постановка учащимися цели учебно-познавательной деятельности)
- Сегодня у нас с вами не обычный урок, а Литературная гостиная. Что же это, на ваш взгляд, означает? (Ответы-рассуждения учащихся).
- Всё верно. А как вы считаете, почему наше мероприятие называется «Любовь к Чулымским берегам»?
Д: Оно названо так потому, что скорее всего, будет посвящено творчеству писателей или поэтов, которые писали и пишут о нашем городе, а он расположен на р.Чулым.
- Так и есть. Давайте сформулируем цель нашей встречи.
Д: Познакомиться с творчеством ачинских авторов, с их произведениями о городе, о природе окрестностей Ачинска.
3. Усвоение новых знаний.
- Обратите внимание на экран (читаю эпиграф): Я люблю тебя, город мой древний,
Больше всех городов на земле.
Ты прими мою нежность и верность,
Я дарю их навечно тебе.
О.С.Куликова
Сколько чувства любви и уважения таится в этом отрывке из стихотворения ачинской поэтессы Ольги Сергеевны Куликовой, которое называется «Город мой». На эти стихи, музыкантом Николаем Трелёвым написана музыка (к сожалению, записи нет). Сейчас я прочту вам это стихотворение (оно есть у каждой группы на столах), а вы, вслушиваясь, подумайте, почему и за что автор так любит и ценит родной город. (Читаю стихотворение. См. Приложение № 1)
Ответьте на вопросы:
1. За что автор любит свой город?
2. Что и почему готова отдать О.С.Куликова городу?
Д: Автор не отрицает, что есть города, которые лучше, красивее Ачинска, но родной город всегда будет «мил и любим», потому что есть «синяя сирень», «снегопады», «тополя белоснежные», «милые улицы», «запах снега с рябиной», всё то, что дорого автору с детства, что он любит так давно, а ведь известно, что нет места роднее того, где человек родился и туда его постоянно тянет.
Д: Ольга Сергеевна готова отдать всю любовь и нежность, верность, которая только может быть у человека, только за то, что этот город есть на земле, что дает и «надежду и силы» для жизни.
Очень хорошо! А теперь прослушаем другое стихотворение, вернее «Ачинский вальс» на стихи Татьяны Лесняк. (звучит аудиозапись, на столах каждой группы - текст песни см. Приложение № 2).
- Как вы считаете, ребята, есть ли что-то общее в этих стихотворениях-песнях? В чувствах, которые авторы вложили в свои произведения?
Д: Да, общее есть. И Ольга Куликова и Татьяна Лесняк пишут о красоте города, любви к нему, одно сходство несомненно – Ачинск для двух поэтесс «милее всех городов!». Нам кажется, что при написании этих произведений авторы чувствовали одно и то же: чувство любви, привязанности, гордости за свой родной город.
- Замечательные слова, я полностью поддерживаю ваш ответ. Это действительно так: любовь двух авторов несомненна, пронизывает каждое слово, каждую строку. И для сравнения предлагаю послушать песню на слова Виктора Япина, в исполнении Виталия Синицына «Ачинск» (видеозапись песни – тексты на столах. См. Приложение №3).
- Скажите, пожалуйста, а какие чувства остались в вашей душе поле прослушивания песен?
(Учащиеся высказываются об эмоциях и о том, чем именно они были вызваны).
- А теперь давайте посмотрим на книги, представленные на нашей выставке (перечисляю авторов и названия книг), два альманаха, в которых собраны стихотворения опытных и начинающих поэтов и один студенческий сборник АПК (все книги из моей коллекции и каждая подписана автором). Все из названных авторов писали и продолжают писать о дивной красоте природы города Ачинска и его окрестностей, временах года и о том, как они отражаются в нём.
Вот, например… (подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Сергея Епифанцева «Люблю я осень…» см. Приложение №4)
Или вот ещё один пример любви к нашей природе (второй ученик читает стих-ие Татьяны Корчмит «Красная смородина», третий ученик - «Над Аргинскою стариною», четвёртый «Сентябрь» см. Приложение № 5,6,7).
4. Закрепление знаний.
- Совсем недавно мы обращались к изобразительно-выразительным средствам в поэтических и прозаических текстах классиков русской литературы. А сегодня я предлагаю найти эти средства в стихотворениях поэтов-ачинцев. (На столах те же стихотворения, которые учащиеся читали наизусть, только не на их столах, а у других групп, и так каждое из 4-х стихотворений. Учащиеся выбирают метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения – буквально 3-4 минуты. Показывают готовность отвечать и каждая группа озвучивает результат своей работы).
5. Итог.
- Вы очень хорошо сегодня поработали. В качестве итога нашей встречи, предлагаю вам самим заняться творчеством, написать четверостишия о наступившей зиме.
(У каждой группы листы с шаблонами-рифмами, ребята пишут свои стихотворения, затем зачитывают их. См. Приложение № 8).
6. Рефлексия (письменно. См. Приложение № 9)
Я очень довольна нашей работой. А как вы оцениваете нашу встречу?
1. Сегодня я узнал…
2. Мне показалось интересным…
3. У меня вызвало затруднение следующее задание…
4. Мне хотелось бы ещё поразмышлять…
5. Я считаю это значимым, потому что…
Как оцениваете свою работу? (сигнальные карточки).
7. Домашнее задание.
Дома предлагаю вам написать мини-сочинение (в тетради по литературе) на тему: «Какое впечатление произвело на меня творчество поэтов-ачинцев».
Спасибо!
Приложение № 1
«Город мой» слова О.С.Куликовой, музыка Николая Трелёва
Я люблю тебя, Ачинск мой милый,
Твоих улиц неброских ряды.
Ты даёшь мне надежду и силы,
Город светлой и чистой мечты.
Кружева твоей синей сирени,
Тополей белоснежный наряд
И листвы золотистые тени
Моё сердце любовью томят.
Уезжая, я вновь возвращаюсь
К этим улицам и берегам,
Я с тобой никогда не прощаюсь,
Возвращаюсь к твоим родникам.
Нет тебя мне, мой город, дороже
Городов на родимой земле,
Хотя есть и красивей, и строже
Среди наших российский полей.
Я шагаю по улицам милым,
По проспекту иду не спеша
И от запаха снега с рябиной,
Замирает, ликует душа.
Я стою у реки твоей дивной
И в зеркальные глади смотрю,
Пляшут в них снегопады и ливни –
Вижу в них и закат, и зарю.
Я люблю тебя, город мой древний,
Больше всех городов на земле.
Ты прими мою нежность и верность –
Я дарю их навечно тебе.
Приложение № 2
«Ачинский вальс» слова Татьяны Лесняк
На берегу Чулыма
Раскинулся наш город.
Века проходят мимо,
Но Ачинск так же молод.
Года его не старят,
Лишь делают красивей,
И пусть он процветает,
Мой уголок России.
Сибирская природа
Мне душу исцеляет.
В любое время года
Красою опьяняет.
В жару меня спасают
Кудрявые берёзы,
Мне сердце согревают
Сибирские морозы.
Хоть есть места богаче
И реки есть теплее,
Но для меня мой Ачинск
Всех городов милее!
Года его не старят,
Лишь делают красивей,
И пусть он процветает,
Мой уголок России.
Приложение № 3
«Ачинск» автор Виктор Япин
Белою дымкою в синюю даль
Ты убегаешь, мой город.
Бросив на плечи рабочую шаль,
Горд я тобой, ты мне дорог.
С нами на д солнцем ликует тайга,
В Согре за жизнь поют ветры.
Если не вместе, то губит тоска,
В душу стучат километры.
Я о тебе эти песни пою,
Маленький город Сибири…
Ачинск, тебе я любовь подарю,
Воды твои не остыли…
Тихий Чулым стремится уйти
Тонкою милою речкой…
Знаю одно – нам с тобой по пути!
Вечность бежит скоротечно…
Смех слышно всюду и сердцу милей,
Дети щебечут, как птицы…
Искрами глаз их становлюсь я добрей,
Жизни листая страницы!
Пусть всё как раньше, пусть как всегда
Разных не будет прохожих!
Нас согревают теплом холода
В хмурый денёк непогожий.
Приложение № 4
«Люблю я осень…» автор Сергей Епифанцев
Люблю я осень с пёстрою листвой.
Люблю я зиму с белым, мягким пухом.
На солнце нежиться пахучею весной
И летним утром слушать леса звуки.
Люблю с рекой бежать вперегонки,
Когда трава меня росою умывает.
Для эха вслух читать люблю стихи
И под дождём гулять, до нитки промокая.
Люблю я запах золотых полей…
Или когда земля дыханьем согревает.
Я часто с ветром спорю – кто сильней,
Хотя прекрасно знаю: он со мной играет.
Смотреть на небо звёздное люблю,
Как солнце всходит и капель искрится…
К тебе, природа, я с душой иду
И у тебя всему хочу учиться.
Приложение № 5
«Красная смородина» автор Татьяна Корчмит
Красная – красивая
Ягода в руках.
Жгуче-ароматная –
Вся в лесных духах.
Сочная, зрелая,
Как мелкий виноград,
Ягоднику шустрому –
Настоящий клад.
Яркие бусинки
В ожерелье спелом
В сундучке-лукошке
Притаились белом.
Вкусом озорным
Вольной моей Родины
Радует меня
Красная смородина.
Приложение № 6
«Над Аргинскою стариною» автор Ольга Куликова
Над Аргинскою стариною –
Синева, бирюза с белизною,
А по озеру волны катятся
И к ногам моим тихо ластятся.
Пахнут травы грозой и свежестью –
Столько силы в них, столько нежности!
Всё бесплатно – бери и балуйся,
На сердечную боль не жалуйся.
Наслаждайся добром и ласкою,
И волшебной летнею сказкою.
Приложение № 7
«Сентябрь» автор Владимир Сороколетов
Как ты, сентябрь, неуклюж –
Сплошная дворникам досада,
Вокруг домов наделал луж,
Намёл листвы из палисада.
То плакса ты, то-Арлекин,
И, поднимая настроенье,
Опять пожарами рябин
Пожарных вводишь в заблужденье.
Резвись, шути, дурачь народ,
Тебя никто не судит строго,
Ведь ты же – май наоборот,
И мы помаемся немного.
Приложение № 8
1 группа
Рождество
колдовство
проказник
праздник
2 группа
летят
хотят
тают
поймаю
3 группа
санки
ушанки
гулять
играть
4 группа
снег
человек
веселиться
резвиться
___________________________________
1. Сегодня я узнал (а)…
2. Мне показалось интересным…
3. У меня вызвало затруднение следующее задание…
4. Мне хотелось бы ещё поразмышлять…
5. Я считаю это значимым, потому что…
|