Сегодня: 01.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Литературная гостиная "Любовь к Чулымским берегам"

СКАЧАТЬ (28.2 Kb) 27.03.2025, 18:33
Сковытина Елена Геннадьевна
учитель русского языка и литературы, МАОУ "Школа №17" г.Ачинска
Сценарий открытого урока-литературной гостиной
Возрастная группа: 6-9 класс
Разработан учителем русского языка и литературы МАОУ «Школа № 17» г. Ачинска
Сковытиной Еленой Геннадьевной

Тема: Любовь к Чулымским берегам.
Цель: дать учащимся первое представление о творчестве поэтов-ачинцев.
Задачи:
- показать богатство изображения Ачинска и его природы в творчестве ачинских поэтов; учить видеть красоту природы родного города;
- развивать образное мышление, воображение, память, творческие способности, поэтический вкус;
- пробудить интерес к творчеству поэтов-ачинцев.
Оборудование и наглядность: экран, проектор, выставка книг ачинских поэтов, презентация с видами ачинской природы, аудиозапись песни на стихи Т.А.Лесняк «Ачинский вальс», видеозапись песни на стихи В. Япина «Ачинск», раздаточный материал.

Планируемые результаты:
Предметные – ориентируются на страницах книг, выполняют творческие задания, определяют темы стихотворений, находят средства выразительности и выписывают их.
Метапредметные:
Личностные – воспринимают роль учителя (одноклассников), выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают, слушают, извлекая важную информацию, делают обобщения, выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – умеют формулировать общее мнение и позицию, задавать вопросы, работать в группах, умеют строить конструктивные взаимоотношения.

Ход урока:
1. Организация начала занятия.
Приветствие одноклассников и учителя.

2. Подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации учащихся, постановка учащимися цели учебно-познавательной деятельности)
- Сегодня у нас с вами не обычный урок, а Литературная гостиная. Что же это, на ваш взгляд, означает? (Ответы-рассуждения учащихся).
- Всё верно. А как вы считаете, почему наше мероприятие называется «Любовь к Чулымским берегам»?
Д: Оно названо так потому, что скорее всего, будет посвящено творчеству писателей или поэтов, которые писали и пишут о нашем городе, а он расположен на р.Чулым.
- Так и есть. Давайте сформулируем цель нашей встречи.
Д: Познакомиться с творчеством ачинских авторов, с их произведениями о городе, о природе окрестностей Ачинска.

3. Усвоение новых знаний.
- Обратите внимание на экран (читаю эпиграф): Я люблю тебя, город мой древний,
Больше всех городов на земле.
Ты прими мою нежность и верность,
Я дарю их навечно тебе.
О.С.Куликова
Сколько чувства любви и уважения таится в этом отрывке из стихотворения ачинской поэтессы Ольги Сергеевны Куликовой, которое называется «Город мой». На эти стихи, музыкантом Николаем Трелёвым написана музыка (к сожалению, записи нет). Сейчас я прочту вам это стихотворение (оно есть у каждой группы на столах), а вы, вслушиваясь, подумайте, почему и за что автор так любит и ценит родной город. (Читаю стихотворение. См. Приложение № 1)

Ответьте на вопросы:
1. За что автор любит свой город?
2. Что и почему готова отдать О.С.Куликова городу?
Д: Автор не отрицает, что есть города, которые лучше, красивее Ачинска, но родной город всегда будет «мил и любим», потому что есть «синяя сирень», «снегопады», «тополя белоснежные», «милые улицы», «запах снега с рябиной», всё то, что дорого автору с детства, что он любит так давно, а ведь известно, что нет места роднее того, где человек родился и туда его постоянно тянет.
Д: Ольга Сергеевна готова отдать всю любовь и нежность, верность, которая только может быть у человека, только за то, что этот город есть на земле, что дает и «надежду и силы» для жизни.
Очень хорошо! А теперь прослушаем другое стихотворение, вернее «Ачинский вальс» на стихи Татьяны Лесняк. (звучит аудиозапись, на столах каждой группы - текст песни см. Приложение № 2).
- Как вы считаете, ребята, есть ли что-то общее в этих стихотворениях-песнях? В чувствах, которые авторы вложили в свои произведения?
Д: Да, общее есть. И Ольга Куликова и Татьяна Лесняк пишут о красоте города, любви к нему, одно сходство несомненно – Ачинск для двух поэтесс «милее всех городов!». Нам кажется, что при написании этих произведений авторы чувствовали одно и то же: чувство любви, привязанности, гордости за свой родной город.
- Замечательные слова, я полностью поддерживаю ваш ответ. Это действительно так: любовь двух авторов несомненна, пронизывает каждое слово, каждую строку. И для сравнения предлагаю послушать песню на слова Виктора Япина, в исполнении Виталия Синицына «Ачинск» (видеозапись песни – тексты на столах. См. Приложение №3).
- Скажите, пожалуйста, а какие чувства остались в вашей душе поле прослушивания песен?
(Учащиеся высказываются об эмоциях и о том, чем именно они были вызваны).
- А теперь давайте посмотрим на книги, представленные на нашей выставке (перечисляю авторов и названия книг), два альманаха, в которых собраны стихотворения опытных и начинающих поэтов и один студенческий сборник АПК (все книги из моей коллекции и каждая подписана автором). Все из названных авторов писали и продолжают писать о дивной красоте природы города Ачинска и его окрестностей, временах года и о том, как они отражаются в нём.
Вот, например… (подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Сергея Епифанцева «Люблю я осень…» см. Приложение №4)
Или вот ещё один пример любви к нашей природе (второй ученик читает стих-ие Татьяны Корчмит «Красная смородина», третий ученик - «Над Аргинскою стариною», четвёртый «Сентябрь» см. Приложение № 5,6,7).

4. Закрепление знаний.
- Совсем недавно мы обращались к изобразительно-выразительным средствам в поэтических и прозаических текстах классиков русской литературы. А сегодня я предлагаю найти эти средства в стихотворениях поэтов-ачинцев. (На столах те же стихотворения, которые учащиеся читали наизусть, только не на их столах, а у других групп, и так каждое из 4-х стихотворений. Учащиеся выбирают метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения – буквально 3-4 минуты. Показывают готовность отвечать и каждая группа озвучивает результат своей работы).

5. Итог.
- Вы очень хорошо сегодня поработали. В качестве итога нашей встречи, предлагаю вам самим заняться творчеством, написать четверостишия о наступившей зиме.
(У каждой группы листы с шаблонами-рифмами, ребята пишут свои стихотворения, затем зачитывают их. См. Приложение № 8).

6. Рефлексия (письменно. См. Приложение № 9)
Я очень довольна нашей работой. А как вы оцениваете нашу встречу?
1. Сегодня я узнал…
2. Мне показалось интересным…
3. У меня вызвало затруднение следующее задание…
4. Мне хотелось бы ещё поразмышлять…
5. Я считаю это значимым, потому что…
Как оцениваете свою работу? (сигнальные карточки).

7. Домашнее задание.
Дома предлагаю вам написать мини-сочинение (в тетради по литературе) на тему: «Какое впечатление произвело на меня творчество поэтов-ачинцев».
Спасибо!

Приложение № 1
«Город мой» слова О.С.Куликовой, музыка Николая Трелёва
Я люблю тебя, Ачинск мой милый,
Твоих улиц неброских ряды.
Ты даёшь мне надежду и силы,
Город светлой и чистой мечты.
Кружева твоей синей сирени,
Тополей белоснежный наряд
И листвы золотистые тени
Моё сердце любовью томят.
Уезжая, я вновь возвращаюсь
К этим улицам и берегам,
Я с тобой никогда не прощаюсь,
Возвращаюсь к твоим родникам.
Нет тебя мне, мой город, дороже
Городов на родимой земле,
Хотя есть и красивей, и строже
Среди наших российский полей.
Я шагаю по улицам милым,
По проспекту иду не спеша
И от запаха снега с рябиной,
Замирает, ликует душа.
Я стою у реки твоей дивной
И в зеркальные глади смотрю,
Пляшут в них снегопады и ливни –
Вижу в них и закат, и зарю.
Я люблю тебя, город мой древний,
Больше всех городов на земле.
Ты прими мою нежность и верность –
Я дарю их навечно тебе.

Приложение № 2
«Ачинский вальс» слова Татьяны Лесняк
На берегу Чулыма
Раскинулся наш город.
Века проходят мимо,
Но Ачинск так же молод.
Года его не старят,
Лишь делают красивей,
И пусть он процветает,
Мой уголок России.
Сибирская природа
Мне душу исцеляет.
В любое время года
Красою опьяняет.
В жару меня спасают
Кудрявые берёзы,
Мне сердце согревают
Сибирские морозы.
Хоть есть места богаче
И реки есть теплее,
Но для меня мой Ачинск
Всех городов милее!
Года его не старят,
Лишь делают красивей,
И пусть он процветает,
Мой уголок России.

Приложение № 3
«Ачинск» автор Виктор Япин
Белою дымкою в синюю даль
Ты убегаешь, мой город.
Бросив на плечи рабочую шаль,
Горд я тобой, ты мне дорог.
С нами на д солнцем ликует тайга,
В Согре за жизнь поют ветры.
Если не вместе, то губит тоска,
В душу стучат километры.
Я о тебе эти песни пою,
Маленький город Сибири…
Ачинск, тебе я любовь подарю,
Воды твои не остыли…
Тихий Чулым стремится уйти
Тонкою милою речкой…
Знаю одно – нам с тобой по пути!
Вечность бежит скоротечно…
Смех слышно всюду и сердцу милей,
Дети щебечут, как птицы…
Искрами глаз их становлюсь я добрей,
Жизни листая страницы!
Пусть всё как раньше, пусть как всегда
Разных не будет прохожих!
Нас согревают теплом холода
В хмурый денёк непогожий.

Приложение № 4
«Люблю я осень…» автор Сергей Епифанцев
Люблю я осень с пёстрою листвой.
Люблю я зиму с белым, мягким пухом.
На солнце нежиться пахучею весной
И летним утром слушать леса звуки.

Люблю с рекой бежать вперегонки,
Когда трава меня росою умывает.
Для эха вслух читать люблю стихи
И под дождём гулять, до нитки промокая.

Люблю я запах золотых полей…
Или когда земля дыханьем согревает.
Я часто с ветром спорю – кто сильней,
Хотя прекрасно знаю: он со мной играет.

Смотреть на небо звёздное люблю,
Как солнце всходит и капель искрится…
К тебе, природа, я с душой иду
И у тебя всему хочу учиться.

Приложение № 5
«Красная смородина» автор Татьяна Корчмит
Красная – красивая
Ягода в руках.
Жгуче-ароматная –
Вся в лесных духах.
Сочная, зрелая,
Как мелкий виноград,
Ягоднику шустрому –
Настоящий клад.
Яркие бусинки
В ожерелье спелом
В сундучке-лукошке
Притаились белом.
Вкусом озорным
Вольной моей Родины
Радует меня
Красная смородина.

Приложение № 6
«Над Аргинскою стариною» автор Ольга Куликова
Над Аргинскою стариною –
Синева, бирюза с белизною,
А по озеру волны катятся
И к ногам моим тихо ластятся.
Пахнут травы грозой и свежестью –
Столько силы в них, столько нежности!
Всё бесплатно – бери и балуйся,
На сердечную боль не жалуйся.
Наслаждайся добром и ласкою,
И волшебной летнею сказкою.

Приложение № 7
«Сентябрь» автор Владимир Сороколетов
Как ты, сентябрь, неуклюж –
Сплошная дворникам досада,
Вокруг домов наделал луж,
Намёл листвы из палисада.

То плакса ты, то-Арлекин,
И, поднимая настроенье,
Опять пожарами рябин
Пожарных вводишь в заблужденье.

Резвись, шути, дурачь народ,
Тебя никто не судит строго,
Ведь ты же – май наоборот,
И мы помаемся немного.

Приложение № 8
1 группа
Рождество
колдовство
проказник
праздник
2 группа
летят
хотят
тают
поймаю
3 группа
санки
ушанки
гулять
играть
4 группа
снег
человек
веселиться
резвиться

___________________________________

1. Сегодня я узнал (а)…

2. Мне показалось интересным…

3. У меня вызвало затруднение следующее задание…

4. Мне хотелось бы ещё поразмышлять…

5. Я считаю это значимым, потому что…


Категория: Блоги | Добавил: skovytina82
Просмотров: 98 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 01.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог