Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с моторной алалией

СКАЧАТЬ (142.4 Kb) 07.10.2023, 19:10
Жданова Анастасия Вячеславовна
учитель-логопед, Центр коррекции и развития детей, детский сад (СП ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска)
При проведении коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с моторной алалией необходимо опираться на следующие принципы:

• Онтогенетический принцип – данный принцип реализуется путем опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей разных компонентов речи ребенка, развитие которого соответствует общепринятым возрастным нормам. В данном случае это реализуется через подбор и структурирование лингвистического материала: от простых серий сюжетных картин в количестве 3 шт. к сложным в количестве 5-6 шт., от простого сюжета к более сложному и детализированному. Также мы предлагаем осуществлять работу над развитием связной монологической речи с описания картин и представленных на них героев, последовательность событий, развивать номинативный, атрибутивный, предикативный словари, формировать навык анализа изображенных событий, а затем, обучать детей составлять развернутый рассказ.

• Принцип наглядности. Мы предлагаем вести коррекционную работу опираясь на данный принцип, это необходимо для более качественного усвоения информации. Данный принцип осуществляется нами через предоставление детям зрительных опор, которые достаточно подробно изображают развитие сюжетного действия. Таким образом, у детей формируются операции целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять действия, основные события (происходит определение действий персонажей, восприятие связей между ними) и существенные детали изображения.

• Принцип коммуникативной направленности. Одним из важнейших принципов в коррекционной работе является принцип коммуникативного подхода к формированию связной речи детей. Мы предлагаем уделять особое внимание процессу формирования навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок, используя различные формы и приемы обучения (в частности – игровые), а также применение инновационных технологий, которые будут способствовать проявлению интереса к процессу обучения, как у ребенка, так и у педагогов.

• Принцип связи речи с ВПФ (высшие психические функции). Важно отметить, что речь является функциональной системой, которая состоит в тесной связи с другими компонентами ВПФ. В ходе коррекционной работы по формированию навыка составления рассказа по серии сюжетных картин мы отмечаем необходимость параллельного развития связной монологической речи и таких неречевых функций как внимание, память, мыслительные процессы и восприятие. При комплексном воздействии на развитие речевой и неречевой сторон работа будет наиболее эффективной.

• Принцип системности. Опираясь на данный принцип в процессе формирования навыка составления рассказа мы должны систематизировать предлагаемый материал для более качественного усвоения полученных знаний.

• Принцип деятельностного подхода. Отбирая методы, средства и приемы логопедической работы мы рекомендуем учитывать ведущий тип деятельности того или иного возрастного периода. Так, в дошкольном возрасте это игра. Опираясь на данный принцип, мы предлагаем формировать навык составления рассказа в игровой форме.

В настоящее время у педагогов появилась возможность использовать в своей работе не только традиционные средства коррекции речи, но и комбинировать их с различными вариантами современных технологий. Для продуктивной работы мы предлагаем использовать такой вид игровых технологий, как пособие на липучках в сочетании с платформой Learning.apps.

В научных трудах педагогов, в частности логопедов можно ознакомиться более подробно с возможностями данных технологий, опыте применения и преимуществах.

Проанализировав работы специалистов в сфере применения пособий на липучках, мы сделали следующие выводы:

• игры на липучках способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, что стимулирует отделы мозга, отвечающие за речь;

• способствуют формированию познавательной активности детей;

• привлекают внимание обучающихся своим разнообразием, красочностью, а также оригинальностью, таким образом, заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала;

• использование данного пособия возможно как в виде индивидуальной организации занятия, так и в фронтальной;

• игры на липучках многофункциональны, долговечны и безопасны в применении, что является значимым критерием для педагога в подборе материала для коррекционной работы с детьми [31].

Ознакомившись с опытом использования в процессе обучения платформы LearningApps.org, мы сделали следующие выводы:

• LearningApps – это приложение для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей: приложений, упражнений, которые можно усовершенствовать или создать новые;

• достоинством платформы является её интерактивность;

• сервис прост в применении, а также позволяет создавать игровые задания различной структуры, включающие не только текст, но и медиафайлы, аудиофайлы;

• в работе логопеда платформа LearningApps используется прежде всего для рационального и экономного использования времени занятия;

• применение данной современной технологии в процессе обучения значительно повышает мотивацию детей к активному участию на занятии;

• игровая форма организации занятия соответствует ведущей деятельности дошкольников;

• использование LearningApps значительно облегчает процесс подготовки учебных материалов;

• опора на принцип наглядности сервиса позволяет развивать ВПФ, а именно внимание, мыслительные операции, восприятия.

Подводя итог мы предлагаем совмещать игровую технологию – пособия на липучках с платформой LearningApps в процессе формирования навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок, т.к. данный вариант сочетания форм обучения будет наиболее эффективным в процессе коррекционного обучения.

При разработке пособия по формированию навыка составления рассказа по серии сюжетных картин мы придерживаемся следующего алгоритма:
1. Учёт структуры речевого нарушения;
2. Учёт этапа коррекционной работы;
3. Формулировка логопедической цели;
4. Отбор лингвистического материала;
5. Отбор заданий, игр, упражнений, соответствующих поставленной цели;
6. Подбор фотоматериала;
7. Создание игрового упражнения.

Необходимо отметить, что ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и определяет ведущую и типичные виды деятельности детей дошкольников, которые не предполагают пассивность со стороны ребенка. Таким образом, следует применять платформу LearningApps крайне дозированно, в соответствии с санитарными нормами, а также использовать её внутри прописанных во ФГОС видах деятельности.

 

Разработанное пособие представлено в виде тетради формата А4, которая включает в себя листы на липучках, а также QR-коды с платформы LearningApps. В содержание пособия входят такие блоки, как: вступительное слово, обучение детей составлению рассказов по серии сюжетных картинок (предварительная работа, пошаговая система, проверочные задания), дополнительный материал для работы с детьми. Многофункциональность и эффективность предложенного нами пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Таким образом, благодаря использованию пособия на липучках в сочетании с использованием платформы LearningApps, процесс обучения проходит в доступной форме для детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Параллельно на каждом из этапов работу ведут все участники учебного процесса, для достижения быстрого и эффективного результата. Воспитатель активно участвует на всех этапах работы, в особенности на первом этапе предварительной работы. Педагог-психолог активизирует познавательную деятельность детей, развивает внимание, память, мыслительные операции, восприятие, воображение, ведь благодаря сформированности познавательной сферы детям легче овладевать навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Воспитателю в процессе организации различных видов деятельности следует обращать внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий (например, такой ситуацией может послужить процесс умывания, в ходе которой дети учатся проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат). На этапе подготовительной работы может выступать работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. Предположим, после прочтения литературного произведения педагог совместно с детьми осуществляет разделение событий на части, задает детям следующие вопросы: кто изображен, что он делает, для чего герой это делает. Благодаря данной работе достигаются важные задачи, осуществляемые в процессе формирования навыка составления рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с моторной алалией, такие как:

• Подготовка детей к восприятию наглядного содержания картин,

• Формирование умения устанавливать и анализировать причинно-следственные связи на материале литературных произведений, реальных (бытовых) ситуаций.

Таким образом, работая с детьми в течение всего дня, воспитатель имеет возможность закреплять с детьми приобретенное умение на этапе предварительной работы, тем самым увеличивая эффективность учебного процесса.

Например: воспитатель на фронтальном занятии читает литературное произведение, в старшей группе это могут быть следующие произведения: русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, Петух, и Лиса»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Л. Толстой «Косточка»; С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Почта»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; Н. Носов «Живая шляпа»; Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах» и др.». Рассмотрим работу учителя-логопеда на примере произведения «Колобок».

Цели:
• Формирование умения устанавливать и анализировать причинно-следственные связи на материале литературных произведений, реальных (бытовых) ситуаций;
• Формирование умения определять героев, их действия, а также место действий;
• Формирование умений анализировать содержание произведений (отражать основное содержание картины с помощью наглядной схемы-плана).
Оборудование: серия сюжетных картинок «Колобок», заламинированное поле со схемой.

Ход: воспитатель читает сказку детям, после этого учитель-логопед по очереди крепит картинку из серии сюжетных картин «Колобок» с липучкой на поле и ведет с детьми беседу с опорой на схему, задавая вопросы: кто? где? что делает? Завершив беседу по картинам, педагог раскладывает серию сюжетных картин слева направо, раскладывая между картинками стрелки для наглядного образца расположения серии сюжетных картин и кратко повторяет произведение.

Аналогичная работа происходит на материале других литературных произведений в соответствии с программой. Когда ребенок освоил данный этап работы, можно переходить к следующему шагу по формированию навыка составления рассказа по серии сюжетных картин.

Учитель-логопед осуществляет работу по формированию навыка составления рассказа по серии сюжетных картин у детей дошкольного возраста с моторной алалией на индивидуальных и фронтальных занятиях. Подбор картинного и лингвистического материала для нашей модели происходил с опорой на примерную и рабочую программы ДОУ, а также на программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В..



Категория: Блоги | Добавил: Nastya22
Просмотров: 86 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог