Часто родители замечают, что их ребенок хоть и разговаривает, но звуки произносит коряво, его речь в целом искажена. Специалисты советуют не надеяться, что речевые функции нормализуются сами по себе, а как можно скорее обратиться за помощью к логопеду, который может назначить логопедический массаж.
Расскажем об этой процедуре подробно, узнаем, кто ее может проводить, рассмотрим показания и противопоказания.
Что такое логомассаж и кто его проводит?
Логопедическая коррекция при помощи массажных техник – это один из самых эффективных методов на сегодняшний день в работе с детьми, которые имеют нарушения звукопроизношения, и со взрослыми, у которых существуют проблемы с речью и жевательной функцией. При помощи массажа достигается подвижность мышц языка, щек и губ.
Логомассаж входит в комплекс реабилитационных упражнений и дает ощутимые результаты в работе с детьми, подростками и взрослыми. Нужно понимать, что это далеко не безобидная процедура, имеющая медицинские противопоказания и неприятные ощущения при механическом воздействии, поэтому назначать ее должен врач, а проводить – сертифицированный логопед-дефектолог или массажист.
Освоить курсы проведения логопедического массажа и иметь право работать с пациентами, страдающими нарушениями речи, можно в нашей Академии. Вы научитесь проводить обследование, выявлять причину речевых дефектов и осуществлять коррекционный логомассаж.
Массажная процедура:
• нормализует тонус мышц, участвующих в артикуляции;
• улучшит моторику артикуляционного аппарата;
• снизит влияние параличей на мимику и речь;
• сформирует навык координации движений артикуляционных органов (гортани, голосовых складок, языка, неба, челюстей, губ, носоглотки);
• скорректирует гиперкинезию, синкинезию (непроизвольные движения).
Помимо влияния на речевой аппарат, логопедический массаж может значительно улучшить кровообращение и благоприятно повлиять на общую работу организма, помочь успокоиться и получить заряд энергии.
Кому назначают процедуру?
Логопедический массаж – это лечебный метод, который стимулирует органы артикуляции и влияет на их работу. Поэтому, прежде всего, процедура показана говорящим детям, имеющим речевые нарушения.
Часто такой массаж назначают и ребятишкам, которые не разговаривают. Не стоит ожидать, что неговорящие малыши после массажных манипуляций сразу заговорят, но такая процедура поможет им легче справиться с задержкой речевого развития.
Взрослым массажные техники вернут стройную и правильную речь после перенесенного инсульта, помогут верно произносить фразы, формулировать мысли и желания.
Логопедический массаж назначают:
• детям и взрослым (после инсульта) в случаях нарушения обеспечения органов и тканей речевого аппарата нервами (дизартрия);
• при укороченной подъязычной связке (механическая дислалия);
• при диагностированном синдроме гнусавости (ринолалия);
• при заикании (с осторожностью и под врачебным контролем).
Перед назначением массажа, невролог или логопед обследует подвижность артикуляторных органов пациента, определяет, нет ли противопоказаний к процедуре.
Кому нельзя делать логомассаж?
Массаж влияет только на мышцы, поэтому назначается с целью коррекции произношения. Но многим малышам процедура не подходит, вызывает дискомфорт и негативные ощущения. Если ребенок кричит, плачет, выражает агрессию или у него появляется посинение кожных покровов и тремор подбородка, массаж следует прекратить. В этих случаях специалисту придется искать альтернативный метод.
Обязательным является обследование состояния здоровья. Процедура противопоказана людям:
• склонным к судорогам;
• с диагнозом эпилепсия;
• часто страдающим носовыми кровотечениями;
• с повышенной температурой тела и лихорадкой;
• с инфекциями, простудными заболеваниями и острыми воспалительными процессами;
• имеющим увеличенные лимфоузлы;
• страдающим конъюнктивитом;
• имеющим кожные и/или аллергические заболевания;
• с обострением стоматита, герпеса;
• с тошнотой или рвотой;
• с диагностированным онкологическим заболеванием;
• страдающим от чрезмерной усталости или имеющим нестабильное психическое состояние.
Виды логопедического массажа
Специалист применяет классические или авторские методы логопедического массажа. Процедура проводится руками в стерильных перчатках или с использованием специальных зондов. Методику и способ выполнения определяет специалист, учитывая индивидуальные особенности и возраст пациента.
Логомассаж может быть следующих видов:
1. Ручной/классический (проводится на определенной области при помощи поглаживаний, пощипываний, постукиваний, надавливаний. Иногда применяются соски или мягкие зубные щетки).
2. Аппаратный (осуществляется при помощи специальных аппаратов, создающих вибрацию или вакуумный эффект).
3. Локальный (оказывает воздействие на конкретные точки, влияющие на работу речевого аппарата).
4. Зондовый (при помощи специального набора зондов).
5. Самостоятельный (при котором специалист рассказывает и показывает, как проводить массаж и артикуляционные упражнения самому в домашних условиях).
Подготовка массажного кабинета
Создание правильных условий – очень важный момент для успешного результата. Обстановка должна быть комфортной, соответствовать гигиеническим нормам и способствовать расслаблению организма.
• Кабинет надо проветрить, а зонды и другие инструменты продезинфицировать.
• Проводить массаж следует только в стерильных одноразовых перчатках.
• Пациенту должно быть удобно. Верное положение тела при логопедическом массаже – лежа или полусидя в специальном кресле.
Продолжительность массажа
Процедура назначается курсами (от 10 до 20) и проводится каждый день. Продолжительность сеанса постепенно увеличивается. Малышам до 5 лет достаточно 15 минут, а ребятам постарше и взрослым – 20 минут. При необходимости курс повторяют через пару месяцев.
Логомассаж – добровольная процедура!
Как родителям, так и специалистам необходимо понимать, что логопедический массаж принесет пользу детям только в том случае, если он выполняется не против их воли. Если малышу неприятно или больно, он напряжен, тревожится, сопротивляется – качественно провести массажные манипуляции невозможно.
В таких сложных случаях логопеду следует попробовать для начала наладить контакт с ребенком и подготовить его к последующему лечению. Может потребоваться помощь психолога или даже поиск других методов коррекции.
|