Технологическая карта урока
Дата: 15.04.19.
Класс: 4
Учитель: Курносова Екатерина Александровна
Предмет, УМК УМК «Гармония»
Тема урока М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»
Тип урока комбинированный
Цель деятельности педагога Совершенствование навыка выразительного чтения, развивать речевые умения и творческие способности при чтении произведений: М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Задачи 1) Формировать навыки правильного и выразительного (осознанного, беглого) чтения, обогащать читательский опыт учащихся, формировать умение работать с текстом через анализ сюжета произведения.
2) Развивать образное и логическое мышление и творческое воображение детей через работу с текстом и выполнение творческой работы.
3) Воспитывать интерес к словесному наследию прошлого, осуществлять нравственно-этическое воспитание учащихся через работу с текстом.
Планируемые результаты
Предметные:
умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Метапредметные:
познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
ичностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту,
развитие доброжелательности, формирование нравственно-эстетических ценностей.
Межпредметные связи Окружающий мир, ИЗО, история
Методы и приемы обучения Словесные методы: беседа, прием «незаконченные предложения», составление синквейна.
Практические методы: фронтальное чтение, комбинированное чтение, выборочное чтение, технология «замедленного чтения»......
Словесно-наглядные методы: демонстрация и анализ иллюстраций, составление кластеров.....
Образовательные ресурсы Учебник, портрет писателя, презентация.
Содержание урока (Структура урока литературного чтения)
Этапы урока, цель этапов
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формируемые УУД |
Организационный момент
Мотивационная установка
Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, создать позитивный мотивационный настрой на работу |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут ……..сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.
Сейчас вы подарили друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам. |
Приветствие. |
Ф |
Личностные:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
|
Подготовка к восприятию (Актуализация знаний …)
Цель: создать нужную эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие изучаемого произведения;
актуализация знаний и представлений, необходимых для восприятия нового материала |
- Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны поэзии.
- С чем мы знакомились на прошлых уроках?
- О чем оно?
- Его вы должны были выучить дома.
Работа в группах. Сейчас мы разделимся с вами на 6 групп. По номерам.
Так же у каждой группы есть значок спикера. Выберите человека, который будет спикером, который будет оценивать прочитанные стихи. Критерии оценивания на доске. Путём общего мнения, выберите того кто лучше всех рассказал в группе, который будет представлять вашу группу. Так же спикеры должны обосновать свои поставленные ометки.
Чтение наизусть. Критерии.
Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выставление отметок в журнал. |
стихотворениям о Есенина «С добрым утром».
Ответы детей
Дети выходят рассказывают наизусть.
|
Г |
Познавательные УУД:
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
|
Постановка учебной задачи
Цель: подвести учащихся к определению темы урока и формулированию учебных задач/ читательских действий |
Следующее стихотворение написал поэт и художник, а кто это вы узнаете, разгадав ребус.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Итак, сегодня мы познакомимся с Максимилианом Александровичем Волошиным. Будем читать его стихотворение. |
Волошин
|
Ф |
Регулятивные УУД:
- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; |
Первичное чтение/ Первичное восприятие текста
Цель: организовать чтение текста, создать условия для восприятия содержания текста |
Знаете ли вы что нибудь об этом авторе? Может, читали его произведения раньше?
Хорошо начнем с рассказа об авторе.
- Внимательно меня слушаем. Запоминаем то что вы узнали нового
Максимилиан Волошин. Он жил и работал примерно в те же годы, что и Есенин, в начале прошлого века. Волошин любил ходить пешком по странам Европы, ощущал себя, по его словам, «странником по мировым путям и перепутьям». Это нашло отражение в его стихах и картинах, в том числе и в произведении, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь увидеть ту фантастическую картину, которую ощутила душа поэта-живописца.
Что вы узнали из его биографии? |
слушают |
Ф |
Познавательные УУД:
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; |
Проверка первичного восприятия текста
Цель: создать установку на перечитывание текста, опираясь на впечатления детей |
Сейчас мы с вами познакомимся с одним из произведений Волошина. Откройте стр. 62 вашего учебника.
- Прочитайте его название.
-Когда в стихотворении не обозначено название, то за название считается первая сточка стихотворения.
- Предположите, о чем будет это стихотворение.
Чтение стихотворения учителем.
Подтвердились ли ваши предположения?
-Как вы полагаете, какое было у автора состояние души в момент создания стихотворения?
– Прочитайте глаголы, которые указывают на желания лирического героя.
-А что вы хотите на сегодняшнем уроке увидеть, понять, узнать?
|
Открывают учебники .
Нет названия
Видеть, понять, знать, пережить
Ответы детей
|
Ф |
|
Анализ текста
Цель: осмысление авторской позиции, замысла, идеи; анализ поступков героев/ композиции произведения / изобразительно-выразительных средств, авторского стиля |
-Чем удивило вас это стихотворение? Что запомнилось больше всего?
– Что вы представляли, слушая первую строку стихотворения: «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»?
– Что названо поэтом алмазной сетью?
– Что поэт воспринимает как алмазы?
-Перечитайте стихотворение, найдите в нём подтверждение тому, что написавший человек был
1 вар. Художником
2 вар. Путешественником
– В каких строках Волошин проявился как странник, путешественник?
-Кто прочитает стихотворение выразительно, громко, чётко и передаст характер стихотворения? |
Звёздное небо, на востоке начинает светать – брезжит свет, осветляя небо, делая его зеленоватым
-Звёздное небо
-Звёзды
-В трёх первых строках нарисована фантастическая картина рассвета; лирический герой стихотворения хочет вобрать глазами все формы, все цвета, а цвет – одно из средств живописи.
-«Лучатся тысячи тропинок и дорог»; «О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!»; «Пройти по всей земле горящими ступнями».
Чтение стихотворения. |
|
Коммуникативные УУД:
- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Физминутка |
Физкультминутка Ловко прыгают зайчата:
Прыг да скок, прыг да скок!(прыжки)
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!(бег)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.(ходьба)
Мишка по лесу идет:
“Где здесь пчелы, где здесь мед?”
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(потягивание – руки вверх)
И вокруг запели птицы!
Ну а нам пора учиться! (садятся за парты) |
|
|
|
Вторичное чтение/ Вторичное восприятие текста
Цель: углубить восприятие содержания текста в целом (с учетом поставленной учебной задачи) |
Сегодня мы рассмотрим ещё одного писателя. Прочитайте его фамилию на 63 стр учебника.
Вывешиваю портрет.
Теперь ребята, разделимся на 6 группы. По номеркам.
Работа в группах будет идти по такому плану:
1.Найти из текста необходимую информацию, представить всему классу.
2. Определить человека, который будет рассказывать у доски.
3. Придумать два вопроса для других групп по тексту который вы представляете.
Задание :
|
|
Ф |
Коммуникативные УУД:
- умение работать самостоятельно с источником информации;
- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Творческая интерпретация текста // Творческая работа по «следам» прочитанного
Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие умения выражать свое понимание . |
1 группа- рассказать про ранние годы Маяковского.
2 -творческий путь Маяковского
3- общественная деятельность Маяковского
4- последние годы жизни Маяковского
5- факты из жизни Маяковского
6- прочитать стихотворение , стараясь представить небесные картинки, сменяющие друг друга.
На выполнение задания 5 мин.
Ребята, чем отличаются два стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились? Рассказы детей по группам.
Все группы слушают, оценивают выступление группы.
И так ребята, приготовьтесь слушать и отвечать на вопросы.
|
|
Г |
Личностные УУД:
- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой.
Коммуникативные |
Итог урока
Цель: организовать обобщение на основе проведенной работы
Рефлексия
Цель: организовать самоанализ и самооценку учебной деятельности учащихся |
С какими произведениями познакомились на уроке?
Кто авторы этих стихотворений?
- Какой секрет скрывался в этом стихотворении?
- Как вы думаете, подтвердилось ли ваше предположение о том, чему будет посвящен урок?
И так давайте оценим работу на уроке.
- Я узнал……
-Я научился….
-Мне понравилось…
- Мое настроение… |
«Тучкины штучки», «Сквозь сеть алмазную»
Маяковский, Волошин |
Ф |
Личностные УУД:
- развитие самооценки
|
Домашнее задание
Цель: побудить учащихся к перечитыванию текста |
Учить стих и упр в раб тетради по стихотворению «Тучкины Штучки» |
Записывают |
Ф |
|
|