Технологическая карта урока 
Дата: 15.04.19. 
Класс: 4 
Учитель: Курносова Екатерина Александровна 
Предмет, УМК УМК «Гармония» 
Тема урока М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки» 
 
Тип урока комбинированный 
Цель деятельности педагога Совершенствование навыка выразительного чтения, развивать речевые умения и творческие способности при чтении произведений: М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки». 
 
Задачи 1) Формировать навыки правильного и выразительного (осознанного, беглого) чтения, обогащать читательский опыт учащихся, формировать умение работать с текстом через анализ сюжета произведения. 
2) Развивать образное и логическое мышление и творческое воображение детей через работу с текстом и выполнение творческой работы. 
3) Воспитывать интерес к словесному наследию прошлого, осуществлять нравственно-этическое воспитание учащихся через работу с текстом. 
 
Планируемые результаты 
Предметные: 
умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. 
 
Метапредметные: 
познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 
регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 
 
ичностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту, 
развитие доброжелательности, формирование нравственно-эстетических ценностей. 
 
Межпредметные связи Окружающий мир, ИЗО, история 
Методы и приемы обучения Словесные методы: беседа, прием «незаконченные предложения», составление синквейна. 
Практические методы: фронтальное чтение, комбинированное чтение, выборочное чтение, технология «замедленного чтения»...... 
Словесно-наглядные методы: демонстрация и анализ иллюстраций, составление кластеров..... 
 
Образовательные ресурсы Учебник, портрет писателя, презентация. 
 
Содержание урока (Структура урока литературного чтения) 
 
 
 
 Этапы урока, цель этапов 
   | 
 Деятельность учителя | 
 Деятельность обучающихся | 
 ФОУД | 
 Формируемые УУД | 
  
 
 Организационный момент 
 Мотивационная установка 
 Цель: проверка готовности обучающихся к уроку,  создать позитивный мотивационный настрой на работу | 
 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут ……..сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.  
  
 Сейчас вы подарили друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам. | 
 Приветствие. | 
 Ф | 
 Личностные: 
 -  формирование навыков самоорганизации 
 - формирование навыков письма 
  
   | 
  
 
 Подготовка к восприятию (Актуализация знаний …) 
 Цель: создать нужную эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие изучаемого произведения; 
 актуализация знаний и представлений, необходимых для восприятия нового материала | 
 -  Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны поэзии. 
 - С чем мы знакомились на прошлых уроках?  
 - О чем оно?  
 - Его вы должны были выучить дома.  
 Работа в группах. Сейчас мы разделимся с вами на 6 групп. По номерам. 
 Так же у каждой группы есть значок спикера. Выберите человека, который будет спикером, который будет  оценивать прочитанные стихи. Критерии оценивания на доске. Путём общего мнения, выберите того кто лучше всех рассказал в группе, который будет представлять вашу группу. Так же спикеры должны обосновать свои поставленные ометки. 
  
 Чтение наизусть. Критерии. 
 Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. 
 Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. 
 Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. 
 Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. 
 Выставление отметок в журнал. | 
  
  
  
 стихотворениям о Есенина «С добрым утром». 
 Ответы детей 
 Дети выходят рассказывают наизусть. 
  
  
  
  
  
  
  
  
   | 
 Г | 
 Познавательные УУД: 
 - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. 
   | 
  
 
 Постановка учебной задачи 
 Цель: подвести учащихся к определению темы урока и формулированию учебных задач/ читательских действий | 
 Следующее стихотворение написал поэт и художник, а кто это вы узнаете, разгадав ребус.
 
  
 - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? 
 Итак, сегодня мы познакомимся с Максимилианом Александровичем Волошиным.  Будем читать его стихотворение. | 
 Волошин 
  
  
  
  
   | 
 Ф | 
 Регулятивные УУД: 
 - развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; | 
  
 
 Первичное чтение/ Первичное восприятие текста 
 Цель: организовать чтение текста, создать условия для восприятия содержания текста | 
 Знаете ли вы что нибудь об этом авторе? Может, читали его произведения раньше? 
 Хорошо начнем с рассказа об авторе. 
 - Внимательно меня слушаем. Запоминаем то что вы узнали нового 
 Максимилиан Волошин. Он жил и работал примерно в те же годы, что и Есенин, в начале прошлого века. Волошин любил ходить пешком по странам Европы, ощущал себя, по его словам, «странником по мировым путям и перепутьям». Это нашло отражение в его стихах и картинах, в том числе и в произведении, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь увидеть ту фантастическую картину, которую ощутила душа поэта-живописца. 
 Что вы узнали из его биографии? | 
 слушают | 
 Ф | 
 Познавательные  УУД: 
 - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; | 
  
 
 Проверка первичного восприятия текста 
 Цель: создать установку на перечитывание текста, опираясь на впечатления детей | 
 Сейчас мы с вами познакомимся с одним из произведений Волошина. Откройте стр. 62 вашего учебника. 
 - Прочитайте его название.  
 -Когда в стихотворении не обозначено название, то за название считается первая сточка стихотворения. 
 - Предположите, о чем будет это стихотворение. 
 Чтение стихотворения учителем.  
 Подтвердились ли ваши предположения? 
 -Как вы полагаете, какое было у автора состояние души в момент создания стихотворения? 
 – Прочитайте глаголы, которые указывают на желания лирического героя. 
 -А что вы хотите на сегодняшнем уроке увидеть, понять, узнать? 
   | 
 Открывают учебники . 
  
 Нет названия  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Видеть, понять, знать, пережить 
 Ответы детей 
   | 
 Ф | 
   | 
  
 
 Анализ текста 
 Цель: осмысление авторской позиции, замысла, идеи; анализ поступков героев/ композиции произведения / изобразительно-выразительных средств, авторского стиля | 
 -Чем удивило вас это стихотворение? Что запомнилось больше всего? 
 – Что вы представляли, слушая первую строку стихотворения: «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»?  
 – Что названо поэтом алмазной сетью?  
 – Что поэт воспринимает как алмазы?  
  
 -Перечитайте стихотворение, найдите в нём подтверждение тому, что написавший человек был  
 1 вар. Художником 
 2 вар. Путешественником  
  
 – В каких строках Волошин проявился как странник, путешественник? 
  
 -Кто прочитает стихотворение выразительно, громко, чётко и передаст характер стихотворения? | 
 Звёздное небо, на востоке начинает светать – брезжит свет, осветляя небо, делая его зеленоватым  
  
 -Звёздное небо  
 -Звёзды  
 -В трёх первых строках нарисована фантастическая картина рассвета; лирический герой стихотворения хочет вобрать глазами все формы, все цвета, а цвет – одно из средств живописи.  
 -«Лучатся тысячи тропинок и дорог»; «О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!»; «Пройти по всей земле горящими ступнями». 
 Чтение стихотворения. | 
   | 
 Коммуникативные  УУД: 
 - формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 
  
 
 | Физминутка | 
 Физкультминутка Ловко прыгают зайчата: 
 Прыг да скок, прыг да скок!(прыжки) 
 Быстро бегать зайцам надо, 
 Чтоб не скушал серый волк!(бег) 
 Медвежонок не боится 
 Волка, кабана, лисицы.(ходьба) 
 Мишка по лесу идет: 
 “Где здесь пчелы, где здесь мед?” 
 А по небу ходят тучи, 
 Вот пробился солнца лучик. 
 (потягивание – руки вверх) 
 И вокруг запели птицы! 
 Ну а нам пора учиться! (садятся за парты) | 
   | 
   | 
   | 
  
 
 Вторичное чтение/ Вторичное восприятие текста 
 Цель: углубить восприятие содержания текста в целом (с  учетом поставленной учебной задачи) | 
 Сегодня мы рассмотрим ещё одного писателя. Прочитайте его фамилию на 63 стр учебника. 
 Вывешиваю портрет. 
 Теперь ребята, разделимся на 6 группы. По номеркам. 
 Работа в группах будет идти по такому плану: 
 1.Найти из текста необходимую информацию, представить всему классу.  
 2. Определить человека, который будет рассказывать у доски. 
 3. Придумать два вопроса для других групп по тексту который вы представляете.  
 Задание : 
   | 
   | 
 Ф  | 
 Коммуникативные  УУД: 
 - умение работать самостоятельно с источником информации; 
 - формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 
  
 
 Творческая интерпретация текста // Творческая работа по «следам» прочитанного 
 Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие умения выражать свое понимание . | 
 1 группа- рассказать про ранние годы Маяковского.  
 2 -творческий путь Маяковского 
 3- общественная деятельность Маяковского 
 4- последние годы жизни Маяковского 
 5- факты из жизни Маяковского 
 6- прочитать стихотворение , стараясь представить  небесные картинки, сменяющие друг друга. 
 На выполнение задания 5 мин.  
 Ребята, чем отличаются два стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились? Рассказы детей по группам. 
 Все группы слушают, оценивают выступление группы. 
 И так ребята, приготовьтесь слушать и отвечать на вопросы. 
  
   | 
   | 
 Г | 
 Личностные УУД: 
 - развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой. 
 Коммуникативные | 
  
 
 Итог урока 
 Цель: организовать обобщение на основе проведенной работы 
 Рефлексия 
 Цель: организовать самоанализ и самооценку учебной деятельности учащихся | 
 С какими произведениями познакомились на уроке? 
 Кто авторы этих стихотворений? 
 - Какой секрет скрывался в этом стихотворении? 
 - Как вы думаете, подтвердилось ли ваше предположение о том, чему будет посвящен урок? 
 И так давайте оценим работу на уроке. 
 - Я узнал…… 
 -Я научился…. 
 -Мне понравилось… 
 - Мое настроение… | 
  «Тучкины штучки», «Сквозь сеть алмазную» 
 Маяковский, Волошин | 
 Ф | 
 Личностные УУД: 
 - развитие самооценки 
   | 
  
 
 Домашнее задание 
 Цель: побудить учащихся  к перечитыванию текста | 
 Учить стих и упр в раб тетради по  стихотворению «Тучкины Штучки» | 
 Записывают  | 
 Ф | 
   | 
  
 
 
 
 
  
  
 
 
 
  |