Сегодня: 23.10.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

СКАЧАТЬ (36.1 Kb) 19.09.2020, 10:55
Ларионова Светлана Викторовна
учитель начальных классов, МКОУ СОШ с.Зерновое
Внеклассное мероприятие
«Широкая Масленица»

Форма проведения: игровая площадка
Возраст детей: учащиеся 2 класса
Место проведения: на улице

Составитель:

Ларионова Светлана Викторовна

Март 2019 г.
2. Диагностический этап ( психолого-педагогическая обусловленность выбора данного дела.

В последнее время в стране все больше развивается интерес к русской народной культуре, но, к сожалению, большинство современных детей не знают, почему народный праздник называется «Масленица» и что символизируют блины, это я выяснила, проведя анкетирование с учащимися моего класса. Данная анкета включала следующие вопросы:
№ Вопрос Ответ
1. Знаешь ли ты русский народный праздник Масленица? да нет
2. Какие традиции празднования Масленицы ты знаешь?
3. Как называются дни масленичной недели?
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
4. Какое традиционное блюдо готовят на Масленицу?
5. Участвовал ли ты когда-нибудь в поселковом празднике «Проводы Зимы»? да нет
6. Хотел бы ты узнать, как празднуется Масленица? да нет

Было опрошено 24 ученика. Результаты анкетирования показали:
1. Знаешь ли ты русский народный праздник Масленица?

Знают (чел) Знают % Не знают (чел) Не знают %
24 человек 100 % 0 человек 0%

2. Какие традиции празднования Масленицы ты знаешь?

Печь блины, сжигание чучела Не знают
Количество % Количество %
15 человек 62,5 % 9 человек 37,5 %

3. Как называются дни масленичной недели?

Знают названия масленичной недели. Не знают названия масленичной недели.
Количество % Количество %
0 человек 0 % 24 человек 100 %

4. Какое традиционное блюдо готовят на Масленицу?

Правильно Не правильно
Количество человек % Количество человек %
15 человек 62,5 % 9 человек 37,5 %

5. Участвовал ли ты когда-нибудь в празднике «Проводы Зимы»?

ДА участвовал НЕТ не участвовал
количество ответов % количество ответов %
16 человек 67 % 8 человек 33 %

6. Хотел бы ты узнать, как празднуется Масленица?

ДА хотел узнать НЕТ не хотел узнать
количество ответов % количество ответов %
22 человека 92% 2 человека 8 %
По результатам анкетирования можно сделать следующий вывод, что дети знают или слышали о данном празднике, но не знаю традиций, названия дней масленичной недели, и то, что является главным символом праздника. А также не все хотели бы получить информацию о празднике Масленица. Поэтому моей целью является то, чтобы дать первоначальное представление о празднике, вовлечь всех детей класса, а также привлечь родителей для совместной деятельности.
3. Диагностическое целеобразование
Цель: познакомить учащихся с праздником Масленица, с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника.
Задачи:
1. дать представление учащимся о народных традициях проведения праздника;
2. развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям через знакомство с праздником Масленица;
3.воспитывать любовь к русской культуре, народной музыке, играм;
4. Подготовительный этап
Деятельность педагога: проведение анкетирования детей и обработка результатов, подбор материала и распределение ролей; разучивание песни «Блины» с детьми, посещающими кружок «Музыкальная шкатулка».
Деятельность детей: создание народных костюмов или их элементов, разучивание закличек для привлечения Масленицы, поиск пословиц по теме и их заучивание.
Деятельность родителей: подготовка праздничного стола и выпечка главного символа праздника, разучивание слов скоморохов (2 чел.), Зимы (1 чел.), Масленицы (1 чел.)
5. Технические и технологические средства, наглядные пособия: аудиоаппаратура, микрофоны,
6. Содержание воспитательного дела, занятия
УЧИТЕЛЬ
Последняя неделя перед Великим постом всегда отмечалась на Руси весело. Это были и проводы зимы, и встреча весны. Недаром символ Масленицы - румяный горячий блин - напоминает собою солнце, которого так не хватало долгие зимние месяцы.
Масленичные гуляния, катания на санях, песни, пляски, сжигание чучела зимы и, конечно, блины - вот традиция праздника, отмечаемого не одно столетие.
Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила весна. А весну надо встречать как дорогую гостью.
Здравствуйте, люди добрые! Благодарим вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: честная Масленица, веселая касаточка, перепелочка, ясочка.
Здравствуй, красавица весна! (Широкая масленица)
СКОМОРОХ 1: Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
СКОМОРОХ 2: Здравствуйте, гости!
Милости просим!
СКОМОРОХ 1: Собирайся, народ,
В гости Масленица ждет!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
СКОМОРОХ 2: Ждут вас игры, забавы и шутки
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!
СКОМОРОХ 1:
В старину проводились различные ритуальные действия, связанные с поклонением солнцу, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. Вот и мы веселый концерт начинаем,
Хороводом большим, звонкой песнею!
(Звучит песня «Уж ты, зимушка-зима». Дети и родители образуют хоровод, учитель показывает движения, а участники идя по кругу их выполняют)
УЧИТЕЛЬ: Молодцы, гости дорогие!
СКОМОРОХ 2: Вот и гостья к нам явилась,
И, гляди, не заблудилась!
Снег идет, мороз трещит,
В гости к нам Зима спешит! (выходит Зима)
СКОМОРОХ 1 :
Зиме-матушке — слово первое,
Слово доброе, слово верное.
ЗИМА:
Рада встрече. Всем кланяюсь я.
Вижу, дружно гуляет семья.
Провожаете Зиму веселием,
Наступают денечки весенние.
Уж простите меня за метели,
Да холодные дни и недели,
Гололед, и за ветры колючие,
И морозы большие, трескучие.
Посох свой я Весне уступаю,
И сестрице успехов желаю:
Чтобы дождичек щедрый на пашенку,
Солнца в меру чтоб полюшку нашему,
Дому каждому радости, мира,
Счастья щедрого каждой квартире.
СКОМОРОХ 2:
Не печаль ты, Зима, нам дарила,
Игры зимние ты заводила,
Было радостно всей детворе,
Когда снега полно во дворе.
ЗИМА:
А и впрямь, ребятишки, давайте вспомним, чем вас Зимушка порадовала? Во что мы с вами играли? Какие праздники вместе праздновали?
Ответы детей (катались на санках, лыжах, коньках; играли в снежки, снеговиков лепили, Новый год да Рождество праздновали; дед мороз с подарками приходил...).
ЗИМА: А давайте на последок, еще поиграем.
(Учитель проводит игры)
Метание метелок
Суть игры: берется несколько метелок без древка и поочередно бросаются участниками. Чья метла дальше улетит, тот и побеждает.

Лыжи
Дети делятся на две команды по 4 человека, одевают лыжи и по команде двигаются до препятствия, огибают его и ворачиваются обратно. Чья команда пришла первой, та и победила.

ЗИМА: С вами весело играли,
Песни пели и плясали!
А теперь пришла пора
Нам прощаться, детвора!
Домой, на Север мне пора,
До свиданья, детвора!
Прощайте, люди, и простите,
На будущий год в гости зовите.
А посох свой я Весне уступаю,
И сестрице успехов желаю! (Зима уходит)
СКОМОРОХ 2: Зима прощенья попросила?
СКОМОРОХ 1: Конечно!
Ведь на Руси законом было
Друг другу в пояс поклониться,
С кем ссорились, в тот день мириться.
Все-все обиды отпустить,
За огорченья всех простить.
СКОМОРОХ 2: Давайте и мы с вами обнимемся и попросим друг у друга прощения. (Дети и скоморохи обнимаются и просят прощения друг у друга)
СКОМОРОХ 1: Расступись, честной народ!
В гости к нам Весна идет!
А с каким праздником приходит к нам Весна? ( с Масленицей)
Давайте позовем Масленицу.
УЧИТЕЛЬ: А кто из вас, ребята, знает заклички на Масленицу
(выступают дети)
1. Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор,
На горах покататься,
В блинах поваляться.

2. Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трёх матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

3. Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!

4. А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали,
Да блинами заседали.

5. Но что-то масленица задержалась
Иль в дороге где-то потерялась,
Ты приди, приди скорее к нам,
Встретим мы тебя хорошенько
Сыром, маслом и блином и румяным пирожком!

Вместе: Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!
(Входит Масленица – нарядно одетая девушка с соломенной куклой в руках)
УЧИТЕЛЬ:
Здравствуй, дорогая Масленица! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
МАСЛЕНИЦА:
– Всего на семь дней. Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.
УЧИТЕЛЬ:
На одну недельку к нам пришла и каждый твой день имеет свое название и наполнен смыслом. Об этом расскажет Довискибо Варя.

УЧЕНИЦА: (участница НПК)
1. Понедельник «Встреча»
Взрослые ставили качели для детей, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – отдавали нищим или клали на окошко – для умерших
2. Вторник прозвали «Заигрыши».
В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
МАСЛЕНИЦА:
Я вам тоже предлагаю покататься на санках.
(проводится игра «Санки»)
Суть игры: выбираются две пары участников, одни садятся на санки, а другие катят их. Кто первый, тот и победил.

УЧЕНИЦА: (продолжает)
3. Среда – «Лакомка».
В этот день готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины.
(конкурс «Кто быстрее всех съест 3 блина)

4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй».
С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождалась играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
(исполняется песня «Блины»)

5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки»
В этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.

МАСЛЕНИЦА:
Какие пословицы и поговорки о Масленице вы знаете?

(дети называют пословицы)
1. Масленица без блинов и пирогов не бывает.
2. Не всё коту Масленица – будет и Великий пост.
3. Масленица идёт, блин да мёд несёт.
4. Маслом кашу не испортишь.
5. Пироги да блины – а там сиди да гляди.
6. Чай пить – не дрова рубить.
7. Масленица – объедуха, деньгам приберуха.
8. Пирог ешь, да хозяина не съешь.

6. Суббота – «Золовкины посиделки».
Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

МАСЛЕНИЦА:
А сейчас я хочу вам загадаю загадки, кто отгадает тому приз.
(Конкурс загадок)
На сковороду – ручейком, со сковородки – солнышком (Блин)
Сито, свито, золотом покрыто. Кто взглянет, всяк заплачет (Солнце)
Без рук, без ног, а в гору лезет (Тесто)
Что всегда масляно (Сковорода)
Наша толстая Федора наедается не скоро.
А зато, когда сыта, от Федоры теплота (Печка)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье, ну и объеденье! (Бублик, баранка)
Жевать не жую, а всё поедаю (Огонь)
Всех кормлю с охотой я, а сама безродная (Ложка)

7. Воскресенье – «Прощеное воскресенье».
Это день, когда просили прощения у родных, близких и знакомых за обиды . В этот день, торжественно сжигали соломенную куклу

МАСЛЕНИЦА:
Молодцы, ребята! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось весельице – беритесь за делице,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

УЧЕНИКИ:
1.Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай наша широкая.

2. Ты не в среду – то пришла и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.

3. Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами да оладьями.

4. Блины масляные, шаньги мазаные,
Мы катаемся с горы от зари до зари.

5. А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, наша масленица!

УЧИТЕЛЬ:
Молодцы ребята! Проводили Масленицу, избавились от бед и неприятностей. Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное – здоровья.
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.

(Праздник заканчивается чаепитием)

7. Рефлексия
Выставка рисунков по итогам внеклассного мероприятия

8. Использованная литература

1. Давыдова М.А. Праздник Масленицы [Сценарий праздника]. – 1995. - №2.
2. Куфтина О.В., Власенко О.П. Русские фольклорные традиции (Занимательные материалы)/ Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.
3. Стихи к любимым праздникам. – М.: Росмэн, 2000.
4. Таран А.А. Весёлая Масленица [Сценарий русского народного праздника]. – 2002 - №2.
5. Широкая масленица - история и традиции http://maslenica.best-party.ru/articles/298
6. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая книга,1997.

Категория: Блоги | Добавил: nastena1981
Просмотров: 66 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.10.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог