Сегодня: 25.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Мастер-класс для коллег-филологов "Мы не физики, мы - лирики"

СКАЧАТЬ (35.0 Kb) 07.05.2020, 18:59
Семенова Елена Германовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякский р-н республика Башкортостан
Развитие творческих способностей  детей – одна из  задач современной школы.  Можно спросить: а зачем развивать творческие способности  ребёнка? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу, надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные предметы? Но те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, заблуждаются.   В своей педагогической практике я обучала детей, который были не сильны в правописании, но имели прекрасный дар слова, и наоборот, дети-отличники, ровно успевающие по всем предметам, но пишущие скучные, пресные сочинения.  Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё? Однозначного ответа нет.
В изучаемых программных произведениях по литературе  немалую  часть составляют жанры поэзии. Глубокое проникновение в законы стихосложения, в язык поэзии с пятого класса помогает ребёнку плавно подойти к сдаче ГИА и ЕГЭ, как по русскому языку, так и по литературе. 
Имея поэтический дар, учу детей «создавать»  красивые тексты, и совсем  не обязательно в  поэтической форме. И именно обращение к поэзии помогает мне в достижении цели. У каждого учителя свой путь к сердцу ребёнка.  

Цель мастера-класса: познакомить коллег с опытом работы  по  развитию поэтических способностей учащихся;
Задачи:
продемонстрировать возможные методы и формы работы  с одарёнными и способными учащимися  в урочной и внеурочной деятельности; показать приёмы работы, позволяющие подготовиться  к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе через поэтическое слово;

Ход занятия
  1. Орг. момент. Нацеливание.
На душе светло, как в храме,
Ни проблем, ни бурь, ни вьюг.
Я пришла к вам - со стихами,
Кто их любит, тот мой друг…


Добрый день, уважаемые коллеги - любители поэзии!  Приглашаю вас принять участие  в поэтическом турнире, посвящённом Всемирному Дню поэзии, который  празднуем (когда?).   Правильно, 21 марта. В 1999 году на  генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии.
Наверное, нет такого человека, кто не любил бы поэзию, кто не восхищался бы гармонии слова, красоте речи, мелодичности рифмы.  Поэзию я считаю своим увлечением, люблю читать, люблю творить, учу детей писать стихи. На занятии мы с вами ещё раз окунемся в этот необычный мир искусства слова.  
  1. Игра:
1. Выборы членов команды:
Для конкурса нам понадобится 2 команды, пусть это будут  «Лирики» и «Романтики».  (Раздача заготовок с девизами)
Команда «Лирики»:
 «Мы - поэты отличные, люди лиричные,
Ценим красоту,  верим в доброту,
Любим мечту!
Команда «Романтики»
«Мы – люди симпатичные, поэты лиричные,
 На турнир пришли побеждать,
 В поэзии класс показать.
  1. Слово учителя.
- Вы когда-нибудь были на планете Поэзии? Сегодня мы с вами совершим туда  виртуальное  путешествие. А как вы думаете: где она находится?
(Во Вселенной литературы) А как выглядит?  Кто живёт на этой планете?(поэты) Чем заняты поэты? (пишут стихи, творят)А кто ещё живёт? Есть читатели? (да) Какие читатели на этой планете? (любят поэзию, восхищаются поэтическим словом, сами пробуют писать стихи) Какие цвета преобладают на этой планете? (яркие, сочные, солнечные)  На каком языке говорят на этой планете? (на особом: язык поэзии, рифмами) Захотелось попасть на эту планету?   На чём мы туда полетим? ( на крыльях любви, счастья). Полетели. ( музыка)

1 остановка называется «Весенняя».
На планете поэзии всегда весна.  Начинаем поэтическую перекличку  «Весна глазами известных поэтов».  Я начинаю стихотворение, а вы  продолжайте.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила. Сергей Есенин

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф. И. Тютчев
 

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —  

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».  Ф. И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
 Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. Ф. И. Тютчев
 
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! Алексей Плещеев

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… А. Пушкин


Спасибо, я вижу здесь действительно, собрались любители поэзии. Настроение у всех стало, действительно,  весенне-поэтическим! Но мы ещё с вами так мало знакомы. Познакомимся поближе.

2 остановка «В гостях у Незнайки». Кем только не мечтал стать Незнайка: и художником, и музыкантом, и поэтом.  Вспомним знаменитые строчки Незнайки: «Я поэт! Зовусь Незнайка/ Ты стихи мои узнай-ка» или «Я поэт! Зовусь Незнайка/ От меня вам балалайка». Мы тоже с вами сегодня поэты.
Познакомиться друг с другом нам поможет этот весёлый человечек. Сыграем в игру «Я поэт!». От вас потребуется поэтическая импровизация: нужно подставить вместо имени Незнайка своё имя и продолжить двустишие, можно обыграть своё имя, можно о поэзии, можно шутку, но со смыслом». Игру начинаю я:
  • «Я поэт! Зовусь я Лена! Сочиняю я без лени!»
Варианты:
  • «Я поэт! Зовусь я Светик! От меня вам всем приветик!»,
  • «Я поэт! Зовусь я Настя! Быть поэтом это счастье!»
  •  «Я поэт! Зовусь Лариса! Я поэт и я актриса!»,
  • «Я поэт! Зовусь я Боря! Быть поэтом это горе!»
  • «Я поэт! Зовусь я Света! Я люблю, конечно, лето!»
  • «Я поэт! Зовусь Маришка! Почитать люблю я книжки!»
  • «Я поэт! Зовусь я Вика! Доведу я всех до тика!»
  • «Я поэт! Зовусь я Люда! Быть поэтом это чудо!»
- Спасибо, какие мы все талантливые. Как весело и с юмором получилось!

3 остановка «Джунгли поэзии».
Продолжим путь по планете, попробуем пройти через «Джунгли поэзии».
«Без теории стихосложения не сложишь стихотворения». Проверим нашу теоретическую  подкованность. По очереди каждой команде буду задавать вопросы:
1 – Созвучие строк. (рифма)
2 – Чередование ударных и безударных слогов. (ритм, размер)
1 - Определите вид рифмы: аабб. (парная)
2 - Определите вид рифмы: абаб. (перекрёстная)

1 - Двусложный размер стиха с ударением на 1 слоге. (хорей)
 
2 – трёхсложный размер стиха с ударением на 1 слоге. (дактиль)
1 –  Определите авторство известной цитаты «Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча – в год труды. Изводишь единого слова ради тысяча тонн словесной руды». ( Маяковский)
  1. – «Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан»! ( Некрасов)

4 остановка нашего путешествия будет в магазине игрушек.
На этой странице мы вспомним детские стихотворения. На детских стихотворениях можно отрабатывать не только умения находить рифмы, размер, но и выделять проблемы. В детстве мы любим читать стихи, петь песенки, но не  задумываемся над проблемой,  поднятой в тексте. А теперь наоборот, мы всё реже поём песенки, читаем стихи всё чаще думаем о проблемах. Уметь выделять проблему текста необходимые навыки на ЕГЭ и ГИА. Вот как мы это делаем. Игра  «Проблема требует решения»
 
Переходим к заданию: прочитав выразительно произведение, вы выделяете:
  1. Проблему текста.  2. Авторскую позицию.
  1. Лошадка» (проблема бережного отношения к «братьям нашим меньшим»; радость за доброе  отношение к лошади, показ примера для подражания; )
  2. «Зайка» (проблема человеческого равнодушия  к судьбе ближнего; осуждение хозяйки, жалость к зайке)
  3. «Кораблик» (проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов; гордость капитаном; )
  4. «Мячик» (проблема человечности; сочувствие горю ближнего; утешение в трудную минуту)   
5 остановка «Изобразительно-выразительная».
“Как сердцу высказать себя!?” – писал Ф.И.Тютчев.  -  Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства? На планете поэзии пройдёмся по тропам: « По тропам русского языка». Задание: определить вид тропа.
1.  «В каждый гвоздик душистой сирени, 
 Распевая, вползает пчела…» (С.Есенин)         (метафора)

2. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют» (С.Есенин) (Сравнение)

3. «Весь мир на ладони…» (В.Высоцкий)  (гипербола)

4.  Колокольчики мои,

Цветики степные!
Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?  (А.К. Толстой)  (олицетворение и рит. обращение)

5. Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.  (А.С. Пушкин) (антитеза)

6. «В сто сорок солнц закат пылал…» (В. Маяковский) (гипербола)

6 остановка «Частушечная».
 Скучно в путешествии без весёлой песни. Споём? Петь будем о том, о чём душа просит: про конкурс:
1.Мы весёлые девчата
Вам частушки пропоём, 
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём!

2.Жили-были не скучали,
Вдруг на конкурс нас послали,

Мы прошли все испытанья
Вот доходим до финала.

3. Ты нас, милое жюри,
Очень сильно не суди,
Можно дать нам всем медали,
Что район не подкачали!

4. День не спали, ночь не спали,
Мастер-классы сочиняли,
Вот вернусь домой  тогда
Буду спать наверняка.

5.Победил не победил
Нет на конкурс больше сил,
 Всем спасибо за игру,
Я домой скорей хочу!

 
  1. Итог  игры.
Наше путешествие подошло к концу. Спустимся на землю к своим ученикам и пойдём сеять разумное, доброе, вечное.
Закончим игру словами Эмерсона: «Все люди в сердце своём поэты», я желаю всем поэтического вдохновения, романтики, творческих успехов в работе. Спасибо  всем за игру.

 


Категория: Блоги | Добавил: СеменоваЕГ
Просмотров: 1295 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог