Сегодня: 12.05.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Мастер-класс для родителей «Смысловое чтение как основа развития успешности обучающихся начальных классов»

СКАЧАТЬ (45.5 Kb) 09.02.2021, 21:08
Петрова Елена Сергеевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №2" г.Кудымкара

Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс. Я надеюсь, что для вас он будет полезным. Какой «плод» вы хотите получить с моего мастер-класса, напишите на яблочках и прикрепите к дереву.

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором.
Определение значения чтения. Как вы считаете, нужно ли в современном, информационном мире читать? Выскажите свои мысли.

Итак, сегодня мы работаем в группах.
На столе у вас листы бумаги, фломастеры. Разделите лист бумаги на 2 части, с одной стороны, какое положительное значение для детей имеет чтение, с другой стороны отрицательные последствия отсутствия навыка чтения.

Вывод – отсутствие желания читать влечет за собой негативные последствия.
Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и каждому знакома: у многих детей недостаточно сформированы читательские умения. Которые влекут за собой следующие проблемы:
- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и родителей.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Ученые установили, что на успеваемость, значит и на успешность в обучении ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Необходимо развивать у детей смысловое чтение или чтение со смыслом – не для количества, а для качества.
Из этого можно составить формулу смысловое чтение – это беглость, выразительность и осознанность.
Сегодня на нашем мастер-классе мы с вами посмотрим, как можно развивать у своего ребенка смысловое чтение на примере работы с текстом. Какие дома вам родителям можно использовать приемы развития смыслового чтения.

Стратегия «ключевых слов»
• Дома
• Маленькие охотники
• Неутомимые труженики
• Такие умницы
• Дойные коровы
- Какие ассоциации, мысли возникли у вас при прочтении этих слов?
- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Отсроченная отгадка «Отгадай, кто это?
Среди густых деревьев можно увидеть необычных животных с 6 лапами, тело их состоит из: головы, груди и брюшка. Эти охотники уходят от дома на 250-300 метров и тащат в дом всё, что попадается вкусного. Хотя оно иногда бывает в 2 раза больше его самого. Что это за животные? (МУРАВЕЙ)
- Какие слова помогли вам выйти на верный ответ?

2. Чтение с остановками. Данная работа может быть применена и при чтении и анализе задач по математике, упражнений по русскому языку, по литературному чтению, не говоря уже об уроках окружающего мира.

- Хочу предложить вам практически реализовать данные приёмы на примере научно-популярного текста «Муравьи». У каждой группы есть набор текста на цветных листах, прошу вас читать именно в таком порядке, как идут эти листы.

Самые заметные в лесу «дома» строят рыжие муравьи.
– Что вы знаете о муравьях? Почему их назвали рыжие муравьи? Как вы полагаете, о чём далее пойдёт речь?

Муравейники у них высокие, настоящие города с «улицами», «переулочками», «залами».
– Вы получили новую информацию.
- Как вы теперь думаете, о чём этот текст?

Там муравьи хранят свои запасы. Маленькие охотники уходят от муравейника на 250-300 метров, забираются на деревья и тащат в дом все, что попадается вкусного. Однажды
– Вы получили новую информацию.
– Очень часто после слова «однажды» в тексте что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды с муравьями?

Однажды натуралисты подсчитали: за один день рыжие муравьи притащили в муравейник 4500 гусениц соснового пильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц и 500 куколок дубовой листовертки. Вот от скольких вредителей освободили лес за один день неутомимые труженики.
- Какую получили информацию из текста? Подтвердились ли ваши предположения? О чём далее пойдёт речь?

Всего за лето обитатели только одного муравейника уничтожат до пяти миллионов вредных насекомых. Именно вредных, потому что полезных они – такие умницы! – не трогают.
- Подтвердились ли ваши предположения?

А еще есть у муравьев «дойные коровы».
- Какое необычное высказывание вам встретилось? Какой вопрос вы бы задали? Кто может ответить на этот вопрос?

Это крошечные тли, сидящие на молодых листиках и сосущие лиственный сок.
- Получили ли вы ответ на поставленный вопрос? Что вам хочется узнать дальше?

Муравьи щекочут усиками спинку или брюшко тли, и она выделяет сладкую капельку, которую муравьи забирают в свой зобик и несут в муравейник. Часть этого «стада» тлей живет прямо в муравейнике под охраной хозяев. Это живой запас сладкого «молочка».
– Рассказ о муравьях почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?

В лесу встречаются не только рыжие муравьи, но и черные садовые. Хоть они и «садовые», но живут всюду. Особенно много их гнезд в полусгнившей древесине. А вот желтые садовые, бурые и краснощекие муравьи живут в земле. В березовых и дубовых лесах живет муравей-древоточец. Свои гнезда он устраивает в дуплах деревьев.
– Вы получили новую информацию.
– Подтвердились ли наши предположения?
- Как бы вы продолжили этот текст далее?

А теперь я хочу вам предложить еще несколько приемов работы по этому тексту, которые вы так же можете использовать дома при выполнении ребенком домашнего задания.
«Кубик Блума». Наверняка у каждого дома найдется какой-либо кубик. На каждой грани кубика размещены слова (подумай, почему, объясни, предположи, назови, поделись). Этот кубик универсальный, так как его можно использовать по любому учебному предмету. Вы все равно знаете, что ребенок читал, сможете ему помочь лучше понять смысл прочитанного в игровой форме. Бросаете ему кубик и какой гранью будет обращен к ребенку с этого слова будет начинаться ваш вопрос по прочитанному.

- Назови, о ком шла речь в тексте?
- Объясни, почему муравьев называют маленькими тружениками?
- Предположи, что будет если исчезнут муравьи?
- Поделись, какова основная мысль этого рассказа?
- Подумай,
- Почему,

Еще один прием, для более осмысленного понимания текста это – акротекст. Акротекст – это текст, в котором первые буквы каждого предложения образуют слово или фразу. Например, на слайде.
Сейчас я вам предлагаю попробовать использовать эти два приема. 1группа составляет вопросы опираясь на «Кубик Блума» по прочитанному тексту, 2 группа составляет текст про муравья, чтобы каждое предложение начиналось на буквы слова «муравей».

М Муравьи маленькие неутомимые труженики.
У Умеют строить не только дома, но и целые города с переулочками, улицами и залами.
Р Работают они не покладая рук.
А А природе приносят тем самым большую пользу.
В В их домашнем хозяйстве имеются свои «дойные коровы» - тли.
Е Ещё мы в садах, лесу можем встретить различные виды муравьёв: рыжих, чёрных, жёлтых, бурых и краснощёких, древоточцев.
Й И эти маленькие насекомые украшают нашу природу.

ХХ1 век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет - сетей. Потому что до сих пор актуальны слова великого русского поэта А.С. Пушкина «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство».


Категория: Блоги | Добавил: ElenaSergeevna95
Просмотров: 147 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
III Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Весенние мотивы"
IV Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 12.05.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог