Автор мастер-класса - Кибкало Наталья Федоровна
МАОУ «Гимназия «Квант» г.Великий Новгород
Учитель музыки
Экспресс-метод разучивания песен в рамках уроков музыки в общеобразовательной школе.
Современная школьная программа предполагает урок музыки не как урок пения. За сорок минут учитель должен выдать новую тему, ознакомить детей с новым музыкальным направлением, со стилистикой и особенностями творческого почерка того или иного композитора, познакомить с новыми музыкальными произведениями. Это необходимо для формирования культуры слушателя, узнавания учащимися музыки по характерным стилистическим особенностям, а так же иметь возможность радоваться при встрече с данными музыкальными шедеврами в повседневной жизни.
Многозадачность и специфичность уроков музыки должна нести ученикам не только новые открытия в мире искусства, но и выполнять функцию отвлекающую, переключать внимание от напряженного учебного процесса на процесс гармонизации себя и пространства, входить в мир прекрасного искусства музыки. Дети учатся слушать и слышать, видеть в музыке образы и пропускать их через сферы своих чувств.
И классическая, и народная, и церковная музыка, безусловно, являются образцовыми и вечными, в отличие от эстрадной лёгкой музыки, повсеместно заполняющей эфир. Но жанр песни был, остаётся и будет всегда самым доступным, самым простым и, одновременно, самым эффективным средством воздействия на человека.
Ни для кого не секрет, какое важное значение имеет для людей хоровое пение. Еще полвека назад оно приветствовалось повсеместно и имело социальную значимость. Пение в хоре сплачивает людей, объединяет их в творчестве, делает внимательными друг к другу и терпеливыми, т.к. отличных результатов можно добиться только слаженно. Художественная хоровая самодеятельность существовала на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе, в каждом учебном заведении. Хоровое пение оздоравливает организм, имеет духовно-нравственную ценность, повышает уровень культуры, объединяет целые народы и, даже, способно поднять боевой дух!
В школе песня объединяет учащихся, она учит и воспитывает их. Через общее идейное содержание она способствует правдивому формированию детской души. Совместное осознанное исполнение, а особенно, если предстоит ответственное выступление на сцене, достаточно сильно мотивирует и мобилизует ребят.
Те, кто учился в музыкальных школах, знают, как долго и упорно учат и прорабатывают песни в хоровых коллективах. Идет работа с текстом, с интонационной чистотой мелодии, с дыханием, с фразировкой и динамическими оттенками, с образным содержанием. Но в общеобразовательной школе учитель ограничен во времени, которое можно уделить разучиванию новой песни, обязательной к исполнению всем классным коллективом. Наиболее напряженным становится график работы со всеми классами в преддверии таких праздников, как День учителя, День матери, День защитника Отечества, 8 Марта и, конечно, День Победы.
К счастью, в современной школе пение в хоре или в ансамбле может доставлять огромное удовольствие. Широкий спектр возможностей цифровой музыки позволяет детям петь их любимые песни под авторские минусовые фонограммы. При этом появляется возможность оформления сцены при помощи визуальных эффектов через проектор. Всё это дарит радость встречи с песней, заряжает позитивными впечатлениями и мотивирует на дальнейшее развитие.
Предлагаемый «Экспресс-метод быстрого разучивания песни в общеобразовательной школе» может быть очень полезен любому учителю музыки, желающему за 10-15 минут урока выполнить сразу целый ряд задач:
- заинтересовать детей и захватить их внимание, не давая им ни на секунду отвлечься;
- укрепить у ребят навык внимательного слушания;
- дать им возможность выразить симпатию или антипатию и обосновать её;
- окрасить текст песни новыми для детей эмоциональными чувствами;
- поработать над дикцией вплоть до скороговорки, внося игровой и соревновательный элемент в, казалось бы, скучную работу с текстом песни;
- научить детей голосоведению мелодии песни с их визуальным контролем за рукой учителя;
- снять статическую нагрузку с учеников при исполнении песни стоя и выполнении легких пластических или танцевальных движений в зависимости от характера песни.
В экспресс-метод быстрого разучивания песни включаются:
1) выдача листочков с текстами песни (начиная со второго класса), в них дети работают карандашами по необходимости (ударения, фразировка, динамические оттенки)
*примечание: в первом классе сразу учим текст наизусть на слух;
2) прослушивание песни (дети сообщают, нравится или не нравится им песня, называют причины своего отношения, а задача учителя – сделать песню любимой);
3) работа с текстом (выразительное чтение учителем вслух с пояснениями по смысловому содержанию текста, анализ важных словосочетаний, удобных и неудобных для артикуляции при произношении, постановка в тексте знаков дыхания);
4) проговаривание текста всем классом в необходимом темпе и метроритме разучиваемого произведения, чтение под хлопки учителя от медленного темпа и до более быстрого, чем предполагается в самой песне (данная проработка поможет сформировать у учащихся артикуляционную память мышц рта, челюсти, языка и губ, что часто помогает при исполнении песни в дальнейшем, даже, если текст вдруг забыт);
*примечание: работаем максимально эффективно и быстро;
5) работа с мелодией (сначала учитель поёт мелодию куплета, дублируя рукой движение голосоведения для визуального наблюдения детьми, далее куплет исполняется всем классом, сохраняя темп и метроритм песни);
6) непосредственное исполнение песни классом под плюсовую фонограмму по куплетам;
7) со следующего урока исполнение выученной дома песни под плюсовую и минусовую фонограмму с текстом и без него.
Важные замечания, которые необходимо учитывать учителю, работающему в общеобразовательной школе.
Мы понимаем, что чисто интонирующих мелодию детей в обычных школах не так много, как хотелось бы, но описанный выше подход к работе с песней демонстрирует неподдельный интерес практически всех ребят к исполнительской деятельности. Уходит их стеснение, а радость встречи с песней, общее классное дело и эмоциональная живая атмосфера воспитывают в учащихся командный дух, чувство коллективности, ответственность, способность вместе переживать за общий результат.
Экспресс-метод авторский, имеет практическую, а не теоретическую значимость, поэтому литература не использовалась.
|