Мастер-класс "Использование игры "Доббль"
в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: распространение профессионального опыта, идеи авторской разработки по созданию и использованию игры «Доббль» в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Рассказать коллегам об игре «Доббль»;
2. Продемонстрировать варианты игры в зависимости от возраста дошкольников;
3. Обозначить предполагаемые результаты каждого варианта игры «Доббль»
Ход мероприятия
1 Актуализация, постановка проблемы (цели, задач);
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кузнецова Татьяна Анатольевна, я учитель-логопед и педагог-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 18»
Сегодня я хочу поделится с вами опытом использования игры «ДОББЛЬ» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет. Нашу группу посещают дети разных нозологических групп ТНР, ЗПР и дети с УО. Практически у всех детей кроме речевых дефектов, наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость, нарушение коммуникативных навыков. Дети с нарушением коммуникации тяжело идут на контакт со взрослыми, когда это касается организованной деятельности. В играх с детьми часто возникают конфликты. Отсюда возникает объективная необходимость поиска новых методов и приёмов работы, которые с одной стороны обеспечили бы повышение эффективности коррекционной работы и позволили бы к концу учебного года добиться хороших результатов, а с другой стороны не переутомляли бы детей и сохранили им здоровье.
Цель нашей работы сегодня – научиться применять настольные игры в своей повседневной деятельности, увидеть их потенциал и активно его использовать в своей педагогической практике.
2 Тренинг или разминка (активизация деятельности);
Весь педагогический процесс я строю через ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру. Сегодня я продемонстрирую как можно использовать игру «Доббль» в работе с детьми дошкольного возраста.
Игра «ДОББЛЬ», впервые появившийся в продаже в 2009 году и к настоящему времени завоевавший заслуженную популярность среди детей и взрослых, играющих в настольные игры. Прежде чем начать рассказ, поднимите, пожалуйста, руки, кто слышал об этой игре? Играл в нее? Использовал на занятии?
3 Блок учебной информации, основные элементы опыта;
В мире игра известна под названием Spot it и её автором является французский разработчик Denis Blancho. «Доббль» с англ. – «двойной», а в оригинале «Spot it» - «найди его».
Цель игры -самому внимательному и самому быстрому игроку - который найдёт идентичные предметы на двух карточках - следует громко озвучить свой ответ. То есть, смысл игры сводится к тому, что победителем называется нашедший наибольшее количество соответствий игрок.
Механизм игры таков: имеется несколько десятков круглых карточек (в оригинале 56), на каждой из которых от 4 до 8 картинок. При этом на любых двух карточках совпадает только одна картинка. Вы берёте в руки две карточки и Вам уже не надо объяснять правила игры, всё понятно: ищем одинаковую картинку. Но за этой простотой стоит неожиданно много полезных возможностей.
Инструкция к оригинальной игре обещает, что в процессе игры у участников развивается зрительное восприятие, внимательность и реакция.
Но чем привлекла меня эта игра? Нас окружает очень много разных игр, которые, по мнению производителей, должны развивать зрительную память, зрительное и слуховое внимание, устную речь и многое другое а по факту являются одноразовыми. Но есть те игры, которые – даже если и задумывались как чисто развлекательные – несут именно эту функцию – развивающую. По моему мнению, игра «ДОББЛЬ» развлекательная, захватывающая и на 100% развивающая.
Я обратила на нее внимание во время работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста. Игра мне понравилась своей динамичностью, одновременной возможностью повысить мотивацию и развлечь ребенка (когда поддаешься). В моей коллекции есть как самодельные, так и фабричные наборы игр. Оказалось, что игра «Доббль» полностью универсальна!
А именно: количество игроков может быть любое. Мы можем играть как индивидуально ребенком, так и с группой детей. Универсальна по своему содержанию: мы можем закреплять знания детей абсолютно по любой теме любой образовательной области. Мы можем включить материал и на закрепление знаний и на получение новых. В готовой игре стоит возрастной диапазон 6+. Я адаптирую игру для своей педагогической деятельности.
Дети с нарушением поведения не готовы к соревновательным играм. Для них я использовую спокойный вариант. Перед каждым ребёнком выкладываются две карточки, и они выбирают на них одинаковые картинки, действуя в собственном темпе. Если игроков несколько, то можно использовать следующий вариант: перед каждым ребёнком раскладывается по одной карточке, а оставшаяся колода кладётся в середину и дети строго по очереди ищут одинаковые картинки на верхней карточке в колоде и на своей карточке. В поиск вовлечены все, но карточку забирает тот, чья сейчас очередь. При этом отсутствие или недостаточное развитие речи не является преградой для игры – мы продолжаем работать над зрительным вниманием, формированием указательного жеста ребенка, побуждением к использованию слова.
Сегодня я вам приготовила разные варианты игры «Доббль». Приглашаю участников присесть за стол и выбрать заинтересовавший вас комплект. Перед игрой мы изучаем и проговариваем символы-изображения. То есть, что и как называется.
• Первый вариант, в который мы поиграем - один из известных вариантов игры, называется «разбери башню».
Цель игры – набрать больше всех карточек.
Раскладываем по одной карточке в закрытую перед каждым игроком, оставшиеся карточки кладем в центр стола в открытую. Сначала игроки переворачивают свою карточку лицевой стороной вверх. Каждый игрок должен стараться быть самым быстрым, чтобы найти одинаковые изображения на своей карточке и на верхней карточке в колоде. При обсуждении правил, необходимо уточнить, что выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Для детей 6-7 лет можно усложнить правила по варианту «Подарочек»: разложить все карточки по одной перед каждым игроком в закрытую. Оставшуюся колоду, положить в открытую в центр стола.
Цель игры: набрать как можно меньше карточек из колоды. Сначала игроки переворачивают свои карточки лицевой стороной вверх. Каждый игрок должен найти изображение, совпадающее на карточке любого другого игрока и карточке в колоде. Первый, кто обнаружит совпадение, берет центральную карточку и кладет сверху на карточку того игрока, у которого он нашел совпадение. Не забываем четко проговаривать слова.
Не секрет, что и у взрослых игроков быстрее действуют руки, а слова «застревают». Именно над развитием речевой реакции, координацией зрительного восприятия и речи необходимо направить работу педагогов в детском саду. Часто, зная правильный ответ, мы в ситуации волнения не можем быстро его дать. Поэтому игра Доббль будет очень полезна будущим школьникам. А если мы обозначим в правилах условие: прежде чем произнести название картинки необходимо будет добавить слово «мой, моя, моё» и т.д. То есть «мой дедушка», «мои шашки» и т.д. – мы будем закреплять согласование притяжательных местоимений с существительными, что не маловажно для детей с ОНР.
При этом следует помнить, что игра может быть противопоказана для детей с заиканием.
Это была работа с группой детей.
• Предлагаю следующий вариант индивидуальной формы работы
с ребенком. Это нетрадиционный вариант данной игры. Такого вы не найдете в интернете. Рассмотрев внимательно карточки, можно заметить, что изображения на них разного размера – большие и маленькие. В зависимости от тематики игры можно сделать еще изображения разные по цвету. Переходим непосредственно к игре. Раздаем каждому ребенку по 6 карточек, например, и предлагаем ему сложить из них цепочку по принципу «большой – маленький одинаковый предмет – нет этого предмета». Например, большой дедушка, маленький дедушка, нет дедушки…. Если задание всем понятно, можно приступать к работе.
В данном случае, дети учатся анализировать отношения между понятиями; развивают и активизируют навыки сравнения и объединения; развивают логическое мышление; обогащают активный словарь.
• Теперь я предлагаю из статических упражнений перейти в динамику и поиграть в следующий вариант игры. Игрокам раздаются по одной карточке уже большого формата в закрытую. Один игрок становится перед ними и открывает всем свою карточку в течении 10-15 секунд. Затем этот игрок закрывает карточку, а остальные игроки открывают свои. Кто первый найдет и вспомнит одинаковую картинку на карточке у себя и у ведущего, получает балл.
• Следующий вариант игры - «Найди пару». Каждому игроку раздается карточка. ПО команде, они должны найти одинаковую картинку другого играющего и объединиться в пару. Те участники, которые быстрее объединились в пары, получает баллы. После каждого тура карточки меняются. Можно усложнить задание: объединившаяся пара получает, например, схему предложения. И игроки в данной паре должны составить одно предложение с названием общей картинки.
В результате использования игры «ДОББЛЬ» у детей с ТНР активизируется речь, дети с нарушением поведения понемногу научились сдерживать капризы, упрямство; мальчики с нарушением интеллекта садились к нам во время игры и не понимая правил, брали карточки произвольно, а мы с остальными детьми помогали найти нужное изображение.
Я считаю, что использование игры «Доббль» в работе с детьми дошкольного возраста очень интересная находка. Именно в игровой непринужденной форме дети осваивают нужные знания, учатся соблюдать правила и взаимодействовать с другими детьми.
4 Рефлексия.
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу.
Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе поднимите картинку «палец вверх»,
«палец влево»– если что-то было, конечно,
«палец вниз» – ни то, ни сё, пропащее время.
– Спасибо за работу!
«Доббль» – это динамичная, увлекательная игра, развивающая внимательность и остроту реакции. Основные правила игры развивают внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Игра Доббль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль. А также в ходе данной игры решаются задачи развития, обучения и воспитания, прописанные в ФГОС ДО.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из серий игр, которые использую в работе. Это «ДОББЛЬ», впервые появившийся в продаже в 2009 году и к настоящему времени завоевавший заслуженную популярность среди детей и взрослых, играющих в настольные игры. Прежде чем начать рассказ, поднимите, пожалуйста, руки, кто слышал об этой игре? Играл в нее? Использовал на занятии?
С логопедической точки зрения настольная игра Доббль, в первую очередь полезна для активизации речи, развития координации речи с движением, актуализации словаря детей.
Немного позже я расскажу, как даже при использовании фабричной игры можно работать над расширением и актуализацией словарного запаса, отрабатывать навыки словоизменения. Но игру можно сделать поистине великолепной, если использовать в качестве картинок специально подобранный материал: слова заданной лексической темы, определённой слоговой структуры или картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Такие игры можно найти в логопедических сообществах, а можно создавать самостоятельно.
Итак, для успешности игрового процесса дети сначала должны познакомиться с изображениями, используемыми в игре, легко их опознавать и называть. С этой целью я использую дополнительные карточки-изображения используемых в игре картинок. С ними можно провести полноценные занятия по автоматизации звуков или отработки слов определенной слоговой структуры или лексической темы.
Логические пары
Мемори
Цепочка
«Собери карту» со звоночком
«Собери карту» с колпачками
После того, дети освоились с картинками, можно переходить к классическим играм. Перед началом игры следует объяснить детям, что выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Игра «Кто больше?»
Задача игроков — набрать как можно больше карт. Раздайте каждому игроку по одной карте рубашкой вверх. Остальные карты положите стопкой в центр стола лицевой стороной вверх. По сигналу игроки переворачивают свои карточки и ищут общий предмет на своей карте и карте в центре стола. Тот, кто нашел, должен четко назвать это слово и положить карточку из центра поверх своей. Игра продолжается до тех пор, пока дети не разберут все карты в центре. Победит тот, кто собрал больше всех карт.
Игра «Кто быстрее?»
Задача игроков — избавиться от своих карт раньше остальных. Положите одну карту в центр стола рубашкой вверх. Остальные карты поделите поровну и положите стопками лицевой стороной вверх рядом с каждый ребенком. По сигналу переверните карту в центре. Дети должны найти и назвать общий элемент на своей карте и карте в центре стола. Первый, кто это сделает, кладет свою карту поверх центральной. Победит тот, кто первым переложит свои карты в центр.
Игра «Перевертыш»
Задача игроков — первым перевернуть свои карты. Разложите от 4 до 6 карточек перед игроками и одну положите в центр стола. По сигналу игроки ищут совпадение на своих карточках и центральной. Тот, кто нашел, должен четко назвать это слово и перевернуть свою карточку лицевой стороной вниз. Побеждает тот, кто первым перевернет все карточки.
Игра «Прятки»
Задача игроков — первым закрыть свои карточки. Разложите перед игроками по шесть карточек. Остальные положите стопкой в центр стола лицевой стороной вверх. По сигналу игроки ищут совпадение на своих карточках и центральной. Тот, кто нашел, должен четко назвать это слово, забрать карточку из центра и положить поверх своей. Побеждает тот, кто первым закроет все свои карточки.
Игра «Солнышко»
Задача игроков — первым сделать самый длинный лучик от солнышка. Игра подходит для трех и более игроков. Раздайте игрокам одинаковое количество карт и одну карту положите в центр стола. Дети будут выстраивать цепочки из своих карточек от центральной карты, чтобы получилось «солнышко с лучиками». Игрок должен найти и четко произнести совпадающий элемент на своей карте и центральной. После этого он кладет свою карту рядом с «солнышком», чтобы построить свой луч. Чтобы построить луч, игрок должен найти и назвать одинаковый элемент на своей карте и последней карте луча. Побеждает тот, кто первым выложит все свои карты.
Игра «Цепочки»
Задача игроков — как можно раньше положить свои карты на стол. Игра подходит для двух игроков. Раздайте игрокам равное количество карт и одну карту положите в центр стола. Игроки выкладывают свои карточки от центральной (один вправо, другой влево) и называют совпадающие изображения предметов. Побеждает тот, кто первым выложит все свои карты.
Не секрет, что и у взрослых игроков быстрее действуют руки, а слова «застревают». Именно над развитием речевой реакции, координацией зрительного восприятия и речи мы и работаем. Часто, зная правильный ответ, мы в ситуации волнения не можем быстро его дать. Поэтому настольная игра Доббль будет очень полезна будущим школьникам. При этом следует помнить, что необходимость быстрой актуализации слов в условиях стресса может быть противопоказана для детей с заиканием или с предрасположенностью к запинкам, тикам.
Спокойный вариант – для малышей и «особенных» детей.
Перед каждым ребёнком кладутся две карточки и они выбирают на них общие символы, действуя в собственном темпе. Или перед каждым ребёнком выкладывается одна карточка, а стопка кладётся в середину и дети строго по очереди ищут совпадения со своей карточкой. В поиск вовлечены все, но карточку забирает тот, чья сейчас очередь. При этом отсутствие или недостаточное развитие речи не является преградой –работаем над зрительным вниманием и формированием у малышей указательного жеста.
Игры для одного игрока
Игра «Цветок»
Задача игрока — найти одинаковые картинки на всех карточках. Разложите карточки кругом и положите в центр него еще одну. Получится «цветочек». Ребенок должен найти и назвать одинаковое изображение на карточке-лепестке и карточке-серединке. Игра закончится, когда ребенок проработает все лепестки.
Перекладываем карточки из одной стопки в другую, называя совпадающие картинки в комфортном темпе.
Дополнительные правила будут полезны для решения некоторых логопедических задач:
• Для формирования навыка правильного согласования существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ перед началом игры проговариваем с детьми, что назвав общий символ, нужно ещё и подобрать к нему нужное местоимение (дерево моё, человечек мой, губы мои, мишень моя и т.д.) и только после этого карточка окажется у игрока
• Для формирования навыка словоизменения существительных перед началом игры договариваемся, что нужно назвать не только совпадающую картинку, а словосочетание (Винительный падеж – вижу…, Предложный падеж – мечтаю о …, Творительный падеж – любуюсь …, Дательный падеж – даю …)
• Для формирования навыка правильного согласования существительных с прилагательнымиперед началом игры детям разъясняется, что к каждому символу можно подобрать прилагательное (зелёная клякса, фиолетовая птичка, красное сердце и т.д.). Карточка окажется у того игрока, который не только быстрее найдёт общие символы на карточках, но и произнесет два слова вместе (существительное плюс прилагательное)
Нестандартное использование карточек
• Для развития слухового внимания (что будет очень важно в школе, где все задания даются устно и достаточно быстро) перед игроками раскладываются 6-10 карточек и взрослый произносит: «Я загадал такую карточку, на которой есть собака и машина» (по мере овладения таким вариантом игры можно будет называть и больше символов). Побеждает тот, кто быстрее всех найдёт загаданную карточку.
• Для развития слуховой памяти предыдущий вариант игры немного изменяется – карточки находятся в существенном отдалении от детей. Дети получают задание найти такую карточку, на которой будет, например динозавр и птичка (далее и больше символов), затем пройти (покружиться на месте, обойти препятствие, проползти под преградой и т.д.) и найти загаданную карточку.
• Для развития зрительной памяти каждому игроку раздаётся по карточке и даётся время на запоминание символов на ней, затем карточки переворачиваются или сдаются взрослому. Победит тот, кто сможет вспомнить больше символов со своей карточки. Усложнить игру поможет отсрочка по времени между запоминанием и ответом.
• Для развития связной речи и умения фантазироватькаждому игроку раздаётся карточка и даётся время на придумывание рассказа с использованием слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастические рассказы с неожиданным сочетанием действующих лиц. Оценивается связность рассказа и количество использованных символов с карточки.
Выводы.
Итак, мы видим, что с помощью этой игры можно не только развивать внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрацию, распределение, устойчивость, переключение, тренировать реакцию, как двигательно-моторную, так и речевую, но и расширять и актуализировать словарный запас, отрабатывать слоговую структуру слова, автоматизировать звуки, упражнять грамматические функции словоизменения, развивать слуховое внимание и память, как зрительную, так и слуховую. В игре также идет адаптация к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переноса внимания (без «застревания» на пройденном или неудавшимся) будет важен в условиях быстро меняющихся заданий в школе.
Доббль очень увлекает и возбуждает. Дети, да и взрослые, часто не могут сдержать свои эмоции: кричат, вскакивают, забывают соблюдать правила. Однако при правильной организации игры развиваются такие качества как: стрессоустойчивость, умение регулировать собственные эмоции, переживать собственный проигрыш и радоваться за друзей. Это может пригодиться детям в школе и вообще в жизни, поможет быстрее адаптироваться к стрессовой ситуации, переживать неудачи.
|