Актуальность.
В настоящее время большинство детей находится дома, в пределах своего города или села и редко выезжают на природу. Для прогулок по лесу необходимы элементарные навыки ориентирования. Мастер-класс даёт великолепную возможность сделать первые шаги в изучении ориентирования, потренировать навыки работы с топографическими картами.
Цель - научить слушателей ориентироваться на заданной местности по топографической карте.
Задачи:
1) Изучить/повторить с детьми понятие карты, ориентирование по картам, понятие топознаков, план местности, легенду карты;
2) Провести инструктаж по ТБ во время прохождения дистанции;
3) Объяснить, как по разметкам на карте найти цифровые коды и как правильно заполнять табличку, затем расшифровать коды в ключевое слово;
4) Провести рефлексию с командами, что было сложно и легко, насколько понравился мастер-класс.
Адресность мастер-класса.
Мастер-класс разработан для детей 8 - 14 лет. Работа в группах до 12 человек.
Практическая значимость.
Мастер-класс может использоваться как дополнительная активность в лагерные смены, в школьных мероприятиях, можно адаптировать дидактический материал для любой образовательной площадки.
Оснащение для мастер-класса.
Распечатанные ламинированные топографические карты с легендой (формата А4 или А3), маршрутные карты с заданными точками (А4), таблицы для записи числовых кодов на маршруте (А5), таблица-расшифровка ключевого слова, ручки или карандаши (А5), числа-коды для расклеивания по зданиям/деревьям/заборам (формата А4, в файлах, заклеенные для защиты от дождя).
Для проведения мастер-класса нужен один помощник, умеющий ориентироваться по топрографической карте.
Предварительная работа.
Расклеить числа-коды для расклеивания по зданиям/деревьям/заборам (А4 в файлах заклеенные для защиты от дождя) в соответствии с планировкой числовых кодов (рис.2).
Ход мастер-класса.
Наставник представляет себя, знакомит наставляемых с целями и задачами мастер-класса.
Далее он всех ребят делит на 2 команды, дает им по одной большой топографической карте для изучения основных понятий. Детям помладше наставник подробно обьясняет, что такое карта, ориентирование по картам, понятие топознаков, план местности, легенду карты, точку стояния на карте. Для детей постарше - проводит опрос по знанию понятий, закрепляет их (рис 1.).
Следующий этап - проведение инструктажа по ТБ во время прохождения дистанции (какие правила соблюдать на территории образовательной площадки). В данном реализованном мастер-классе учитывалась рабочая зона, в которую нельзя заходить участникам, также наставник обговорил прохождение дистанции по тротуарам, чтобы не наступать на травяную часть образовательной площадки.
Далее наставник объясняет, что на маршрутных картах размечены несколько этапов с заданными точками - они указаны римскими цифрами (рис. 3.1-3.8), как по римским цифрам на карте найти цифровые коды и как правильно заполнять маршрутную таблицу (рис. 4), затем расшифровать коды в ключевое слово с помощью таблицы-расшифровки ключевого слова (рис. 5). Команды соревнуются между собой, кто быстрее расшифрует слово.
В данном случае зашифрованы слова «победа», «знания», «умения», «навык», «эмоции», «успех», «экспедиция», «заказник». В зависимости от уровня подготовки наставляемых, слова-маршруты составлены на 5, на 6, на 8 и на 10 букв. Наставник во время объяснения основных понятий делает вывод для себя, какой сложности маршрутную карту-слово будет выдавать командам.
Наставник и его помощник сопровождают команды младшего возраста на маршруте, чтобы корректировать ребят. Команды постарше (с 12 лет) самостоятельно пробегают по маршруту. Далее с помощью таблицы-расшифровки выписываю ключевое слово.
В конце мастер-класса наставник проводит рефлексию с командами - спрашивает, в чем были сложности прохождения дистанции, насколько понравился мастер-класс и пригодятся полученные навыки в будущем.
|