Сегодня: 10.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Мастер-класс "Русский народный костюм в стиле графического дизайна"

СКАЧАТЬ (571.7 Kb) 26.02.2023, 11:42
Иванычева Елена Владимировна
педагог дополнительного образования, МБУДО "ЦВР"

 

Основная часть
1. Постановка целей и задач перед учащимися

Для большего понимания детьми практического применения продукта этого мастер-класса, можно сразу обозначить его как оформление классного кабинета или выставки. Далее речь переводится на тему ценности сохранения культуры и традиций нашего народа и актуальности применения этих традиций в современном мире в качестве основы для изделий графического дизайна.

2. Теоретическая часть
Беседу с детьми стоит начать с пояснения особенностей такой профессии как графический дизайнер, потому что часто дети высказывают свои мечты о дизайнерской профессии, не осознавая широту специальностей данного профиля.

Если упростить, то графический дизайнер - это человек, владеющий такими навыками как изобразительное искусство, компьютерные технологии, книжная графика, и умеющий сочетать всё перечисленное в своей деятельности. Еще дизайнер – социолог, знающий тенденции потребительского спроса населения и формирующего этот спрос. К продукции данной профессии можно отнести все виды графической рекламы, оформление сайтов, витрин и печатной продукции, упаковку товаров. Графический дизайн плотно связан с промышленностью, торговлей и оформлением различных мероприятий.

? Вопрос к детям: приведите пример продукции
графического дизайна в ближайшем окружении
(обложки книг, графика на школьных рюкзаках).
Современный дизайн в нашей стране всё чаще обращается за визуализацией к народным традициям. Часто мы, например, можем видеть упаковки новогодних подарков в виде матрёшки, русской избы или сундука, поздравительный плакат со снегурочкой или жар-птицей, «шапку» сайта с русским народным орнаментом.

? Вопрос к детям: какие еще примеры «народной» рекламы вы
можете привести (стиль оформления олимпиады в России).
Далее речь заходит о конкретном задании для данного мастер-класса, а именно об изготовлении бумажных кукол, выполненных в стиле русского народного костюма. Для этого необходимо обозначить основные особенности костюмов в России, показать наглядные примеры.

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Отличительная особенность русского национального костюма — многослойность одежды, обилие национальных орнаментов в вышивке и набивных узорах на ткани. Можно перечислить, визуализируя, знакомые большинству такие детали женского костюма как рубаха и сарафан, душегрея и солоп. Отдельно можно выделить женские головные уборы – кокошник и корону, шаль и кичку. Что касается мужского костюма, форма данной разработки позволяет наиболее реалистично изобразить русского богатыря, благородного происхождения, а значит, рассматриваем рубаху, кольчугу, шлем и вооружение или стрельца в длинном кафтане.

? Вопрос к детям: какие еще элементы русского
костюма вы знаете (кафтан, картуз, валенки)
? Вопрос к детям: что отличает старинного воина знатного
происхождения в любой стране, в том числе в России,
от воина крестьянского происхождения (наличие плаща).
Именно плащ позволит нам вписать изображение богатыря в развёртку будущей куклы.
Можно добавить в тему региональный компонент, например, сделать куклу в костюме с отличительными чертами женского праздничного наряда владимирской губернии.

3. Практическая часть
Практическую работу следуем начать с напоминания детям о правилах работы с ножницами и клеем, во избежание травм.
Основой будущей куклы является её развёртка на бумаге, которая может быть обведена по шаблону или распечатана на принтере. Развёртку разрисовывают, вырезают, сворачивают в форме конуса и склеивают, получая куклу напоминающую колокольчик.
Как заявлено, данная работа имеет вариативность и разные уровни сложности.
1 уровень (самый простой) - распечатываются варианты кукол с уже нанесенным линейным рисунком лица и основных фрагментов костюма. Учащимся остаётся только дополнить рисунок узорами, сделать работу в цвете и собрать куклу. Данный уровень предполагается для учеников младших классов общеобразовательной школы.

2 уровень (средней сложности) – задается только контур будущей куклы, элементы костюма и черты лица рисуют сами дети по готовым образцам, с определённого ракурса, далее кукла, опять-таки, вырезается и склеивается. Данный уровень рассчитан на учащихся средних классов и для начинающих художников – членов Изостудии.

3 уровень (сложный) – задается форма будущей куклы, развёртка дополняется с коррекцией разворота фигуры, предлагается создать оригинальный образ. Возможно дополнение формы новыми элементами. Данный уровень предполагает работу детей с не менее чем годовым обучением в Изостудии.

Уровень сложности определяется и применением определённых материалов в работе. Так, например, непрофильным и младшим ребятам проще выполнить работу цветными карандашами и фломастерами, более опытные и старшие ребята могут расписать куклу акварельными или гуашевыми красками, применяя при этом знания актуальных для русского костюма сочетания цветов и особенности русских узоров и орнаментов. В работе можно использовать стили народных промыслов, например, дымковской игрушки или гжели.

4. Рефлексия
По окончанию работы детям предлагается устроить мини-выставку своих работ, фотосессию композиций из кукол. Можно сразу приступить к оформлению кабинета, например, сделать подвес на ниточку куклы и оформить гирлянду из кукол – колокольчиков на окнах кабинета.
Для определения степени удовлетворённости занятием детей предлагается проголосовать, например, закрепить на доске в форме цветка заранее заготовленные лепестки разного цвета. Красные лепестки означают полную удовлетворённость работой, желтые предполагают, что могло бы быть и интереснее, зелёные сигнализируют что мастер-класс «провалился». Количество лепестков определённого цвета чётко покажет успешность данного мероприятия.
Степень заинтересованности можно проверить и определением перспектив данного вида деятельности.

? Вопрос к детям: а как ещё можно использовать данную форму работы
(выполнить персонажей сказок и показать мини-спектакль,
сделать кукол в костюмах других национальностей и создать классную коллекцию).

5 Анализ педагогом проведенного мероприятия
Анализ успешности данного мероприятия частично можно провести сразу после проведения мероприятия, оценив результат практической работы детей, их активность в процессе, рефлексии. Но для закрепления информации, полученной в ходе мастер-класса, можно, например, через неделю убирая на хранение кукол или раздавая их авторам задать детям вопросы на тему графического дизайна, проверить их знания особенностей русского народного костюма.

При положительной оценки результатов опроса и практики, можно констатировать, что все поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.

6 Список используемой литературы
- Паранюшкин Р.В. «Композиция»; издательство «Феникс»; Ростов – на – Дону 2005 г.
- Андреева Анна Юрьевна; «Путешествие с севера на юг»; Издательство Паритет; 2006 год
- Дизайн для детей. сайт GeekBrains 


Категория: Блоги | Добавил: shonya2010
Просмотров: 1155 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 10.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог