Основная часть
1. Постановка целей и задач перед учащимися
Для большего понимания детьми практического применения продукта этого мастер-класса, можно сразу обозначить его как оформление классного кабинета или выставки. Далее речь переводится на тему ценности сохранения культуры и традиций нашего народа и актуальности применения этих традиций в современном мире в качестве основы для изделий графического дизайна.
2. Теоретическая часть
Беседу с детьми стоит начать с пояснения особенностей такой профессии как графический дизайнер, потому что часто дети высказывают свои мечты о дизайнерской профессии, не осознавая широту специальностей данного профиля.
Если упростить, то графический дизайнер - это человек, владеющий такими навыками как изобразительное искусство, компьютерные технологии, книжная графика, и умеющий сочетать всё перечисленное в своей деятельности. Еще дизайнер – социолог, знающий тенденции потребительского спроса населения и формирующего этот спрос. К продукции данной профессии можно отнести все виды графической рекламы, оформление сайтов, витрин и печатной продукции, упаковку товаров. Графический дизайн плотно связан с промышленностью, торговлей и оформлением различных мероприятий.
? Вопрос к детям: приведите пример продукции
графического дизайна в ближайшем окружении
(обложки книг, графика на школьных рюкзаках).
Современный дизайн в нашей стране всё чаще обращается за визуализацией к народным традициям. Часто мы, например, можем видеть упаковки новогодних подарков в виде матрёшки, русской избы или сундука, поздравительный плакат со снегурочкой или жар-птицей, «шапку» сайта с русским народным орнаментом.
? Вопрос к детям: какие еще примеры «народной» рекламы вы
можете привести (стиль оформления олимпиады в России).
Далее речь заходит о конкретном задании для данного мастер-класса, а именно об изготовлении бумажных кукол, выполненных в стиле русского народного костюма. Для этого необходимо обозначить основные особенности костюмов в России, показать наглядные примеры.
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Отличительная особенность русского национального костюма — многослойность одежды, обилие национальных орнаментов в вышивке и набивных узорах на ткани. Можно перечислить, визуализируя, знакомые большинству такие детали женского костюма как рубаха и сарафан, душегрея и солоп. Отдельно можно выделить женские головные уборы – кокошник и корону, шаль и кичку. Что касается мужского костюма, форма данной разработки позволяет наиболее реалистично изобразить русского богатыря, благородного происхождения, а значит, рассматриваем рубаху, кольчугу, шлем и вооружение или стрельца в длинном кафтане.
? Вопрос к детям: какие еще элементы русского
костюма вы знаете (кафтан, картуз, валенки)
? Вопрос к детям: что отличает старинного воина знатного
происхождения в любой стране, в том числе в России,
от воина крестьянского происхождения (наличие плаща).
Именно плащ позволит нам вписать изображение богатыря в развёртку будущей куклы.
Можно добавить в тему региональный компонент, например, сделать куклу в костюме с отличительными чертами женского праздничного наряда владимирской губернии.
3. Практическая часть
Практическую работу следуем начать с напоминания детям о правилах работы с ножницами и клеем, во избежание травм.
Основой будущей куклы является её развёртка на бумаге, которая может быть обведена по шаблону или распечатана на принтере. Развёртку разрисовывают, вырезают, сворачивают в форме конуса и склеивают, получая куклу напоминающую колокольчик.
Как заявлено, данная работа имеет вариативность и разные уровни сложности.
1 уровень (самый простой) - распечатываются варианты кукол с уже нанесенным линейным рисунком лица и основных фрагментов костюма. Учащимся остаётся только дополнить рисунок узорами, сделать работу в цвете и собрать куклу. Данный уровень предполагается для учеников младших классов общеобразовательной школы.
2 уровень (средней сложности) – задается только контур будущей куклы, элементы костюма и черты лица рисуют сами дети по готовым образцам, с определённого ракурса, далее кукла, опять-таки, вырезается и склеивается. Данный уровень рассчитан на учащихся средних классов и для начинающих художников – членов Изостудии.
3 уровень (сложный) – задается форма будущей куклы, развёртка дополняется с коррекцией разворота фигуры, предлагается создать оригинальный образ. Возможно дополнение формы новыми элементами. Данный уровень предполагает работу детей с не менее чем годовым обучением в Изостудии.
Уровень сложности определяется и применением определённых материалов в работе. Так, например, непрофильным и младшим ребятам проще выполнить работу цветными карандашами и фломастерами, более опытные и старшие ребята могут расписать куклу акварельными или гуашевыми красками, применяя при этом знания актуальных для русского костюма сочетания цветов и особенности русских узоров и орнаментов. В работе можно использовать стили народных промыслов, например, дымковской игрушки или гжели.
4. Рефлексия
По окончанию работы детям предлагается устроить мини-выставку своих работ, фотосессию композиций из кукол. Можно сразу приступить к оформлению кабинета, например, сделать подвес на ниточку куклы и оформить гирлянду из кукол – колокольчиков на окнах кабинета.
Для определения степени удовлетворённости занятием детей предлагается проголосовать, например, закрепить на доске в форме цветка заранее заготовленные лепестки разного цвета. Красные лепестки означают полную удовлетворённость работой, желтые предполагают, что могло бы быть и интереснее, зелёные сигнализируют что мастер-класс «провалился». Количество лепестков определённого цвета чётко покажет успешность данного мероприятия.
Степень заинтересованности можно проверить и определением перспектив данного вида деятельности.
? Вопрос к детям: а как ещё можно использовать данную форму работы
(выполнить персонажей сказок и показать мини-спектакль,
сделать кукол в костюмах других национальностей и создать классную коллекцию).
5 Анализ педагогом проведенного мероприятия
Анализ успешности данного мероприятия частично можно провести сразу после проведения мероприятия, оценив результат практической работы детей, их активность в процессе, рефлексии. Но для закрепления информации, полученной в ходе мастер-класса, можно, например, через неделю убирая на хранение кукол или раздавая их авторам задать детям вопросы на тему графического дизайна, проверить их знания особенностей русского народного костюма.
При положительной оценки результатов опроса и практики, можно констатировать, что все поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.
6 Список используемой литературы
- Паранюшкин Р.В. «Композиция»; издательство «Феникс»; Ростов – на – Дону 2005 г.
- Андреева Анна Юрьевна; «Путешествие с севера на юг»; Издательство Паритет; 2006 год
- Дизайн для детей. сайт GeekBrains
|