Сегодня: 11.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Мастерская мысли: строим кластеры по окружающему миру. 2 класс

СКАЧАТЬ (2.26 Mb) 11.06.2025, 23:45
Мисса Ксения Игоревна
учитель начальных классов, МПК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Мурманский педагогический колледж»

**К.И. Мисса**

# **МАСТЕРСКАЯ МЫСЛИ: СТРОИМ КЛАСТЕРЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. 2 КЛАСС**

**Методическое пособие для учителей начальных классов**

**Мурманск, 2025**

 
Содержание
1. Введение
2. **Раздел 1. Краеведение: Мурманск и Мурманская область**
- 1.1. Ассоциативный кластер «Мурманск — город за Полярным кругом»
- 1.2. Тематический кластер «Город-герой Мурманск»
- 1.3. Бумажный кластер «Животные и растения Мурманской области»
3. **Раздел 2. Культура и традиции Севера**
- 2.1. Обратный кластер «Праздники и традиции Мурманска»
- 2.2. Обратный кластер «Северная кухня»
4. **Раздел 3. Природные явления Заполярья**
- 3.1. Ассоциативный кластер «Полярный день и полярная ночь»
- 3.2. Арт-кластер «Как животные готовятся к зиме?»
5. **Раздел 4. Современный и будущий Мурманск**
- 4.1. Бумажный кластер «Памятники Мурманска»
- 4.2. Ассоциативный кластер «Будущее Мурманска»
- 4.3. Обратный кластер «Кто работает в Мурманском порту?»
6. **Раздел 5. Россия и её символы**
- 5.1. Ассоциативный кластер «Развитие и размножение животных»
- 5.2. Кластер «Москва — столица России: герб, флаг, гимн»
- 5.3. Кластер «Путешествие по Москве: достопримечательности»
- 5.4. Бумажный кластер «Московский Кремль»
- 5.5. Кластер «Санкт-Петербург — северная столица»
7. **Раздел 6. Окружающий мир: глобальный масштаб**
- 6.1. Арт-кластер «Путешествия по материкам»
- 6.2. Обратный кластер «Впереди лето»
8. Заключение
9. Список источников

Введение
Современное образование требует инновационных подходов, сочетающих передачу знаний с развитием навыков анализа, систематизации и творчества. Метод кластеров — один из таких инструментов. Он позволяет визуализировать информацию, устанавливать логические связи и активизировать познавательную деятельность учащихся.

Цель пособия:
- Предоставить педагогам готовые шаблоны и методики работы с кластерами.
- Сделать изучение окружающего мира наглядным и интерактивным.
- Соответствовать требованиям ФГОС НОО.

Преимущества кластеров:
- Упрощают усвоение сложных тем.
- Развивают критическое мышление.
- Стимулируют творчество через арт-элементы.
- Подходят для детей с разным уровнем подготовки.

Примеры заданий
1.1. Ассоциативный кластер «Мурманск — город за Полярным кругом»**
Задание:
1. В центре листа напишите «Мурманск».
2. Добавьте ветви: «Природа», «География», «Достопримечательности».
3. Заполните их примерами:
- *Природа:* северный олень, полярное сияние.
- *Достопримечательности:* памятник «Алёша», Мурманский морской порт.

3.2. Арт-кластер «Как животные готовятся к зиме?»
Задание:
1. В центре напишите тему.
2. Приклейте изображения животных (белый медведь, песец).
3. Подпишите их адаптации: «нагуливает жир», «меняет цвет шерсти».

Заключение
Пособие «Мастерская мысли» предлагает системный подход к изучению окружающего мира через кластеры. Оно помогает:
- Формировать региональную идентичность.
- Развивать метапредметные навыки.
- Экономить время педагога за счет готовых шаблонов.

Перспективы:
- Создание цифровых интерактивных кластеров.
- Расширение тематики для других предметов.

Список источников
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ.
2. ФГОС НОО (приказ Минпросвещения № 286 от 31.05.2021).
3. Телегина Т.В. «Кластеры на уроках в начальной школе».


Категория: Блоги | Добавил: kmissa
Просмотров: 69 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 11.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог