Сегодня: 21.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР (решение квадратных уравнений) (для учащихся 8-10-х классов)

СКАЧАТЬ (1.68 Mb) 08.04.2025, 16:58
Петряев Игорь Викторович
учитель математики, ЧОУ "СОШ Ступени" г. Солнечногорск Московской области
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР
(решение квадратных уравнений)
(для учащихся 8-10-х классов)

Цели и задачи:
развитие интереса к математике;
развитие логического мышления, интуиции, быстроты реакции, внимания;
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи.
Форма проведения: игра, соревнование, 4 команды (8, 9а, 9б, 10 классы)

План проведения турнира:
1. Организационный момент. Введение в турнир.
2. 1 тур «Разминка».
3. 2 тур «Вычислить дискриминант».
4. 3 тур «Составь слова…»
5. 4 тур «Один на один».
6. 5 тур «Из истории уравнений…»
7. 6 тур «Совет мудрецов»
8. 7 тур «Домашнее задание – математическая сказка»
9. Подведение итогов математического турнира.

Оборудование.
4 стола для выполнения заданий; чистые листы для выполнения заданий, ручки, калькуляторы.

Подготовка мероприятия.
Сформировать 4 команды. Выбрать капитана команды – Главного рыцаря.

Домашнее задание для команды: придумать одну красивую рыцарскую задачу, при решении которой используется квадратное уравнение. И решить эту задачу по всем правилам.
На сцене поставить 4 круглых стола, на которые положить карточки с заданиями, чистые листы для выполнения заданий, ручки, калькуляторы.

Жюри.
Из учеников и учителей - выбрать (2 ученика (9, 10 класс) + 3 учителя (2 учителя математики,1 учитель информатики).
Ведущие турнира: Чернявская Е. 10 класс и Корниенко Н. – 9б класс.

Сценарий (презентация)
На экране проектора – заставка – Математический турнир.
На сцене 2 ведущих.
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие гости и участники турнира!
«Математика – мы тебя сегодня славим…», так начинается гимн нашего сегодняшнего праздника математики, авторы слов преподаватель математики Панишева Ольга(из другой школы) и наш учитель математики Петряев И.В., а музыку и голос сгенерировал Искусственный интеллект. Давайте послушаем.
Сегодня мы впервые проводим математический турнир по аналогии с рыцарским турниром. И посвящаем мы его :
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику.

А давайте вспомним особенности рыцарских турниров?
Ведущий 2: Изначально турниры зародились, как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того, чтобы опытные участники могли показать свою доблесть.
Вводились определенные правила турнира,
выбиралось особое оружие,
турнир проходил в определенном месте,
обязательным условием было наличие зрителей,
а также вовремя турнира проходила демонстрация моды – барышни одевались как можно ярче и красивее
и рыцари выбирали себе даму сердца.

Ведущий 1: Математики на турнирах, конечно же, не скачут во весь опор на лошадях, но страсти там кипят такие, что позавидовать можно!
Что же это за турниры и каковы их правила?
Математический турнир — состязания команд, в которых нужно не только знать и любить Царицу наук, но и владеть навыками коммуникации, уметь дружить, уступать, ставить интересы команды выше своих. Важна стратегия и тактика каждого боя, каждой задачи, каждого игрока! Нужно чувствовать сильные стороны своей команды, быстро реагировать, уметь держать удар и повернуть любую ситуацию в свою пользу!

Ведущий 2:
А оружием нашим сегодня будут знания при решении квадратных уравнений.
Ведущий 1: Представляем вам 4 команды участников – 8 класс, 9а класс, 9б класс, 10класс. Представьте, пожалуйста, своих капитанов – или Главных рыцарей.
Ведущий 2: А кто же судьи? Судьями на рыцарских турнирах были наиболее уважаемые, авторитетные и опытные в военном деле дворяне. И в нашем турнире это не исключение, это уважаемые, авторитетные и опытные учителя и ученики. Я хочу представить вам членов жюри:
1. Мартиросян Артем, ученик 9б класса
2. Тутиков Роман, ученик 10 класса
3. Наталья Игоревна Журавлева, учитель математики
4. Алексей Владленович Ливенцов, учитель математики и физики
5. Валентина Васильевна Войнаровская, учитель информатики и географии, завуч школы.

Ведущий 1: Итак. Мы начинам наш турнир. Первый тур – «Разминка». Для любого начинания требуется разминка.

Все буквы в словах перепутались, вам нужно переставить их и получить слова, каждое из которых связано с заданной темой – квадратные уравнения.
Время на выполнение: 3 минуты.
КАРОРПЕВ
НЕЗААМ
НОЕКРЬ
ТИВЕ
ДЕМОТ
БОПОРД
РЕЧТЕЛХН
ТЕРАРМАП
НИДАРКМНИТИС
ВОТСУСОПЬКОН

Ведущий 1. Время закончилось, сдаем свои результаты. Проверяем и предоставляем слово жюри. Напоминаю, за каждый правильный ответ 1 балл.
Итоги: за 1й конкурс: команда 8 класса, 9а, 9б, 10 класса.
Ведущий 2. Небольшое отступление. А давайте вспомним фамилию немецкого ученого, который впервые ввёл термин “квадратное уравнение”? (1минута)
(ответ: Христиан фон ВОЛЬФ).
Ведущий 1. А кто назовет фамилию английского математика, который ввел термин“ дискриминант”? (1минута)
(ответ: Джеймс Джо́зеф Сильве́стр).
Ведущий 2. За каждый правильный ответ – дополнительный балл. Дополнительный балл – получает или не получает…
Ведущий 1. Тур 2. «Вычислить дискриминант» Время 5 минут
Напоминаю, что Дискриминант (от лат. discriminans — разделяющий, различающий). Дискриминант помогает определить, есть ли корни у уравнения и сколько?
КОМАНДА № _________

Вычислить ДИСКРИМИНАНТ Ответ
х2 – 5х +3 = 0
2х2 + 4х - 5 = 0
5 + 6х2 – 3х = 0

Ведущий 1. Время закончилось. Сдаем результаты. Пока жюри проверяет результаты - мы начинаем новый конкурс.
Ведущий 2. Тур № 3 «Составь слова…»
Из букв слова ДИСКРИМИНАНТ за 2 минуты составить как можно больше слов. Кто составит слов больше всех, получает 5 баллов, чуть меньше – 4 балла, далее 3 и 2 балла. Слова записываются на листочке. Время пошло.
Ведущий 1. Время закончилось. Сдаем листочки. Пока жюри проверяет, мы можем предложить свои варианты.
Ответ (варианты, примеры): ( Ад, ар, дар, днк, кит, ник, мак, мид, мат, сад, аист, ирис, ирак, иран, искра, санки,
Ведущий 2. такси, ириска, старик, стирка, динамик, динамит, мистика, ритмика, сатирик, министр, синдикат, странник).
Жюри, пожалуйста, ваши итоги за туры «Вычислить дискриминант» и «Составь слова»_______________
Ведущий 1 4. Тур «Один на один» Решить уравнения.
От каждой команды необходимо по 2 человека. Задание индивидуальное для каждого участника турнира.
Обращаю ваше внимание!
Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов a + b + c = 0,
То получаем корни:
Время: 5 минут.

ФИ_____________________
Задание Ответ ФИ________________________
Задание Ответ
х2 - 7х=0 х2 + 6х = 0
х2- 64=0 х2 – 81 = 0
х2 + 11х – 12 =0 х2 – 7х + 12 =0
х2 -12х + 36 = 0 х2 + 8х + 16 = 0
15х2 = 6х 20х2 = 8х
12х2 - 7х - 5 = 0 6. 11х2 - 8х - 3 = 0


Ведущий 2. Время закончилось. Просим сдать свои результаты. Жюри у вас непростое сегодня судейство – приходиться много проверять.

Ведущий 1 5 тур « Из истории уравнений». (5 мин.)

Какой древнегреческий учёный- математик внёс огромный вклад в область решения уравнений?
Устно решить уравнения. Каждому числу, корню уравнения, соответствует буква. 3 балла за правильный ответ.
1/3 х^2 = 0; 2) 4х^2 = 64; 3) 3 х^2 - 15 = 0; 4) х^2 - 27 = 0.

- 3 √3

0
- 4
√5
3 √3
- √5
4

Т

Д
О
Ф
Н
А
И
Ответ:

0
4
-4
√5
- √5
3 √3
- 3 √3


Д
И
О
Ф
А
Н
Т

Ведущий 2. ДИОФАНТ – единственный известный нам древнегреческий математик, который занимался алгеброй. Он решал различные уравнения, особое внимание уделял неопределённым уравнениям. Диофант пытался ввести буквенную символику.
Ведущий1 Следующий 6 тур «Совет мудрецов».
Вам необходимо решить 1 задачу (за нее дается 3 балла) и выполнить 2-е задание, используя теорему Виета, за которое дается 1 балл.
Задание 1: (3 балла) Произведение двух натуральных чисел больше их суммы на 77. Одно из чисел в два раза меньше другого. Найдите эти числа.
Задание 2: (1 балл) В уравнении х2 + р х - 35 = 0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент р.

Вы можете, при необходимости, задать 1 вопрос – 1 члену жюри. Только правильно задайте вопрос, чтобы помощь была рациональной. Время – 10минут.
Ведущий 2. Подводим итоги 6 тура и итог всех 6 туров. Слово жюри.

Ведущий 1 7. тур «Домашнее задание».
Мы говорили, что на турнире обязательно должна быть дама сердца. И у каждой команды это дама своя. Главный рыцарь каждой команды представьте, пожалуйста, свою даму сердца.
Ведущий 2. А теперь дама сердца представит нам домашнее задание – «Задача в стиле рыцарского средневековья, при решении которой необходимо использовать квадратное уравнение. Задача должна быть решена, т.е. представлено решение. Оценивается также художественное оформление задачи».
Начнем с команды 8 класса, далее 9а, 9б и 10 классы.
Ведущий 1: Жюри оценивают. Максимальное количество баллов – 5. Ваши оценки.
Ведущий 2: И вот пришло время подвести итоги игры. Сколько баллов получила каждая команда?
Ведущий 1:
Слово жюри для подведения итогов и награждения.

Все команды получают подарки – это «флешка» – где вы найдете видеоуроки по алгебре – 8, 9 и 10 класс, книги по математике и различные справочники по алгебре и геометрии, все, что нужно любителям математики.
Мы все прекрасно знаем, что истинный победитель это, конечно, дружба. Молодцы все! Спасибо всем. До встречи, и готовьте свои знания к следующему математическому турниру!

Фото команд на память.


Категория: Блоги | Добавил: pit24
Просмотров: 63 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог