Сегодня: 28.03.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Механизмы формирования личности

СКАЧАТЬ (256.8 Kb) 07.03.2025, 10:27
Иевлева Ирина Васильевна
Педагог-психолог, МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Формирование личности - процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний,умений, способов действия. Ведь речь идёт о процессе переживания или проживания, который происходит только в реальной жизни человека, формируется во внешнем пространстве общественных отношений. По образному выражению А.Н.Леонтьева, личность «рождается» дважды. Приведу пример, который широко известен под названием «горькая конфета».

Ребёнок – дошкольник получает практически невыполнимое задание: достать удалённую вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребёнком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребёнок встаёт, берёт предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребёнок отказывается от неё, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Ребёнок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов:взять вещь, а другой стороны- выполнить условие взрослого. Отказ и слёзы ребёнка – свидетельство того,что процесс освоения социальных норм и соподчинение мотивов уже начался…

Рассмотрим механизмы формирования личности, и первый механизм - сдвиг мотива на цель.

В первые годы воспитание ребёнка состоит в основном из привития ему норм поведения. Как это происходит? Ребенок имеет потребность в общении с матерью, хочет быть с ней, говорить с ней, играть, и удивляться вместе с ней, искать у нее защиты и сочувствия. Но у него нет побуждений быть вежливым и внимательным к другим, сдерживать себя, отказывать себе в чем- либо и т.п. Однако мать ласково и настойчиво требует выполнения правил. Еще до года ребенок узнает, что ему можно, а что нельзя, что вызывает улыбку и одобрение матери, а что - строгое лицо и слово «нельзя». Будни воспитания дошкольника наполнены требованиями: «скажи здравствуй», «скажи спасибо», «отворачивайся, когда чихаешь», «не отнимай», «поделись», «уступи место», «не обижай маленького» и т.д. Первоначально ребенок выполняет требования матери, чтобы продолжать испытывать радость общения с ней, то есть требования матери освещены для ребёнка личностным смыслом, ибо они прямо связаны с предметом его потребности – контактом с матерью. Это, конечно, положительный смысл, так как общение с ней – радость. Первоначально он и выполняет её требования, чтобы продолжать испытывать эту радость. Ребёнок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). С какого - то момента ребенок начинает сам получать удовольствие, когда поступает правильно. Чтобы понять механизм, представьте себе что предмет освещается из какого- то источника и светится отраженным светом; но предмет этот обладает особым свойством: по мере накопления света он начинает светится сам! Но если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, приносит огорчения, то весь механизм не работает, правильного воспитания личности не происходит.

Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удаётся сочетать требовательность и доброту,- доброту обязательно! Ничего нельзя добиться требованиями и наказаниями, «страх наказания» - плохой помощник в воспитании. Если речь идёт о воспитании личности, то этот путь, который полностью себя дискредитирует. По наблюдению педагога и психолога П.Лесгафта «нормальный» характер (добродушный) детей формируется в семьях, где существует атмосфера спокойствия, любви и внимания, но где ребенка не изнеживают и не балуют. «Аномальный» (злостно – забитый) характер, тот чертами которого является озлобленность, злорадство, равнодушие к требованиям и порицаниям окружающих. Как выяснилось, такие дети вырастают в условиях чрезмерной строгости, придирчивости и несправедливости. Воспитание личности - это не выработка условных рефлексов при помощи поощрения или наказания, а нечто гораздо большее!

Далеко не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль принадлежит механизму идентификации, то есть через личный пример, подражание.

Приведу на этот счет очень яркие и психологически точные слова А.С.Макаренко: «Не думайте что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь,читаете газету – всё это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

С возрастом расширяется круг лиц, из которых выбирается образец – объект идентификации. Им может стать предводитель компании, учитель, просто знакомый взрослый, литературный герой, герой войны, известный современник (артист или модель) или герой прошлого. Этот механизм облегчает вхождение ребёнка, подростка, молодого человека в новую социальную позицию, новые отношения, образует новые структуры в личности. Обнаружено, что дети, которые в дошкольном возрасте мало играли в ролевые игры и тем самым мало воспроизводили поведение взрослых, хуже адаптируются к социальным условиям.

Наверно, излишне говорить, как облегчается внутренняя жизнь и развитие личности молодого человека и даже взрослого человека, если он имеет живой образец для подражания в отношении серьёзности, преданности делу, творческой напряжённости, общей жизненной позиции. Рано или поздно «образец» теряет свою притягательность и субъективную значимость. Это вполне естественно: развивающаяся личность восприняла от образца нечто очень важное и нужное, но у неё свой путь.

Перейдём к третьему механизму – принятия и освоения социальных ролей. Это и роль дошкольника, ученика первого класса, и роль члена дворовой или спортивной команды, и роль бухгалтера, учёного, матери ,мужчины или женщины и т.п. О позициях или ролях мечтают: дошкольник мечтает стать школьником, солдат – генералом, спортсмен – чемпионом. При этом существенную роль занимают представления о том, «как я буду выглядеть», то есть внешние регалии, признаки, символы позиции: школьная форма, мундир и погоны, пьедестал и медаль чемпиона. Очень важный психологический момент – стремление предстать перед другими в новом виде, новой роли. Нередко человек срастается с ролью, она становится частью его личности, частью его «Я». Увольнение с работы, дисквалификация спортсменов, срывание погон с офицера – подобные случаи обычно переживаются как утрата части своей личности, «обезроливания». Одни люди становятся ригидны, блекнут, лишённые привычной социальной почвы, а некоторые лица обнаруживают в этом отношении большую гибкость – они быстро находят себя в новых позициях. Феноменология социальной роли заключается в том, что освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

Яркий пример описан А.С.Макаренко в «Педагогической поэме». Как он однажды поручил одному из воспитанников (вору с хорошим стажем) довезти крупную сумму общественных денег. Макаренко, конечно, понимал, что это очень рискованный шаг: представленный самому себе, подросток мог в любой момент скрыться вместе с деньгами. Порученная миссия глубоко потрясла подростка. Он вдруг почувствовал себя другим человеком- человеком, которому можно доверять, на которого можно положиться. Впоследствии он стал одним из близких помощников Макаренко в воспитании других ребят.

В ходе освоения и выполнения ролей появляются новые мотивы, происходит их соподчинение (все другие мотивы подчиняются одному), видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений. Подводя итог, замечу, что все рассмотренные механизмы названы стихийными механизмами формирования личности, потому что субъект не осознаёт их и сознательно ими не управляет. В следующей теме мы обратимся к самосознанию, появление которого означает «второе рождение» личности.


Категория: Блоги | Добавил: ИевлеваИВ
Просмотров: 57 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
IV Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
IX Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
XXV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог