В современном мире традиционные педагогические методы не совсем актуальны, так как они дают готовые знания, учат детей мыслить шаблонами и стереотипами, а цель современного образования – развивать творческие способности. Одним из способов такого развития,является использование креативных заданий. Именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, так как предполагают создание ребенком собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т. д., такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Существуют разные технологии креативного мышления. Рассмотрим одну из них.
Метод «Шесть шляп мышления» - это метод ролевой игры. Ребенок, надевая шляпу конкретного цвета, играет заданную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения.
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Затем каждый ребенок или группа получают шляпу определенного цвета.
Цвет шляпы задает направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. В этой шляпе можно использовать только факты.
Желтая — солнечная, позитивная. Обладатели этой шляпы ищут только положительные моменты.
Черная — негативная, отрицающая. Эти участники, напротив, должны сомневаться и искать контраргументы.
Красная — эмоции, страсть. Здесь же высказывается только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники в этой шляпе ищут новые решения заданной проблемы, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — оценочная. Здесь находятся эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Мной данный метод применяется обычно после прохождения определенной темы для закрепления пройденного материала.
После изучения темы, например, «Строение цветка, учитель предлагает для групп следующие задания:
Белая — факты о цветке, его строении, выполняемых функциях роли в жизни растения.
Желтая — найти аргументы, почему цветок наиболее нужная часть растения.
Черная — найти негативные стороны цветка, сомневаться в его важности.
Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях при рассматривании цветов.
Зеленая — предложить необычные варианты цветов у растений, или необычное использование цветов.
Синяя — эксперты.
Данная методика помогает детям проявить свои творческие способности и легче запомнить материал. Кроме того она легко усваиваемая и применимая методика, как у младших школьников, так и у старшего звена. Ещё одним несомненным плюсом, является возможность менять направление мысли, надевая шляпу другого цвета, то есть ребенок учится находить решение проблемы, рассматривая ее с другого ракурса. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление. С моей точки зрения, значимым является еще один «плюс»: метод дает возможность каждому педагогу проявить свои творческие возможности, создать свои авторские педагогические приемы.
|