Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка: Аппликация и игры "Дикие животные" как средство познавательного развития и творческого самовыражения детей с нар сл

СКАЧАТЬ (830.7 Kb) 09.05.2022, 04:16
Бакиева Марина Владимировна
воспитатель, КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ 1"
 Методическая разработка «Аппликация как средство эмоционального и творческого самовыражения детей с нарушениями слуха» актуальна для современного уровня образовательной деятельности в системе дошкольного образования. Изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха, а также детей после кохлеарной имплантации  — одно из наиболее доступных средств эстетического воспитания. При отсутствии специального обучения эти дети овладевают изобразительной деятельностью с большим опозданием. Их продуктивные виды работы отличается примитивностью, стандартностью, бедностью содержания.

Целью данной методической разработки является создание условий для познавательного, эмоционального и творческого самовыражения детей с ОВЗ через детскую аппликацию с применением нетрадиционных способов выполнения (обрывания), ТРИЗ-технологий, мнемотаблиц, плана этапов реализации детской деятельности.

 Нетрадиционные методы привлекают своей простотой, доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.  Они играют важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, в тоже время положительно влияет на развитие эмоций, сопровождающих процесс рисования, лепки, аппликации, оказывают лечебное воздействие   на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные силы.

Благодаря применению в работе с неслышащими детьми нетрадиционных способов изобразительной деятельности, мы прививаем интерес к аппликации, вызывать желание вырезать, обрывать, наклеивать, создавать аппликативные образы, формируем навыки ориентировки на плоскости, точности глазомера, мелкой моторики, усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму.

В создании методической разработки применяются мнемотаблицы, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов (Приложение), а в качестве одной из главных технологий используется игровая технология, позволяющая в доступной форме с учетом индивидуальных особенностей, психофизического развития каждого ребенка провести с ним подготовительную работу, например, по накоплению базовых знаний о диких животных с последующим использованием их для выполнения аппликации.

Создание условий для познавательного, эмоционального и творческого самовыражения детей с ОВЗ через детскую аппликацию «Дикие животные», с применением нетрадиционных способов выполнения (обрывания), может служить пример алгоритма действий выполнения аппликации «Поможем лисичке».

1. Определяем планируемые результаты:
Предметные
•   уметь различать и называть диких животных, их отличие;
•   уметь называть части тела животного;
•   уметь производить действия по схеме с бумагой, ножницами, клеем, делать вывод;
•      уметь сравнивать предметы по высоте и длине;
•   уметь ориентироваться в пространстве;
•   уметь двигаться в пространстве в заданном направлении;
•   уметь обводить шаблоны, вырезывать по контуру и наклеивать деталь.
•   уметь из бумаги передавать образ лисицы, её характерные особенности способом обрывной аппликации.     
Метапредметные:
•   систематизировать и обобщать имеющиеся знания, формировать целостное восприятие изучаемого материала;
•   определять цель и задачу деятельности на занятии, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои действия и их результаты;
•   понимать и выполнять задания педагога.
     Личностные:
•   проявлять интерес к предмету;
•   использовать слуховые возможности: воспринимать речь окружающих на слух, в том числе, шепотную;
•   контролировать собственную речь и речь сверстников, исправлять ошибки в речи собеседника;
•   выражать свои эмоции на занятии;
•   выполнять движения крупной и мелкой моторики, требующие навыков координации;
•   уметь объяснять свои действия;
•   участвовать в осуществлении общей цели.
•          подводить итог собственной деятельности.

2. Подбираем материал - количеством животных (разные по форме, размеру, части животных-как разные геометрические фигуры) и необходимыми ресурсами: оформление элементами «леса» (макет), игрушки диких животных, шаблоны диких животных, разноцветная бумага, аудиозаписи леса, план, мнемотаблица по ТРИЗ, презентация/видеофрагменты о диких животных.

3. Продумываем речевой материал: поздоровайтесь, попрощайтесь, привет, пока. Что будем делать? Будем говорить, слушать, читать, вырезывать, наклеивать, писать. Кто это? Это лиса. Дикое, домашнее животное. Где живет?

4. Проводим подготовительную работу в игровой форме. По теме «Дикие животные» следует использовать (на выбор) такие настольные развивающие игры как: «Животные и их детёныши», домино «Зоопарк», лото «Дикие животные», «Животные России»,  «В лесу», «Найди животное», «Про животных», «Эти забавные животные», «Помоги животным найти свой дом»» (игра на классификацию). Данные игры помогают детям развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего, закреплять сенсорные способности, учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Театрализованные игры (на выбор): «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», способствующие развитию самостоятельности детей в организации театрализованных игр, распределению между собой обязанности и роли, творческой самостоятельности, эстетическому вкусу в передаче образа, артистическим навыкам.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность творческому воображению. Из опыта работы наиболее интересны следующие игры: «Накормим лисичку» (цель: способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, «В гостях у животных» (цель: продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты),  «Зоопарк», «Больница для животных» (цель: научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив и расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных).   

Игры с песком: «Необычные следы», «Угадай следы на песке», «Где спрятались животные».
На развитие координации, ориентации в пространстве, развитие координации слов с движениями, работы над темпом и ритмом речи, обогащение двигательного опыта детей. воспитание желания выразительно двигаться незаменимы подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Лиса и зайцы» Хороводная игра «На лесной опушке собрались зверушки». Можно использовать увлекательные для детей физминутки.

У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам, рукам)

Не следует исключать и чтение художественной литературы: В. Бианки «Лис и мышонок», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Русские народные сказки про лису: «Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова), «Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова), «Заюшкина избушка», «Топтыгин и Лиса», «Лиса и Журавль» и другие.

5. Когда у ребенка сформирован определенный багаж знаний и представление о животном (о цвете, форме тела, образе жизни, повадках), можно приступать к аппликации.

Момент сюрприза, интриги, способствует мотивации к действию. Например,
- Что это за звук? Где звучит? Почему такой звук?
-Мы попали с вами в лес. Пошли посмотрим, что тут происходит.

 
Это животное.
Какого цвета?   Как…

оранжевого

Как кто?
Белка
 
морковь
любит рыбу  
 

Но не
кошка
живет в лесу  в берлоге
 
Кто это?
Это……
Разложены шаблоны с дикими животными, дети называют их. Одного шаблона (лисы) не хватает.

-Давайте подумаем, кого, а вот и подсказка нам.
-Верно, мы будем с вами говорить о диком животном-лисе.
Что вы знаете о лисе?
Слышится плач.

Один шаблон (лиса) без хвоста, дети догадываются и предлагают помочь лисичке.
Ой, а кто это, почему нет хвоста?
-Давайте спросим у лисички.
-Лисичка, а где твой хвостик?
Лисичка отвечает:
-Потеряла, помогите найти его.
Помогая лисичке, воспитанники выполняют аппликацию, с использованием плана (Приложение)
 
6. Проводим  рефлексию.
- Как много мы сегодня успели.
- Что мы делали? Зачем? Подпишите свои работы.
- Вам понравилось работать по плану?
- Ребята, мы помогли лисичке, она всем говорит «Спасибо!», «До свидания!».
- Вы все молодцы. Спасибо.
- Мы играли, вырезали, рвали бумагу, наклеивали, помогали лисичке найти хвост


- До свидания.

7. Анализируем полученные результаты и сравниваем их с ранее планируемыми результатами.
Данный методический материал можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми с различными нарушениями слуха (в том числе и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Используемая литература:
  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС, Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014.
  2. Н.И. Белова Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Просвещение, 1985
  3. ФГОС, Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014.
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008
  5. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005

Приложение № 1 


Категория: Блоги | Добавил: marinatrunina
Просмотров: 346 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог