Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка «Материалы для мониторинга грамотности чтения в 8 классе»

СКАЧАТЬ (33.7 Kb) 07.05.2021, 14:20
Рыбкина Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №11" город Байкальск
Рыбкина Наталья Викторовна.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №11» г.Байкальска, Слюдянского района
 
Авторская методическая разработка
«Материалы для мониторинга грамотности чтения в 8 классе»
Данная авторская методическая разработка включает тексты, к которым приведены задания, направленные на оценку умений читать и понимать прочитанное; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

В работе оценивается сформированность трех видов умений:
 1-я группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста; поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде; формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

 2-я группа умений включает в себя также работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, включают анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте; формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.

 3-я группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Автор разработала критериальную таблицу, по которой можно определить уровень читательской грамотности.

Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст № 1
Ложные имена
Мир цирка - волшебный во всех отношениях.
В цирке если уж музыка играет, то она такая громкая, праздничная, что хочется или в пляс пуститься, или запеть на весь цирк.

Наша обычная жизнь-всего лишь тень циркового карнавала. А цирк - это ожившая сказка, ставшая взаправдашней детская мечта. В цирке всегда празднично, сказочно, как бы нереально, вот почему артисты цирка часто выступают не под своими настоящими именами, а под псевдонимами. Что такое псевдоним? Ложное, вымышленное имя. К псевдонимам прибегали для того, чтобы заменить свои настоящие, иногда неблагозвучные, фамилию и имя на более эффектные, привлекающие внимание.

Представьте себе: вы сидите в зрительном зале цирка, и вдруг объявляют:
«На арену вызывается иллюзионист Курочкин!», или: « Сейчас выступит акробатическая семья Мотькиных!». Нелепо как-то звучит. То ли дело, когда вы узнаете, что сейчас своим искусством нас поразит артист Джиованни, или Польди, или Гарди. Красиво и удивительно…
Иностранные имена и фамилии в качестве псевдонимов были особенно популярны в России до 1917 года. Например, велофигуристы и мотогонщики братья Свистуновы носили псевдоним Морено, а клоун Максим Федоров- Макс.

Часто псевдонимы составлялись из начальных букв или слогов настоящих имен и фамилий артистов: Кольпетти- Коля и Петя, Валези- Валя, Леля, Зина, ЭСВЭ- Сысоев Владимир.
В отдельных случаях псевдоним выбирался в соответствии с характером исполняемого номера. Иллюзионисты в восточном стиле брали «восточные» псевдонимы: Алли Вад (А. Вадимов), Бен-Али (Д. Лонго). Атлеты хотели подчеркнуть свою силу и мужество -например, Сокол (А.Садоха и А. Капитонов).

Иногда псевдонимы происходили от той маски-образа, которую играл артист: Бим - Бом, Карандаш, Свистулькин, Сенечка Редькин, Кисель и Клюква. Это все цирковые псевдонимы.
Бывают случаи, когда артисты выбирали себе ложное имя, потому что оно было звучно, кратко: Кио (Э. Гиршфельд-Ренат), Мар ( С.М. Марчес), а кто-то брал псевдоним по названию места своего первого выступления, как это сделал наездник П. Леонов, став Орловым ( от города Орел).

…Говорят, что когда человек меняет свое имя, жизнь его меняется к лучшему. Может быть, поэтому циркачи так любят вымышленные имена, что хотят, чтобы однообразные будни стали похожими на цирк, на щедрый феерический праздник?
Детская энциклопедия (стр.234-235; М., Просвещение 2003 год)

Текст № 2
Псевдонимы Антона Павловича Чехова
Многие писатели и поэты по разным причинам печатали свои произведения под псевдонимом. Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов.

Зачем А.П. Чехов берет себе псевдонимы? У него было два брата, Александр и Михаил, они тоже выступали в печати: у первого из них инициалы были те же, что у Антона Павловича.
"Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны разные клички" писал Чехов Билибину.
Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у А. П. Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.

В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; и др.

Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Исследователи литературного наследия писателя полагают, что псевдоним Антоша Чехонте возник, когда Чехов учился в таганрогской гимназии, где законоучитель гимназии Ф.П. Покровский любил переиначивать фамилии учеников.

Происхождение псевдонима Брат моего брата исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: «Ан. П. Чехов». А потом стал подписываться Брат моего брата.

Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.

Несмотря на то, что свои произведения Антон Павлович подписывал разными именами, ни один из псевдонимов не «прижился» в его творчестве. Он вошел в отечественную и мировую литературу под своим именем.

Текст № 3
Значение псевдонима в жизни человека
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы живут своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: "Почему у вас странный псевдоним?" Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: "Это, наверное, плохо". На что Горький ответил: "Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо - тут уж никто не поможет…"

Задания
1. Почему текст назван « Ложные имена»? Приведи свое объяснение.
Объяснение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое псевдоним? Почему артисты цирка выбирают себе ложные имена?
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На примере текстов покажите, как образуются псевдонимы.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какую профессию в молодости (врача или писателя) А.П. Чехов считал основной? Объясните.
Объяснение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие псевдонимы А.П. Чехова имели только комический эффект и встречались редко, а какие встречались чаще?
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Познакомьтесь с точкой зрения семиклассника Иванова Александра:

«Я считаю, что псевдоним может сделать жизнь человека несчастной, поэтому не стоит менять имя, которое человеку дано при рождении».

Что меняется в жизни человека, которой взял себе псевдоним? Используя информацию из текстов привести аргументы, которые Иванов Александр мог бы привести, защищая свою правоту.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. На примере предложенных вашему вниманию текстов подтвердите или опровергните данную точку зрения:
Политические лидеры двадцатого столетия иногда изменяли свои имена на более звучные и запоминающиеся псевдонимы. Одним из них является Иосиф Виссарионович Джугашвили, известный нам как Сталин. Происхождение псевдонима связывают с древнегрузинским словом “джуга» - «сталь”. Многие историки сходятся во мнении, что такое имя он выбрал не случайно, так как оно является отражением характера Вождя народов.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В текстах говорится о разном влиянии ложного имени на судьбу человека. Какие положительные и отрицательные последствия возникают в жизни человека, когда он меняет своё имя?
Положительное: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательное: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критериальная таблица.
 

задания
Группа умений.
Описание группы умений
Проверяемое умение Тип задания Баллы за задание
1  Общее понимание текста, ориентация в нем
 
Определять главную мысль текста КО 1 балл
1 балл- семиклассник поясняет,  почему текст назван «Ложные имена» (артисты цирка часто выступают  не под своими настоящими именами,  под псевдонимами «ложными именами»). Отсюда и название текста - « Ложные имена».
0 баллов - семиклассник не дает правильного ответа или вообще не может на него ответить.

2
Общее понимание текста, ориентация в нем. Анализировать информацию научно-популярного текста   для интерпретации значения  понятия  «псевдоним» КО 1 балл
1 балл- семиклассник дает определение понятию «псевдоним» (вымышленное имя), поясняет, почему артисты выбирают себе ложные имена. К псевдонимам прибегали для того, чтобы заменить свои настоящие, иногда неблагозвучные, фамилию и имя на более эффектные, привлекающие внимание.
0 баллов - семиклассник не дает объяснения понятию « Ложное имя» и не поясняет, почему артисты цирка выбирают себе псевдонимы.

3
Глубокое и детальное понимание содержания всех текстов, объединенных единой темой. Сопоставлять информацию из 3-х текстов по заданным основаниям. РО 2 балла
2 балла - семиклассник сопоставляет информацию из трех текстов:
 1 текст -  Артисты цирка заменяли свои неблагозвучные фамилии на более эффектные; в отдельных случаях псевдоним выбирался в соответствии с характером исполняемого номера. Иногда псевдонимы происходили от той маски-образа, которую играл артист; бывали  случаи, когда артисты выбирали себе ложное имя, потому что оно было кратко;
2 текст -     У А.П.Чехова был  брат  Александр, он тоже выступал в печати и имел те же инициалы, что и Антон Павлович, поэтому приходились подписывать свои произведения разными псевдонимами.
3 текст-   Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс,   потому что  в литературе был известен поэт Сосюра. 
1 балл- семиклассник дает неполное  объяснение, например,  что артисты цирка заменяли свои имена на более благозвучные; или  А.П. Чехов имел брата с теми же инициалами, что и у него ( чтобы не было путаницы)
0 баллов - семиклассник дает другое объяснение или вообще не может ответить на вопрос. 

4
Общее понимание текста, ориентация в тексте Выявлять информацию, заданную в неявном виде КО 1 балл
1 балл- семиклассник на основе текста выявляет скрытую информацию о том, что профессия врача для него была главной (основной): «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны разные клички"
0 баллов - семиклассники не дают правильного ответа.
5 Общее понимание текста, ориентация в нем. Находить в тексте заданную информацию ВО 1 балл
1 балл - псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.
Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста.
0 баллов - семиклассник называет только псевдоним Антоша Чехонте или вообще не дает ответа.
6 Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из текстов для формулировки и обоснования своей точки зрения РО 2 балла
    Речевое оформление ответов может быть  различным, но содержательно ответы должны   отражать информацию текста следующим образом:
 2 балла - Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. (Ученик поясняет эти слова)
1 балл- семиклассник сообщает эту информацию,  но не поясняет её.
0 баллов - семиклассник дает неправильный ответ.

 
   7 Использование информации из текстов для различных целей Использовать информацию из текстов для формулировки и обоснования  определенной точки зрения РО 2 балла
  Речевое оформление ответов может быть  различным, но содержательно ответы должны   отражать информацию текста следующим образом:
2 балла
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу.  Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере. Поэтому мнение историков оправдано.
( ученик поясняет свою точку зрения)
1 балл- семиклассник только сообщает информацию из текста, но  не поясняет её.
0 баллов – семиклассник не дает правильного ответа

 
8 Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Соотносить содержание прочитанных текстов с содержанием приведенного высказывания с целью выбора соответствующих суждений. РО 2 балла
Речевое оформление ответов может быть  различным, но содержательно ответы должны   отражать информацию текста следующим образом:
2 балла-
Положительное:
  1.  Говорят, что когда человек меняет свое имя, жизнь его меняется к лучшему. Может быть, поэтому циркачи так любят  вымышленные имена, что хотят, чтобы однообразные будни стали похожими на цирк, на щедрый феерический праздник?
  2. Чтобы не было совпадения с подписью брата  при написании инициалов у А.П. Чехова.
  3. При принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. (Этот факт можно отнести и к отрицательным последствиям)
Отрицательное:
  1. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь.
  2. Выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.
1 балл – семиклассник называет только положительные последствия или только отрицательные
0 баллов - семиклассник вообще не отвечает на этот вопрос


Категория: Блоги | Добавил: Ната-1975
Просмотров: 432 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог