Сегодня: 24.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка «Материалы для мониторинга грамотности чтения в 8 классе»

СКАЧАТЬ (33.7 Kb) 07.05.2021, 14:20
Рыбкина Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №11" город Байкальск
Рыбкина Наталья Викторовна.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №11» г.Байкальска, Слюдянского района
 
Авторская методическая разработка
«Материалы для мониторинга грамотности чтения в 8 классе»
Данная авторская методическая разработка включает тексты, к которым приведены задания, направленные на оценку умений читать и понимать прочитанное; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

В работе оценивается сформированность трех видов умений:
 1-я группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие: определение основной идеи текста; поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде; формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

 2-я группа умений включает в себя также работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, включают анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте; формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.

 3-я группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Автор разработала критериальную таблицу, по которой можно определить уровень читательской грамотности.

Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст № 1
Ложные имена
Мир цирка - волшебный во всех отношениях.
В цирке если уж музыка играет, то она такая громкая, праздничная, что хочется или в пляс пуститься, или запеть на весь цирк.

Наша обычная жизнь-всего лишь тень циркового карнавала. А цирк - это ожившая сказка, ставшая взаправдашней детская мечта. В цирке всегда празднично, сказочно, как бы нереально, вот почему артисты цирка часто выступают не под своими настоящими именами, а под псевдонимами. Что такое псевдоним? Ложное, вымышленное имя. К псевдонимам прибегали для того, чтобы заменить свои настоящие, иногда неблагозвучные, фамилию и имя на более эффектные, привлекающие внимание.

Представьте себе: вы сидите в зрительном зале цирка, и вдруг объявляют:
«На арену вызывается иллюзионист Курочкин!», или: « Сейчас выступит акробатическая семья Мотькиных!». Нелепо как-то звучит. То ли дело, когда вы узнаете, что сейчас своим искусством нас поразит артист Джиованни, или Польди, или Гарди. Красиво и удивительно…
Иностранные имена и фамилии в качестве псевдонимов были особенно популярны в России до 1917 года. Например, велофигуристы и мотогонщики братья Свистуновы носили псевдоним Морено, а клоун Максим Федоров- Макс.

Часто псевдонимы составлялись из начальных букв или слогов настоящих имен и фамилий артистов: Кольпетти- Коля и Петя, Валези- Валя, Леля, Зина, ЭСВЭ- Сысоев Владимир.
В отдельных случаях псевдоним выбирался в соответствии с характером исполняемого номера. Иллюзионисты в восточном стиле брали «восточные» псевдонимы: Алли Вад (А. Вадимов), Бен-Али (Д. Лонго). Атлеты хотели подчеркнуть свою силу и мужество -например, Сокол (А.Садоха и А. Капитонов).

Иногда псевдонимы происходили от той маски-образа, которую играл артист: Бим - Бом, Карандаш, Свистулькин, Сенечка Редькин, Кисель и Клюква. Это все цирковые псевдонимы.
Бывают случаи, когда артисты выбирали себе ложное имя, потому что оно было звучно, кратко: Кио (Э. Гиршфельд-Ренат), Мар ( С.М. Марчес), а кто-то брал псевдоним по названию места своего первого выступления, как это сделал наездник П. Леонов, став Орловым ( от города Орел).

…Говорят, что когда человек меняет свое имя, жизнь его меняется к лучшему. Может быть, поэтому циркачи так любят вымышленные имена, что хотят, чтобы однообразные будни стали похожими на цирк, на щедрый феерический праздник?
Детская энциклопедия (стр.234-235; М., Просвещение 2003 год)

Текст № 2
Псевдонимы Антона Павловича Чехова
Многие писатели и поэты по разным причинам печатали свои произведения под псевдонимом. Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов.

Зачем А.П. Чехов берет себе псевдонимы? У него было два брата, Александр и Михаил, они тоже выступали в печати: у первого из них инициалы были те же, что у Антона Павловича.
"Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны разные клички" писал Чехов Билибину.
Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у А. П. Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.

В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; и др.

Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Исследователи литературного наследия писателя полагают, что псевдоним Антоша Чехонте возник, когда Чехов учился в таганрогской гимназии, где законоучитель гимназии Ф.П. Покровский любил переиначивать фамилии учеников.

Происхождение псевдонима Брат моего брата исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: «Ан. П. Чехов». А потом стал подписываться Брат моего брата.

Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.

Несмотря на то, что свои произведения Антон Павлович подписывал разными именами, ни один из псевдонимов не «прижился» в его творчестве. Он вошел в отечественную и мировую литературу под своим именем.

Текст № 3
Значение псевдонима в жизни человека
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.

Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ.

Псевдонимы живут своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: "Почему у вас странный псевдоним?" Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: "Это, наверное, плохо". На что Горький ответил: "Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо - тут уж никто не поможет…"

Задания
1. Почему текст назван « Ложные имена»? Приведи свое объяснение.
Объяснение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое псевдоним? Почему артисты цирка выбирают себе ложные имена?
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На примере текстов покажите, как образуются псевдонимы.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какую профессию в молодости (врача или писателя) А.П. Чехов считал основной? Объясните.
Объяснение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие псевдонимы А.П. Чехова имели только комический эффект и встречались редко, а какие встречались чаще?
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Познакомьтесь с точкой зрения семиклассника Иванова Александра:

«Я считаю, что псевдоним может сделать жизнь человека несчастной, поэтому не стоит менять имя, которое человеку дано при рождении».

Что меняется в жизни человека, которой взял себе псевдоним? Используя информацию из текстов привести аргументы, которые Иванов Александр мог бы привести, защищая свою правоту.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. На примере предложенных вашему вниманию текстов подтвердите или опровергните данную точку зрения:
Политические лидеры двадцатого столетия иногда изменяли свои имена на более звучные и запоминающиеся псевдонимы. Одним из них является Иосиф Виссарионович Джугашвили, известный нам как Сталин. Происхождение псевдонима связывают с древнегрузинским словом “джуга» - «сталь”. Многие историки сходятся во мнении, что такое имя он выбрал не случайно, так как оно является отражением характера Вождя народов.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В текстах говорится о разном влиянии ложного имени на судьбу человека. Какие положительные и отрицательные последствия возникают в жизни человека, когда он меняет своё имя?
Положительное: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательное: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критериальная таблица.
 

задания
Группа умений.
Описание группы умений
Проверяемое умение Тип задания Баллы за задание
1  Общее понимание текста, ориентация в нем
 
Определять главную мысль текста КО 1 балл
1 балл- семиклассник поясняет,  почему текст назван «Ложные имена» (артисты цирка часто выступают  не под своими настоящими именами,  под псевдонимами «ложными именами»). Отсюда и название текста - « Ложные имена».
0 баллов - семиклассник не дает правильного ответа или вообще не может на него ответить.

2
Общее понимание текста, ориентация в нем. Анализировать информацию научно-популярного текста   для интерпретации значения  понятия  «псевдоним» КО 1 балл
1 балл- семиклассник дает определение понятию «псевдоним» (вымышленное имя), поясняет, почему артисты выбирают себе ложные имена. К псевдонимам прибегали для того, чтобы заменить свои настоящие, иногда неблагозвучные, фамилию и имя на более эффектные, привлекающие внимание.
0 баллов - семиклассник не дает объяснения понятию « Ложное имя» и не поясняет, почему артисты цирка выбирают себе псевдонимы.

3
Глубокое и детальное понимание содержания всех текстов, объединенных единой темой. Сопоставлять информацию из 3-х текстов по заданным основаниям. РО 2 балла
2 балла - семиклассник сопоставляет информацию из трех текстов:
 1 текст -  Артисты цирка заменяли свои неблагозвучные фамилии на более эффектные; в отдельных случаях псевдоним выбирался в соответствии с характером исполняемого номера. Иногда псевдонимы происходили от той маски-образа, которую играл артист; бывали  случаи, когда артисты выбирали себе ложное имя, потому что оно было кратко;
2 текст -     У А.П.Чехова был  брат  Александр, он тоже выступал в печати и имел те же инициалы, что и Антон Павлович, поэтому приходились подписывать свои произведения разными псевдонимами.
3 текст-   Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс,   потому что  в литературе был известен поэт Сосюра. 
1 балл- семиклассник дает неполное  объяснение, например,  что артисты цирка заменяли свои имена на более благозвучные; или  А.П. Чехов имел брата с теми же инициалами, что и у него ( чтобы не было путаницы)
0 баллов - семиклассник дает другое объяснение или вообще не может ответить на вопрос. 

4
Общее понимание текста, ориентация в тексте Выявлять информацию, заданную в неявном виде КО 1 балл
1 балл- семиклассник на основе текста выявляет скрытую информацию о том, что профессия врача для него была главной (основной): «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны разные клички"
0 баллов - семиклассники не дают правильного ответа.
5 Общее понимание текста, ориентация в нем. Находить в тексте заданную информацию ВО 1 балл
1 балл - псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта: Макар Балдастов, Врач без пациентов, Гайка № 6, Гайка № 9, Крапива, Прозаический поэт, Рувер, Шампанский и т.п.
Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста.
0 баллов - семиклассник называет только псевдоним Антоша Чехонте или вообще не дает ответа.
6 Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из текстов для формулировки и обоснования своей точки зрения РО 2 балла
    Речевое оформление ответов может быть  различным, но содержательно ответы должны   отражать информацию текста следующим образом:
 2 балла - Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь. (Ученик поясняет эти слова)
1 балл- семиклассник сообщает эту информацию,  но не поясняет её.
0 баллов - семиклассник дает неправильный ответ.

 
   7 Использование информации из текстов для различных целей Использовать информацию из текстов для формулировки и обоснования  определенной точки зрения РО 2 балла
  Речевое оформление ответов может быть  различным, но содержательно ответы должны   отражать информацию текста следующим образом:
2 балла
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу.  Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере. Поэтому мнение историков оправдано.
( ученик поясняет свою точку зрения)
1 балл- семиклассник только сообщает информацию из текста, но  не поясняет её.
0 баллов – семиклассник не дает правильного ответа

 
8 Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Соотносить содержание прочитанных текстов с содержанием приведенного высказывания с целью выбора соответствующих суждений. РО 2 балла
Речевое оформление ответов может быть  различным, но содержательно ответы должны   отражать информацию текста следующим образом:
2 балла-
Положительное:
  1.  Говорят, что когда человек меняет свое имя, жизнь его меняется к лучшему. Может быть, поэтому циркачи так любят  вымышленные имена, что хотят, чтобы однообразные будни стали похожими на цирк, на щедрый феерический праздник?
  2. Чтобы не было совпадения с подписью брата  при написании инициалов у А.П. Чехова.
  3. При принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. (Этот факт можно отнести и к отрицательным последствиям)
Отрицательное:
  1. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно, приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, устрашать, вызывать неприязнь.
  2. Выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.
1 балл – семиклассник называет только положительные последствия или только отрицательные
0 баллов - семиклассник вообще не отвечает на этот вопрос


Категория: Блоги | Добавил: Ната-1975
Просмотров: 486 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог