Сегодня: 09.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка "Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников"

СКАЧАТЬ (53.3 Kb) 20.03.2022, 15:55
Осинцева Алефтина Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №47 г.Новосибирск
Аннотация
Методическая разработка включает в себя «Памятку юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект», «Памятку для родителей по организации совместной деятельности с детьми при выполнении исследовательских работ (проектов)», а также материалы для педагогов: «Методические рекомендации по организации работы младших школьников над исследовательскими проектами с помощью чек-листа» и «Копилку тем для исследовательских работ (проектов) младших школьников с кратким содержанием практической части».

Эффективность работы по проектно-исследовательской деятельности и итогам апробации «Методических рекомендаций по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников» обусловлена следующими результатами:
- повышением уровня мотивации обучающихся к образовательному процессу и исследовательской деятельности;
- высокой результативностью участия обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня (очных и заочных);
- наличием положительных отзывов обучающихся, родителей, коллег.
Соблюдение принципов и этапов работы позволяет развить у обучающихся любознательность, познавательный интерес, креативность.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, памятка юному исследователю, чек-лист, памятка для родителей, методические рекомендации для педагогов.

Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности
1.1. Определение понятия проектной и исследовательской деятельности
1.2. Условия формирования исследовательских умений в начальной школе
1.3. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе
Раздел 2. Описание системы работы с младшими школьниками по проектно-исследовательской деятельности
2.1. Входная диагностика сформированности исследовательских умений обучающихся
2.2. Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебном процессе
2.3. Организация работы с младшими школьниками по выполнению исследовательских работ (проектов)
2.4. Итоговая диагностика сформированности исследовательских умений обучающихся
2.5. Устойчивые положительные результаты по итогам апробации
Заключение
Список литературы

Введение
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирования его активной позиции в учебном процессе. Во ФГОС нового поколения особое значение уделяется вопросам формирования личностных универсальных учебных действий, основанных на системности и целостности, в том числе исследовательской деятельности. «Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» [1] Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как обязательное направление, декларируется в федеральных государственных образовательных стандартах, реализация которых закреплена новым Законом «Об образовании РФ» [2]

Обучающиеся начальной школы не готовы к самостоятельной реализации исследовательской и проектной деятельности, а методики, описанные в литературе, в большей степени ориентированы на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. Учителя начальных классов также в большинстве своем имеют слабое представление о способах руководства исследовательской деятельностью учеников. Основной причиной этого является сложность организации данного вида деятельности, которая требует от педагога не только много усилий и желания заниматься с обучающимися исследовательской деятельностью, но и определенного багажа знаний, который поможет учителю грамотно организовать этот процесс.

Так, опрос педагогов нашей школы показал, что у 70% педагогов нет времени для организации проектно-исследовательской деятельности с детьми, у 40% нет желания, и практически у всех опрошенных нет четкого понимания, как правильно организовывать работу по формированию у учеников исследовательских умений.

Противоречие между требованиями ФГОС и реальной ситуацией обуславливает актуальность данной проблемы и подталкивает учителей начальной школы к поиску новых эффективных форм и методов организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Разработка «Методических рекомендаций по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников» включает временной период с октября 2018 года по январь 2019 года, апробация данных материалов была осуществлена с февраля 2019 года по март 2020 года.

Цель методических рекомендаций: описать методику организации работы по проектно-исследовательской деятельности младших школьников и представить методические рекомендации для педагогов, обучающихся и их родителей.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать научно-педагогическую литературу по данной теме, осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений младших школьников;
• представить систему работы с младшими школьниками по проектно-исследовательской деятельности с использованием «Памятки юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект», «Памятки для родителей по организации совместной деятельности с детьми при выполнении исследовательских работ (проектов)» и материалов для педагогов: «Методические рекомендации по организации работы младших школьников над исследовательскими проектами с помощью чек-листа» и «Копилка тем для исследовательских работ (проектов) младших школьников с кратким содержанием практической части».

Раздел 1. Теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности
1.1. Определение понятия проектной и исследовательской деятельности

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой [3][4] и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Под исследовательской деятельностью, по определению А.И. Савенкова, понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением. [3]

В процессе исследовательской деятельности школьники учатся: видеть проблемы; задавать вопросы; вырабатывать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи. [3]

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный и системно-деятельный подход в образовании, является метод проектов.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».
Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата» [5]

Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика;
- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование, он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;
- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации, результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проект - это 5 П, он включает в себя следующие этапы работы: Проблему, Проектирование, Поиск информации, Продукт и Презентацию.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

1.2. Условия формирования исследовательских умений в начальной школе
Успешность формирования исследовательских умений у младших школьников возможна только при создании и соблюдении условий: целенаправленности и систематичности, мотивированности и создания творческой среды, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данные мероприятия будут способствовать успешному формированию у обучающихся исследовательских умений и их активизации в учебно-познавательной деятельности.

1.3. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе
Требования к формированию у обучающихся начальной школы основных умений и планируемых результатов определена ФГОС НОО как главная ценность обучения. [6] Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных и исследовательских работ. Формы организации деятельности: индивидуальная и групповая в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Раздел 2. Описание системы работы с младшими школьниками по проектно-исследовательской деятельности
2.1. Входная диагностика сформированности исследовательских умений обучающихся

Планирование работы с обучающимися по проектно-исследовательской деятельности осуществляется на основании уровней сформированности у учеников исследовательских умений. При диагностике используются следующие методы: педагогическое наблюдение; анализ продуктов исследовательской деятельности детей; опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний, проявления креативности, степени самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников. Изучение состояния сформированности исследовательских умений учеников оценивается по критериям О. А. Ивашовой. [7]

Результаты входной диагностики учащихся 3 а класса, в котором я работала, в сентябре 2018 года показали, что 53% учеников имеют исходный уровень, 47% - начальный, наличие у обучающихся продуктивного и креативного уровня не выявлено. Данные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности у обучающихся исследовательских умений, но в процессе опроса практически все обучающиеся ответили, что это им интересно, и они бы очень хотели овладеть этими умениями. Полученные результаты были проанализированы и на основании этих показателей спланирована дальнейшая работа с классом.

2.2. Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебном процессе
Формирование исследовательских умений у младших школьников осуществляется в урочной и внеурочной деятельности.
В урочной деятельности используется, в основном, групповая работа. Она вводится постепенно с 1 класса и начинается с включения в учебно-воспитательный процесс отдельных заданий и элементов. Ребятам предлагаются доступные исследования, которые они выполняют на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Оформление результатов исследований представляются, в основном, в виде творческих работ. Во 2 классе ведется работа по формированию таких компетенций, как: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, формировать представления об особенностях деятельности исследователя, развить умения определять тему исследований, анализировать, сравнивать, формулировать результаты исследования. Обучение третьеклассников нацелено на обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Методы и способы деятельности школьников в этот период: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное (либо индивидуальное) выполнение и защита проектно-исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

Наиболее эффективной формой обучения по формированию и развитию у школьников исследовательских умений является внеурочная деятельность. Именно на кружках дети учатся создавать индивидуальные исследовательские проекты, приобретают навыки в исследовательской и научной деятельности, что способствует общему развитию школьников и формированию у них УУД. Тематика этих работ разнообразна, она включает исследования по всем школьным предметам, а также проекты общеразвивающей тематики, направленные на расширение кругозора детей.

При работе с детьми используются разные технологии: проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ другие. Активизация познавательного интереса осуществляется через приемы: Синквейн, «Фишбоун», «Инсерт», «Ромашка» Блума, «Корзина», «Кластер», формула «Попс», «Геймификацию», стратегию «Вопросительные слова» и др. Ресурсное обеспечение представлено SMART доской, документ-камерой, образовательными интернет-ресурсами, интерактивными модулями LearningApps.org, сетевыми сервисы Web 2.0. и др.

2.3. Организация работы с младшими школьниками по выполнению исследовательских работ (проектов)
Работа с младшими школьниками над исследовательскими проектами выстраивается при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей. Мотивация и активизация родителей формируется при проведении обучающих мастер-классов по исследовательской деятельности, выступлений детей на родительских собраниях, презентаций готовых оформленных работ учеников и демонстрации их личных достижений в исследовательской деятельности. Как правило, после проведенных агитационных мероприятий, многие родители выражают желание включиться в совместную исследовательскую деятельность с ребёнком, но, наряду с этим, опасаются, что не справятся с работой, так как не знакомы с данным видом деятельности. Эта проблема решается в процессе обучающих бесед, консультаций, совместных планирований действий и при помощи разработанной «Памятки для родителей по организации совместной деятельности с детьми при выполнении исследовательских работ (проектов)». Памятка выполнена в виде буклета и содержит описание сущности проектной и исследовательской деятельности, в ней определена роль родителей по каждому этапу и даны рекомендации по совместной деятельности с детьми. Публикация памятки представлена на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ» 

В помощь обучающимся была разработана «Памятка юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект». Она составлена на основе материалов рабочей тетради для младших школьников «Я – исследователь» А. И. Савенкова [8], в нее также включены рекомендации обучающимся из собственного опыта работы: по определению практической значимости проекта, его новизны, описания методов исследования, требований к оформлению работы и подготовке презентации, планирование с помощью чек-листа. Памятка выполнена в виде книги-брошюры, оформлена красочно и написана доступным для ребенка языком. Разработка размещена на образовательном портале «Продленка» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447119-razrabotka-pamjatki-junomu-issledovatelju-kak «Памятка юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект» оказывает большую помощь младшим школьникам в процессе работы над проектом и способствует дальнейшей активизации школьников.

Работа с младшими школьниками по исследовательской деятельности организуется по 6 основным этапам:
І этап. Проблема (Подготовка к исследовательской работе)
ІІ этап. Проектирование (Планирование исследовательской работы)
ІІІ этап. Исследование (Процесс исследования, эксперимента)
ІV этап. Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)
V этап. Защита (Отчет и защита исследовательской работы)
VІ этап. Оценка (Анализ результатов работы)

Помощь педагога детям оказывается постоянно, но на разных этапах она различна.
На этапе «Подготовки к исследовательской работе» помощь детям оказывается в определении и постановке проблемы, актуальности, выборе темы исследования, формулировке цели, задач и выдвижении гипотезы.

Этап «Планирование исследовательской работы» осуществляется
совместно всеми участниками исследовательской деятельности (ребенком,
родителем и педагогом). В процессе обсуждения определяется структура работы, вырабатывается план проекта, фиксируются примерные сроки выполнения каждого вида работ.

На этапе «Исследование» осуществляется косвенное руководство
деятельностью ученика, которое заключается в виде рекомендаций, ответов на вопросы, коррекции.

На этапе «Формулирование результатов и оформление работы» производится консультирование ученика по уточняющим вопросам и корректировке готового проекта.
Руководство на этапе «Отчета и защиты исследовательской работы» осуществляется по двум параметрам: подготовке презентации к публичной защите работы и самой защите.

«Анализ результатов работы» организуется педагогом. Рефлексия деятельности содержит только положительные высказывания, позже проводится анализ и самоанализ выполненного исследования и достигнутых в процессе работы результатов.

Для удобства организации и планирования работы над исследовательскими проектами мною также разработан чек-лист, который успешно используется всеми участниками исследовательской деятельности (педагогом, детьми, родителями). Он оформлен в виде таблицы. Его структура отражает этапы работы, запланированные мероприятия, определение сроков и отслеживание результатов. Он заполняется детьми и родителями совместно с педагогом. «Методические рекомендации по организации работы младших школьников над исследовательскими проектами с помощью чек-листа» опубликованы на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ» 

Систематическая работа с обучающимися в направлении проектно-исследовательской деятельности способствует накоплению опыта работы и систематизации полученных результатов. В процессе деятельности создается банк исследовательских работ (проектов) учеников, который анализируется, а лучшие материалы распространяются в педагогическом сообществе. Так, статья «Копилка тем для исследовательских работ (проектов) младших школьников с кратким содержанием практической части» получила высокую оценку модераторов и опубликована в сборнике методических материалов и лучших практик организации исследовательской и проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста «Новые горизонты образования» (МАН «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО») https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/sbornik_novye_gorizonty_obrazovanija_2020.pdf Таблица по данному материалу представлена на сайте педагогического сообщества УРОК.РФ 

2.4. Итоговая диагностика сформированности исследовательских умений обучающихся
Результативность работы по организации проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками была выявлена с помощью итоговой диагностики, которая проведена в мае 2020 года в 4 а классе. Сформированность УУД у обучающихся на завершающем этапе представлена следующими результатами: исходный уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников отсутствует, 8% учеников находятся на начальном уровне, 47% - на продуктивном и 45% обучающихся достигли креативного уровня. Сравнительные результаты входной и итоговой диагностик отражены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительная диагностика сформированности исследовательских умений (входная и итоговая).
Из диаграммы видно, что у обучающихся за 2 года значительно возрос уровень освоения исследовательских умений: произошел существенный переход на более высокие уровни: продуктивный (47%) и креативный (45%). Данные результаты свидетельствуют об эффективности системы работы с младшими школьниками по организации проектно-исследовательской деятельности.

2.5. Устойчивые положительные результаты по итогам апробации
Эффективность работы по проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками по итогам апробации «Методических рекомендаций по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников» обусловлена следующими результатами:
- повышением уровня мотивации обучающихся к образовательному процессу и исследовательской деятельности;
- высокой результативностью участия обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня (очных и заочных);
- наличием положительных отзывов обучающихся, родителей, коллег.
Соблюдение принципов и этапов работы позволяет развить у обучающихся любознательность, познавательный интерес, креативность.

Заключение
Таким образом, «Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников» могут использоваться всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися, родителями, а также администрациями образовательных организаций с целью выстраивания системы работы в школе по проектно-исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время, и организации работы с одаренными детьми.

Список использованных источников
[1] Савенков А.И., «Методика исследовательского обучения младших школьников,» Издательство «Учебная литература», Самара, 2004.
[2] «Федеральный закон "Об образовании РФ" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» 
[3] Савенков А. И., Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие, Москва: Ось - 89, 2006. 480 с.
[4] Семенова Н. А., Развитие исследовательских умений младших школьников: дис. канд. пед. наук, Томск, 2005.
[5] Под редакцией Е. С. Палат, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие, Москва: "Академия", 1999-2005. 
[6] «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» [В Интернете]. 
[7] Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. - 385с.
[8] А. И. Савенков, Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: «Учебная литература», 2005.


Категория: Блоги | Добавил: osintseva1972
Просмотров: 521 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог