Содержание.
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Виды полифонии
2.2. Контрастная полифония. Л. Моцарт «Менуэт»,
Бах. «Менуэт ре минор».
2.3. Имитационная полифония. С. Павлюченко «Фугетта».
2.4. Бах. «Маленькая прелюдия до мажор».
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение.
Одним из важнейших условий развития начинающего пианиста является воспитание полифонического мышления, полифонического слуха и навыков исполнения полифонии. Рассмотрение этого вопроса является главной целью моей методической работы.
Фортепиано, в отличии от других музыкальных инструментов – это многоголосный инструмент, инструмент-оркестр, с богатейшим тембро-динамическим потенциалом. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Играя на фортепиано, мы имеем дело не с одной мелодией, как например певцы или многие другие инструменты, а с разнообразной, интересной и в той же степени сложной звуковой «картиной». Фортепианная музыка уже в своей основе многоголосна, полифонична.
Развитие полифонического мышления необходимо рассматривать как часть музыкального воспитания в целом, воспитания художественного вкуса, любви к музыке, и в первую очередь, любви к родной, национальной музыке, а, следовательно, и к музыке полифонической. Сложность этих задач требует начинать занятия по развитию у учащихся навыков полифонической техники на более раннем этапе обучения, потому что недостаточное внимание к произведениям полифонического склада на начальном этапе приводит к механическому воспроизведению текста в отрыве от живой музыки.
Начальное обучение является самым главным, самым основным в общем музыкальном развитии ребенка, поэтому я рассматриваю здесь такие вопросы, как первое знакомство маленького пианиста с полифонией, начальные шаги ее изучения.
Мы должны научить своих учеников умению слушать и слышать, прививать им общую культуру, открыть эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух. Научить осознанно «петь» произведение, содержащие контрастные голоса, подголоски и имитации, а также полноценно воспринимать полифоническое изложение, ощущать художественный смысл полифонических приемов, является одной из главных задач преподавателя фортепианного класса.
Полифония относится к одной из ранних форм музыки. Само слово «полифония» в переводе с греческого означающее «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.
Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией». Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.
С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И.С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как Моцарт, Бетховен, Шуберт, Верди, Брамс и другие.
Прежде всего, отметим, что полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который по словам Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», - советовал Бах своим ученикам.
Изучение полифонии – одна из самых сложных задач. Которые стоят перед преподавателями и учениками.
Работа над полифонией требует постоянной концентрации внимания, слухового контроля, хорошо развитого мышления, владения особыми приемами, прикосновения и звукоизвлечения, определенного уровня развития пианизма. Полифония – прекрасное средство, способствующее развитию высшей психической функции – мышления, так как в процессе изучения требует применения таких мыслительных операций, как сопоставление, анализ.
Изучение полифонии – одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Клавирная музыка 17 – 18 веков (период расцвета полифонического стиля) подчинена строгой системе законов и правил. Существуют устойчивые традиции исполнения полифонической музыки, которые необходимо изучить и усвоить ученику. Изучение исполнения полифонии происходит на протяжении всего периода обучения.
Полифония (от греч. Polus - «многий» и ponn - «звук, голос»; букв. «многоголосие») – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодических линий или мелодических голосов.
Фортепиано по своей природе инструмент многоголосный. В сущности, вся фортепианная литература создана в расчете на полифонические возможности инструмента. Параллельно общему музыкальному развитию учащегося должно расти и его восприятие музыки как искусства многоплановых звучаний.
Известно, что изучение полифонической музыки в детские годы заметно сказывается на дальнейшем росте пианиста.
2.Основная часть.
Народная музыка, в особенности музыка русского народа. Всегда проникнута духом ансамбля, коллективности, несет в себе традиции многоголосия.
Мелодическая напевность народной музыки по своей природе не одноголосна. Она стремится к коллективному интонированию, к выявлению себя через хор, через полифонию. Лучшей путеводной нитью в мир музыки для ребенка является песня. Именно она дает возможность педагогу заинтересовать ученика музыкой. Первоклассник охотно поет знакомые песни, с интересом слушает и угадывает разный характер пьесок, которые играет ему педагог (веселые, грустные, танцевальные, торжественные и т.д.). Попутно малышу следует рассказать, что звуки, как и слова, передают содержание, разные чувства.
Я обычно на первых уроках с учеником провожу «игру» по определению характера музыки. Сначала играю разнохарактерные пьески, где он должен определить настроение, которое передал композитор, затем прошу ученика определить характер музыки по названию или по картинке, которая наглядно передает настроение. Особенно нравятся детям пьески из сборника «Знакомство с музыкой» Артоболевской. Например, пьеска «Где ты, Лека», по картинке дети рассказывают целую историю о том, почему грустит собака. Картинка, сопровождающая «Менуэт» И.С. Баха наглядно передает эпоху того времени, костюмы танцующих на балу. По рассказам детей можно определить кругозор ребенка, его словарный запас, общительность…. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления.
Мелодии детских и народных песен в легчайших одноголосных переложениях для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Тщательный выбор репертуара имеет огромное значение в музыкальных успехах ученика. Песни следует выбирать простые. Но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией. Таким образом, с первых шагов в центре внимания ученика становится мелодия, которую он выразительно поет, а затем так же выразительно старается «петь» на фортепиано. Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесках. В естественности этого перехода – залог сохранения живого интереса к полифонии в будущем.
В первую очередь, необходимо знать, какие бывают виды полифонии.
2.1. Виды полифонии:
Подголосочная. В основе – развитие главного голоса (в песне – запева). Остальные голоса его ответвления более или менее самостоятельны. Они способствуют увеличению общей распевности мелодического развития. Обработки народных песен. Рассказать о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор («подголоски»), варьируя ту же мелодию.
Например, песня «Ах, ты, зимушка-зима…». Ее можно исполнить «хоровым» способом, разделив роли: ученик играет партию запевалы, а педагог на другом рояле «изображает» хор, который подхватывает мелодию запевалы. Спустя два-три урока «подголоски» исполняет ученик и наглядно убеждается в том, что они обладают не меньшей самостоятельностью, чем мелодия запевалы.
Контрастная полифония. Что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо.
Основана на развитии самостоятельных линий, для которых не характерна общность происхождения от одного мелодического источника. На первый план выступает то один, то другой голос (менуэты). В контрастной полифонии мелодия изложена определенным штрихом («легато» или «нон легато»), а в другом – исполняется контрастным штрихом. Пьесы с контрастной полифонией писали многие композиторы 18 века: Фробергер, Кулау, Телеман, Бах и др.
Известны циклы произведений контрастной полифонии, например, «Нотная тетрадь» А. М. Баха, французские и английские сюиты и партиты. Много музыки, имеющей контрастно-полифонического склада, подарили нам В.А. Моцарт и Л. Моцарт, его отец. Среди их наследия танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, бурре, гавоты, жиги, куранты. Все они не только представляют собой прекрасный материал для развития музыкального мышления и работы над полифонической техникой, но и являются образцами безупречного стиля, где гармонично сочетаются содержание и форма.
Имитационная полифония. Основана на последовательном проведении в различных голосах, либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка – темы (фуга). Имитационная полифония уже с первого класса должна быть обязательной составной частью репертуара. Начальной стадией восприятия и структуры являются каноны.
……русская народная песня «То не ветер ветку клонит»:
Или «Дровосек»:
Где первоначальный напев повторяется октавой ниже, можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым явлением, как «эхо». Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле.
Очень важно с первых шагов овладения полифонией приучить ребенка к ясности поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания, точности нюансировки. Вслед за освоением простой имитации, начинается работа над пьесами, построенными на канонической имитации (когда имитирующий голос вступает до момента окончания своей мысли основным голосом.).
«Уж ты Ванька пригнись»:
2.2. Л. Моцарт «Менуэт»
Контрастная полифония.
Подтекстовка
1ч. Мечтает
2ч. Танцует с принцем.
3 ч. Уезжает с бала, вспоминает.
1. Ах, еду во дворец на бал
Ах, буду танцевать с принцем я.
Принц идет, поклонюсь ему – 2 р.
Принц идет, будем танцевать мы с ним менуэт.
Ах, кто пришел к нам на бал – 2 р.
Принц идет, назови себя – 2 р.
Принц идет, назови скорей себя милая.
2. Раз, два, три, милый мой принц,
как хорошо кружиться вдвоем.
Я повернусь, я поклонюсь
Вместе пойдем по залу с тобой.
3. Бьют часы – ах, не уходи – 2 раза
Бьют часы. Убегает от меня милая.
Бах. Менуэт ре минор.
Многие педагоги начинают знакомство учащихся с «Нотной тетрадью» Менуэтом ре минор. Ученику будет интересно узнать, что в сборник включены 9 менуэтов. Во времена И.С. Баха «Менуэт» был распространенным, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на веселых празднествах, и во время торжественно-пышных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках. Следует показать, особенно девочкам, иллюстрации балов того времени, обратить внимание на костюмы мужчин и женщин, в большой степени соответствовавшие стилю танцев, и даже во многом определявшие его. Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность нюансов, низких церемонных приседаний и реверансов. Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученик определяет его характер: своей мелодичностью и напевностью он больше напоминает песню, чем танец, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном и ровном движении. Затем педагог обращает внимание ученика на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два разных певца: определяем, что первый – высокий (женский) голос – это сопрано, а второй – низкий (мужской) – бас; или два голоса исполняют два разных инструмента, вопрос – какие?
Обязательно нужно вовлечь в обсуждение этого вопроса ученика, разбудить его творческую фантазию. И. Браудо придавал большое значение умению инструментовать на фортепиано: «Первой заботой руководителя», - писал он, «будет научить ученика извлекать из фортепиано определенную, необходимую в данном случае звучность. Это умение я бы назвал… умение логично инструментовать на фортепиано».
В Менуэте певучее, выразительное звучание верхнего голоса напоминает пение скрипки. А тембр и регистр басового голоса приближается к звучанию виолончели. Затем необходимо разобрать вместе с ребенком, задавая ему наводящие вопросы, форму пьесы (двухчастная) и ее тональный план: первая часть начинается в ре миноре, а заканчивается в параллельном фа мажоре; вторая часть начинается в фа мажоре и заканчивается в ре миноре. Необходимо также разобрать фразировку и связанную с ней артикуляцию для каждого голоса. В первой части нижний голос состоит из двух четко отделенных кадансом предложений, а первое предложение верхнего голоса распадается на две двухтактные фразы: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный, как бы ответный характер.
Для уяснения вопросо-ответных соотношений Браудо предлагает следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя роялями, первый двутакт (вопрос) исполняется учителем, ученик же отвечает на этот двутакт вопрос исполнением второго двутакта (ответа). Роли, естественно, можно переменить: ученик будет «задавать» вопросы, учитель «отвечать» на них. Вторая часть менуэта представляет для ученика большую трудность, связанную с изменением характера мелодического движения в первых четырех тактах за счет использования композитором приема, скрытого двухголосия. Здесь музыке свойственна мягкая, грациозная танцевальность и кокетливость, отчасти придаваемая легким скачком в мелодии, отчасти – характерным ритмом на первой доле следующего такта. Знакомство с «Нотной тетрадью» следует начинать с более простых пьес, таких, как «Волынка» или Менуэт соль мажор.
2.3. С. Павлюченко. «Фугетта».
Для того чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям. Фугетта относится к имитационному виду полифонии. А что же такое фугетта? Фугетта – это маленькая фуга. Относительно простая по художественно-образному содержанию, композиционным приемам и фактуре. Фуга имеет тему, противосложение, интермедии.
В диалоге с учеником обсудить биографическую информацию о композиторе. С. Павлюченко Фугетта относится к русской полифонии. В профессиональной русской музыке эти самобытные формы развивались в 18 веке и в первой половине 19 века. Характерные черты русской полифонии заключаются в том, что музыка строится зачастую на ладовом принципе.
В основе Фугетты заложена 5-ти тактовая тема, состоящая из двух разных по характеру и артикуляции компонентов. Один из них имеет кантабельную, певучую основу, а другой более четкую, определенную артикуляцию. Первые 2 такта составляют ядро темы, остальные 3 такта развертывание. Тема сначала экспонируется в правой руке в тональности ля минор, далее по классической структуре проходит во втором голосе в тональности доминанты, но с русской окраской, потому что композитор выбирает натуральную доминанту. Противосложение удержанное, имеет интонационно вопросительный характер. Разработки в данной фугетте нет. В репризе тема возвращается в левой руке в тонике.
Сразу же стоит обратить внимание на каденции, определить главную каденцию, в них сосредоточены кульминации разного уровня, которые составляют основу формы произведения, а также являются узлом гармонической сложности. И всегда помнить, что целостность музыкальной формы зависит от: иерархии кульминаций; логики гармонического развития, как выстраивание динамического плана; единства или соотношение темпов.
После анализа темы и формы переходим к работе над пианистическими навыками в данном произведение. Стоит уделить особое внимание работе над интонацией и артикуляцией, потому что это создает образ темы. По своему характеру тема имеет черты менуэта, но отличается своей неквадратностью. В ядре выбираем кантабильную, выразительную как человеческий голос, манеру игры, в развертывании – упругое стаккато близкое по своему характеру к нон легато, сочетающееся с певучестью. Так же проблемой будет продолжение темы через паузу. Обращаем внимание ученика на то, что это продолжение темы, и здесь особенно важна работа слуха и слухового контроля. Сразу скажем о том, что тема всегда вступает ясно, показывая все проведения темы в разных голосах.
После прохождения темы в правой руке, тема переходит в левую руку, важно сохранить первоначально выбранную артикуляцию и придерживаться ее во всех проведениях.
Следующая сложность, которая встречается нам, это появление противосложения со своим вопросо-ответным характером. Следует проучить в дуэте с педагогом. Так же важно слышать тембральную окраску каждого голоса.
Интермедия построена на диалоговом соотношении голосов. Украшение создает дополнительное напряжение, которое приводит нас к репризному проведению темы на форте. Важно проучить стык последнего такта интермедии и начала темы. Все это приводит нас к кульминационному проведению темы в тонике. В самом последнем такте появляется трехголосие.
Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую музыку. Основная задача остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность:
- в различном характере звучания голосов
- в несовпадении штрихов
- в разной, почти никогда не совпадающей интонации
- в несовпадении кульминаций
- в разной ритмике
- в несовпадении динамического развития
2.4. «Маленькая прелюдия до – мажор.» И. С. Бах.
Сборник «Маленькие прелюдии и фуги», один из самых популярных в учебной практике. Причина заключается в красоте музыки, доступной для детского уха и технической доступности.
«Маленькие прелюдии и фуги» более сотни лет входят в репертуар учащихся и дают незаменимый материал для начального ознакомления с баховским стилем, а также возможность воспитать настоящее понимание баховской музыки. Эти чудесные миниатюры далеко не так легки для исполнения, как кажется на первый взгляд.
Помимо своих художественных достоинств, «Маленькие прелюдии» дают возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения.
Основные положения, касающиеся исполнения и изучения клавирных сочинений Баха в музыкальной школе:
1. Нужно принять во внимание, что «Маленькие прелюдии» написаны не для фортепиано, а предназначены либо для клавесина, либо для клавикорда.
2. Темповые обозначения. Часто исполнение клавирных произведений Баха терпит серьезный ущерб из-за преувеличенно быстрых темпов. При этом недооценивается музыкальное содержание, а этюдообразная быстрота лишает ткань истинного смысла. Вопрос о темпе должен решаться с учетом его возможностей.
3. Употребление ритенуто. Практика показывает, что из-за чрезмерного употребления надуманных ритенуто, произведение приобретает ненужную меланхоличность и вычурность.
4. Особого внимания заслуживает вопрос о динамических оттенках. Динамика, при исполнении произведений Баха, должна быть направлена на выявление самостоятельности каждого голоса. Очень важно «соблюдение разумной меры» и избегание всяческих преувеличений, так как именно в этом заключается один из основных эстетических принципов баховской эпохи, отличающийся от последующих эпох, в частности от романтической.
5. Искусство артикуляции. Следует стремиться к выработке достаточно разнообразной шкалы штриховых средств и умение ими пользоваться.
6. Баховские украшения. Историки считали, что украшения предназначались для определенного ученика, которому надлежало поупражняться в их исполнении, то есть цель- педагогическая. Украшения по своему смыслу должно украшать произведение, а не быть основным несчастьем.
Что такое жанр прелюдии в эпоху Баха? Этот вопрос должен обязательно возникнуть на первом же уроке, посвященному «Маленьким прелюдиям». Известно, что первоначально (в 15 веке) прелюдия представляла собой импровизированное вступление, имевшее целью подготовить музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения. Но у Баха, прелюдия уже не ограничивается традиционной ролью вступления, а трактуется уже и как самостоятельный жанр.
Характер прелюдии – торжественно-праздничный, мужественный и в то же время певучий.
Тема. Тщательное и всестороннее изучение темы является первоочередной задачей в работе над любым полифоническим произведением Баха.
Что такое тема? Это одноголосная музыкальная мысль. Тема состоит из трех тактов, оформлена и четко завершена. Характер ее, как уже говорила, торжественный, праздничный, мужественный.
Пр.1
Полезно поучить сначала каждый мотив отдельно, добиваясь выразительного «пения» всех звуков мотива и более значительного интонирования его вершины. Попросите ученика назвать в начальном мотиве темы интонационно наиболее яркие звуки - си бемоль – и подскажите, что решительный скачок мелодии на септиму заключает в себе ту энергию, которая определяет все последующее развитие прелюдии.
После тщательной проработки каждого мотива отдельно, полезно поиграть тему целиком, но с цезурами между мотивами.
На данном этапе можно познакомить ученика со своеобразием баховской динамики: общее динамическое нарастание в теме происходит по мотивам. Звучность прибавляется с 1-й же ноты мотива и внутри остается неизменной (что позволяет избежать так называемых «пузырей», которые нехарактерны для Баха).
В такой же проработке нуждается и второе, более расширенное проведение темы (8-11), которое занимает уже четыре такта. Перед вторым проведением темы (7 такте) следует внезапно сойти на пиано, что дает возможность тихо начать новый, еще более энергичный подъем к кульминации всего произведения (такт 13).
Пр 2.
Обратить внимание в 1 и 2 мотивах скачок на м.7, в 3 и 4 мотивах скачок на ч.8
Пр.3
Кульминация завершается вторжением подвижной, радостно-ликующей каденции, напоминающей о старинной традиции прелюдирования. Начинается каденция легко, тихо, стремительно взлетая к последнему звуку «соль», после которого необходимо сделать значительную цезуру.
Пр. 4
Далее следует энергичный, торжественный заключительный каданс, который исполняется мужественно, решительно, широко.
Пр.5
Таков общий план пьесы. Вернемся к теме. Хорошо бы ее еще и «инструментовать». Торжественный, мужественный характер прелюдии можно еще более подчеркнуть, если представить, что тему в верхнем голосе торжественно и звонко поет труба.
Следующий этап работы – имитация. Имитация – это повторение темы в другом голосе. Тема-имитация в нашей прелюдии проводится в нижнем голосе также (как и тема в верхнем голосе) дважды (4-6 такты) и (12-13 такты).
Тема в басовом регистре по тембру приближена к звучанию виолончели (можно выбрать контрабас, фагот), поэтому звучание будет тише, глуше, чем в сопрано. В 2-х голосных полифонических пьесах, имитацию лучше подчеркнуть не громкостью, а тембром. Слышно не то, что громко, а то, что имеет свой особый тембр.
Далее. Хорошо освоив тему каждой рукой, целесообразно поиграть только проведения темы, чередующиеся в обоих голосах и играть их подряд (каждое соответствующей рукой), сохраняя «инструментовку» (верхний голос – труба, нижний – виолончель, контрабас, фагот).
Противосложение. В этой прелюдии оно состоит из 2-х мотивов (4-6 такты), каждый из которых содержит 2 звука.
Пр. 6
Исполняются мотивы раздельно, что придает им решительность и четкость. На затактовых четвертях рука идет вверх, а на сильных долях вниз. Начальную октаву в партии басового голоса нужно исполнять очень громко, в празднично-приподнятом настроении.
Об артикуляции. Почти во всех прелюдиях Баха применяется «прием восьмушки»: восьмые играются легато, четверти нон легато.
В прелюдии нужно показать верную артикуляцию доминантового октавного остинато (9-11 такты в басовом голосе).
Пр.7
Об исполнении мордентов:
1. Мордент играется за счет времени главной ноты.
2. Важным приемом следует считать акцентирование первой ноты. Именно она является основным тоном, остальное – его украшение.
3. Украшение не должно уничтожать основную ноту.
4. Выполнять мордент нужно достаточно быстро, чтобы успеть прослушать звучание основной ноты, и лишь после этого перевести ее в следующую.
Пр.8
Работать над мордентом надо особо, начиная с первого занятия, так как он представляет техническую трудность. Первый звук мордента, как перечеркнутого, так и не перечеркнутого играется громче и значительнее, второй и третий – тише. Необходимо проследить, чтобы у ученика выработалась привычка играть звуки мордента разными пальцами. В данном случае это:2, 3, 1.
Пр.9
Рекомендую сначала поиграть основным ритмом (без мордента), чтобы почувствовать опору на первом звуке. Если ученик мало подвижен технически, мордент можно играть более крупными долями: не 32ыми, а 16тыми.
Обобщая вышеизложенное, можно предложить следующие принципы работы над полифоническими произведениями в первые годы обучения:
1. Ознакомить ученика с произведением.
2. Разобрать каждую его часть (по предложениям, периодам…).
3. Поработать над каждым голосом, попеть и поиграть их отдельно – той аппликатурой, какой придется играть в последствии, верно фразируя их. Добиваться нужных штрихов.
4. Играть в ансамбле с педагогом.
Большую трудность представляет заучивание полифонии наизусть. Следует иметь ввиду, что приступать к специальному выучиванию наизусть можно только тогда. Когда весь текст не только тщательно разобран, но в значительной мере и выучен.
Применение педали в полифонии требует особой осторожности. Пользоваться педалью можно, когда руки не в состоянии взять звуки той или иной мелодической линией. Можно брать совсем небольшую педаль, подчеркивающую гармонические созвучия в заключительных кадансах.
Работа над полифонией развивает техническую подготовку учеников. При сравнительно подвижных темпах она вырабатывает точность, чеканность звучания, активность, цепкость кончиков пальцев.
Необходимо стремиться к тому, чтобы музыкальный язык полифонии стал для ученика привычным и понятным.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение полифонии является неотъемлемой частью педагогического репертуара ДШИ. Помимо приобретения навыков полифонической техники, работа над пьесами полифонического склада позволяет развивать мышление, эмоциональную, волевую сферы личности ученика, а также воспитывать его вкус. Кроме того, в силу необычности фактуры и непривычной аппликатуры, необходимой для исполнения двух или более голосов в одной руке, изучение полифонической музыки способствует достижению пианистического совершенства. Поэтому необходимо включать полифонические произведения в репертуар начинающих пианистов с самого раннего этапа обучения, т. к. полифония позволяет педагогу воспитывать не только весь комплекс пианистических умений и навыков, но и всесторонне развивать его личностные качества.
Накопленный педагогический репертуар полифонических пьес для ДШИ предоставляет широкий выбор для педагога, позволяя составить индивидуальный маршрут знакомства с различными видами полифонии для каждого ученика.
В методической литературе по изучению полифонии в ДШИ содержится множество рекомендаций, как выстроить процесс обучения таким образом, чтобы работа над полифоническими произведениями способствовала развитию мышления, совершенствованию личностных качеств ученика и совершенствованию пианизма.
4. Список использованной литературы:
1. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»
2. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
3. Б.Милич «Воспитание ученика пианиста» 1-2 класс, М.Кефара,2008
4. И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе»
5. Н.Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе»
6. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
7. В. Медведева «Развитие полифонического мышления молодых пианистов при изучении клавирных сочинений И.С.Баха
8. Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано». – «Музыка» М.,1982
9. И. Рабинович «О работе над полифонией с учащимися начальных и средних классов ДМШ – В кн: Очерки по методике обучения игре на фортепиано вып. Под ред. А.А. Николаева, М.,1965
10. М. Фейгин «Полифония в первые годы обучения» - в сб: Ребенок за роялем, «Музыка», М.,1981
11. М.Цыпин «Обучение игре на фортепиано». М.,1984
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 ИМ. Т. П. НИКОЛАЕВОЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«Работа над полифонией в младших классах»
Выполнил: Преподаватель по классу
«Фортепиано»
Юрченко Кира Александровна
Брянск 2023
|