Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка урока биологии в 11 классе Обобщение и повторение по теме "Происхождение человека"

СКАЧАТЬ (79.0 Kb) 19.01.2023, 19:14
Бортникова Марина Александровна
учитель биологии, МОУ "Венгеровская средняя общеобразовательная школа" Ракитянского района
Цели урока:
1. образовательная: создать условия для обобщения, углубления   знаний обучающихся  о доказательствах    происхождения человека от животных, систематизировать усвоенные обучающимися знания об этапах эволюции человека, роли биологических и социальных факторов, их взаимодействии на разных стадиях антропогенеза, проверить понимание учащимися единства рас и реакционной сущности расизма;
2.развивающая: развитие умений - интеллектуальных, коммуникативных, информационных, рефлексивных;
3.воспитательная: ответственное отношение к учебной деятельности, признание ценности знаний для саморазвития, воспитание трудолюбия.

Тип урока: обобщение и повторение
Методы: проблемный, тестовый

Вид деятельности обучающихся: работа в   парах
Оборудование: компьютер, презентация, схемы, тест.

Конспект фрагмента урока
I. Организационный момент (0,5 мин)

II. Актуализация знаний обучающихся (1 мин)
Мы закончили изучение темы, посвященной появлению на нашей планете существа, являющегося на данном этапе эволюции органического мира «вершиной» творения природы - человека (хотя это сугубо человеческое мнение, а сама природа ужаснулась созданию этого существа).
Итак, антропогенез - сложнейшая естественно - научная и философская проблема, привлекающая к себе внимание многих ученых с древних времен до настоящего времени.

III. Основной этап урока (25 мин)
А) Работа с терминами по теме «Антропогенез»(5 мин)
(фронтальный опрос)
Австралопитеки       Кроманьонцы
Антропогенез           Неандертальцы
Атавизмы      Питекантропы
Гоминиды     Расы
Древнейшие люди   Речь
Дриопитеки  Рудименты
Синантроп    Приматы
Родина человека       Вид
Современные люди Огонь
Социальные факторы          Ароморфоз
Биологические факторы     Млекопитающие
Человек умелый       Идиоадаптация
Человек прямоходящий      Хордовые
Б) Работа в парах по схеме с постановкой проблемного вопроса(5 мин):
1 пара – движущие силы антропогенеза
2 пара – отследить объем головного мозга в эволюции человека
3 пара – австралопитеки – характеристика по схеме
4 пара – древнейшие люди – характеристика по схеме
5 пара – древние люди – характеристика по схеме
6 пара – современные люди – характеристика по схеме
В) Выполнение теста 2 варианта – 7 минут
Взаимопроверка по ответам на компьютере

Происхождение человека
Вариант 1
1. Человек в системе органического мира
  1. Представляет собой особый отряд класса млекопитающих
  2. Выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа
  3. Представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных
  4. Является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира
2. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?
  1. Рождение человека с удлиненным хвостовым отделом
  2. Дифференциация зубов
  3. Наличие грудной и брюшной полостей тела
  4. Наличие ушных раковин
3. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него
  1. Внутреннее оплодотворение
  2. Легочное дыхание
  3. Легочное дыхание
  4. Есть диафрагма и млечные железы
4. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование
  1. Особенностей его строения и жизнедеятельности
  2. Членораздельной речи
  3. Трудовой деятельности
  4. Мышления, развитого сознания
5. У человека в связи с прямохождением
  1. Когти превратились в ногти
  2. Срослись фаланги пальцев
  3. Сформировался свод стопы
  4. Большой палец противопоставлен остальным
6. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует:
  1. Развитое мышление у млекопитающих
  2. Сходное строение всех систем органов, развитие зародышей
  3. Питание растительной и животной пищей
  4. Общественный образ жизни млекопитающих
7. Пример биологического фактора эволюции человека
  1. Использование одежды
  2. Трудовая деятельность
  3. Способность передавать приобретенные признаки по наследству
  4. Общение друг с другом с помощью устной и письменной речи
8. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?
  1. Движущий
  2. Стабилизирующий
  3. Массовый
  4. Индивидуальный
9. Эволюция какой группы приматов привела к появлению человека?
  1. Гиббонов
  2. Орангутангов
  3. Дриопитеков
  4. Горилл
10. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к
  1. Использованию различной пищи               
  2. Наземному образу жизни
  3. Невосприимчивости к заболеваниям
  4. Жизни в различных природных условиях
11. Современный человек относится к виду:
1 – Человек разумный
 2 – Человек умелый
3 – Человек прямоходящий
4 – Человек неандертальский.
12.  Расизм – это: 1 – наука о расах; 2 – наука о происхождении человека; 3 – учение о неравноценности человеческих рас; 4 – учение о делении общества на классы.

Происхождение человека
Вариант 2
1 . Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
  1. Возникших мутациях
  2. О проявлении атавизма
  3. Нарушении развития плода в организме
  4. Происхождении человека от животных
 2. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих
  1. Наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти
  2. Наличием швов между костями мозговой части
  3. Строением костной ткани
  4. Более развитой мозговой частью
 3. Человек в отличие от других живых существ
  1. Мыслит абстрактно
  2. Размножается
  3. Обладает раздражимостью
  4. Обладает возбудимостью
 4. Биологическим фактором, обеспечившим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают
  1. Заботу о потомстве
  2. Прогрессивное развитие мозга
  3. Появление четырехкамерного сердца
  4. Усиление легочного дыхания
 5. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека
  1. Диафрагмального дыхания
  2. Второй сигнальной системы
  3. Свода стопы
  4. S-образного изгиба позвоночника
 6. Антропогенез – это процесс:
  1. Исторического развития живой природы
  2. Индивидуального развития человека
  3. Эмбрионального развития человека
  4. Эволюционно-исторического формирования человека
 7. Человеком современного типа считают:
  1. Кроманьонцев
  2. Неандертальцев
  3. Синантропов
  4. Питекантропов
 8. Видовым признаком человека является:
  1. Гетеротрофное питание
  2. 23 хромосомы в гаметах
  3. Наличие млечных желез
  4. Две пары конечностей
 9. Какой из перечисленный признаков не передается по наследству?
  1. Инстинкт
  2. Цвет глаз
  3. Навыки
  4. Цвет кожи
10. Укажите, что из перечисленного характеризует австралопитека как предка человека?
  1. Прямохождение
  2. Изготовление орудий труда
  3. Умение добывать огонь
  4. Хорошее зрение и слух
11. Человек умелый отличается от австралопитеков:
1 – внешним видом
2 – способностью использовать предметы в качестве готовых орудий труда
3 – способностью изготавливать орудия труда
4 –нет правильного ответа.
12. Человеческие расы выделились на стадии:
1 – австралопитеков; 2 – архантропов; 3 – палеоантропов; 4 – неоантропов.
Г) Работа по парам над заданиями ЕГЭ (5 мин)
Ответы от каждой пары и их проверка

Какие особенности строения характерны для предста­вителей типа Хордовые?
1) впервые появился внутренний осевой скелет: сначала в виде хорды, а потом сформировался позвоночник;
2) центральная нервная система хор­довых трубчатого типа расположена на спинной стороне над хордой;
3) сердце у хордовых находится набрюшной стороне;
4) кровеносная система замкнутая. Кроме того, в ответе нужно отметить
5) наличие жаберных щелей, которые сохраняются в эмбриональном развитии у всех представителей типа.

Какие данные относят к палеонтологическим доказа­тельствам эволюции?
1) наличие ископаемых остат­ков и отпечатков древних организмов;
2) ископаемых пере­ходных форм
3) установление филогенетических рядов для некоторых видов животных.

Почему людей разных рас  относят к одному виду?
  1. люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом;
  2. от межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизвод­ству;
  3. люди разных рас сходны по строению и химическо­му составу органов, тканей, клеток, процессам жиз­недеятельности, способности к абстрактному мыш­лению.
Чем отличается скелет головы человека от скелета головы обезьян?
1. Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.
2. Уменьшение челюстного аппарата.
3. Уменьшение подбородочного выступа на нижней челюсти.
4. Уменьшение надбровных дуг.

Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
1. Увеличение мозга и мозгового отдела черепа.
2. Прямохождение и соответствующие изменения в скелете.
3. Освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца всем остальным.

Какие признаки млекопитающих не характерны для человека?
1)Наличие диафрагмы
2) Наличие подшерстка
3) Альвеолярные легкие
4)хвостовой отдел позвоночника        
5)подвижное наружное ухо
6) наличие 7 шейных позвонков

Скелет человека, в отличие от скелета млекопитающих животных, имеет:
  1. Прямой позвоночник без изгибов
  2. Грудную клетку, сжатую с боков
  3. Грудную клетку, сжатую в спино-брюшном направлении
  4. Позвоночник S- образной формы
  5. Сводчатую стопу
  6. Массивный лицевой отдел черепа
Укажите правильную последовательность этапов эволюции человека
А) Неоантроп              В) Австралопитек
Б) Архантроп               Г) Палеонтроп

Результатом эволюции является:
а) дрейф генов
б) многообразие видов
в) мутационная изменчивость
г) приспособленность организмов к условиям внешней среды
д) повышение организации живых существ
е) борьба за существование

Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.
а) неандерталец
б) питекантроп
в) австралопитек
г ) кроманьонец
д) дриопитек

IV.Заключение (3 мин)
Подведение итогов,   обсуждение результатов, рефлексия.  


Категория: Блоги | Добавил: МаринаБортникова
Просмотров: 26 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог