Сегодня: 25.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка урока "Цветы в технике сухой пастели на тонированной бумаге"

СКАЧАТЬ (27.2 Kb) 31.05.2023, 21:38
Щербакова Полина Михайловна
педагог, МБОУ ДО "Детская школа искусств №2 им.И.П.Гринева" города Курска
Тема: «Цветы в технике сухой пастели на тонированной бумаге»
Тип урока: Комбинированный
Форма проведения урока: Мастер-класс
Цель: Сформировать знания о возможности использования пастели в работе с учениками детской школы искусств.
Задачи:
  • Дать возможность понять закономерности и пластические особенности техники пастель;
  • Отработать технические навыки рисования пастелью по тонированной бумаге;
  • Развивающие: развивать воображение, память и творческие способности;
  • Воспитательные: разить наблюдательность и аккуратность;
  • Освоение принципов последовательности ведения рисунка.
Оборудование: Для учителя: мольберт, планшет с натянутой тонированной бумагой, пастель, материалы для демонстрации. Для детей: тонированная бумага, пастель, ластик.

Ожидаемый результат:
  • Учащийся должен иметь представление о теории работы с пастелью;
  • Знать особенности использования мягкого материала в работах;
  • Иметь представление о технике зарисовки цветов пастелью.
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Объявление темы, цели и задач урока;
3. Объяснение тонкостей при работе с пастелью;
5. Пояснения к работе над практической частью;
6. Выполнение практического задания;
7. Поведение итогов и рефлексия;
8. Организационное завершения урока.

План урока
1. Организационный момент. (1 мин)
 Дети готовятся к занятию.

2. Объявление темы, цели и задач урока. (2 мин)
- Здравствуйте! Дети, сегодня мы с вами будем рисовать пастелью. Попробуем нарисовать веточку с цветами вишни и маленькой синичкой. Скажите, а какие виды пастели вы знаете?
Дети отвечают:
  • сухая,
  • масляная,
  • восковая.
3. Объяснение тонкостей при работе с пастелью. (3 мин)
- Молодцы! Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Для работы в технике пастели применяют, как правило, тонированную плотную бумагу обращая внимание на фактуру. Бумага должна быть шероховатой, чтобы пастель хорошо держалась и не скользила по поверхности. Есть специализированная бумага для пастели с определённым напылением (образивностью). По фактуре она очень похожа на наждачную бумагу, для наглядности я принесла вам наждачную бумагу, которая похожа на бумагу с напылением. Так же можно и самим грунтовать бумагу или картон используя поролоновый валик и создавать фактуру с помощью кисти, губки и тд. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов, поэтому в работе с пастелью её используют реже.

Как и в любой картине, при работе с пастелью наносится предварительный рисунок. Почему графитный карандаш, к которому мы так привыкли, не пригоден для работы с пастелью?
- Потому что пастель не ложится на карандаш! – отвечают дети.
- Все верно! Поэтому рисунок вы будете намечать легонько любым мелком (пастельным карандашом, сепией, углем или сангиной), несильно отличающимся от тона бумаги. Можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки «плашмя». Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно пальцем или растушевкой. При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета. Так же существуют ещё пастельные карандаши (демонстрация), их используют как в нанесении предварительного рисунка, так и в прорисовке мелких деталей в картинах. Работы небольшого формата можно делать пастельными карандашами.
 
В сухой пастели одна из основных проблем — сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее позаботиться о её сохранности. Лучше рисунок сразу оформить в рамку под стекло, если нет такой возможности, то на рисунок кладётся лист кальки в размер картины и всё вместе кладут в папку.


5. Пояснения к работе над практической частью. (4 мин)
Рисунок пастелью на тонированной бумаге рассмотрим на примере веточки вишни с цветами
Материалы, которые вам понадобятся для выполнения практического задания:
  • пастельная тонированная бумага серого или темно-серого цвета;
  • мягкая сухая пастель;
  • клячка или ластик.
- Мы с вами будем изображать цветы. Цветы – очень нежные растения, в
картине важно передать их тонкость и изящество. Действительно, с помощью
пастели это можно сделать лучше всего. Но не стоит забывать основные
шаги исполнения работы в любой технике.
Перед началом рисования пастелью, стоит вспомнить последовательность
ведения рисунка. Ведь первым шагом является идея, в данном случае – это
цветы вишни. Далее ведем рисунок по «традиционной» схеме:

 
  • Работа начинается с предварительного рисунка, который намечается белым или серым пастельным карандашом. Находим центр композиции, в данном случае это птичка. Композиция будет идти по диагонали, восходящая. Намечаем веточку, затем цветы и в конце синичку.
  • Наносим плоскостью мелка основной цвет – лепестков вишни и его середина. Выбираем светло розовый цвет, ближе к середине цветка добавляем темно-розовый оттенок. Наносим тон на цветы, далее растушёвываем пальчиком. Цветок имеет освещение, поэтому нужно посмотреть, где лепестки светлее, где темнее. Сразу можно прорисовать веточку коричневым и зелёные листики и веточки.
  • Переходим к синичке, грудку делаем жёлтым, верх головы синим под глазом белым, вверху на голове у синички идёт белый ободок его тоже рисуем белым мелком. Крылышко рисуем синим, можно заходить на контур грудки и всё растушёвываем.
  • Теперь можно приступить к детальной проработке цветков вишни. Для этого берём белый мелок и плоской частью делаем штрихи, задавая форму цветков. Так проходим все цветы.
  • Далее делаем детальную проработку птички (синички). Для этого берём чёрный мелок, рисуем клювик, глазик, утемняем грудку. Делаем тень на синичке. Затем берём белый мелок, прорабатываем свет и рисуем перья птички.
  • Завершаем работу, просматриваем свою картину, уточняем и поправляем то, что считаем нужным.
Этапы работы я буду выполнять вместе с вами.
Главное это не надавливайте на мелок, используйте штрихи разных направлений. Важным завершающим шагом являются акценты. Они делают работу яркой и живой. Используйте чистый, белый цвет для света. Пастель – не сложный инструмент, он дает возможность художнику полностью контактировать со своим произведением. Ознакомившись с материалом, вы будете создавать все более красивые профессиональные работы! Приступаем к картине!

6. Выполнение практического задания. (20 мин)
Дети выполняют практическую часть урока. Преподаватель подходит к ученикам и указывает на ошибки, вносит корректировки.

7. Поведение итогов и рефлексия. (5 мин)
- Ребята скажите, пожалуйста, что вы узнали нового на уроке?
(дети отвечают)
- А что вас удивило или понравилось (запомнилось) больше всего?
(дети отвечают)

8. Организационное завершения урока. Просмотр. (5 мин)
Ученики выставляют свои работы и оценивают их. Пытаются увидеть ошибки, которые допустили. Выставление оценок.

Список литературы:
  1. Оформление методических разработок открытых уроков: Методические рекомендации. – пос. Рассвет: Изд-во АДЕККК, 2016. – 40 с. Нагабедьян, Е.Н.;
  2.  Пастель. Полное руководство для художников / О. Абрамова — «Эксмо», 2020 — (Подарочные издания. Рисование). Абрамова О.


Категория: Блоги | Добавил: shcherbakova
Просмотров: 324 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог