Сегодня: 31.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка урока на тему "Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему (задание 9.1)"

СКАЧАТЬ (41.5 Kb) 26.11.2022, 19:50
Струкова Юлия Викторовна
учитель русского языка и литературы, МАОУ гимназия №1 г.Белебея, Республики Башкортостан
Методическая разработка урока
ТЕМА: Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему (задание 9.1)
ЦЕЛЬ: сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.1).

ЗАДАЧИ:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение пунктуационных и орфографических ошибок, формирование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3) воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову.

ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

ХОД  УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ

2. ТЕМА УРОКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Третьим компонентом экзамена в 9 классе является сочинение-рассуждение на заданную тему. Предлагается 3 варианта сочинения: 1) сочинение на лингвистическую тему; 2) восприятие текста; 3) морально-этическая тема.
Мы сегодня рассмотрим первый вариант

3. ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 9.1.

4. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
- Перед тем, как говорить о самом сочинении, нужно вспомнить все, что мы знаем о научном и публицистическом стилях.

СООБЩЕНИЯ учащихся:
1) научный стиль;
2) публицистический стиль

- Что общего у этих стилей? (передача точной информации)
- Какой тип речи мы будем использовать при написании сочинения?

СООБЩЕНИЕ ученика о рассуждении

5. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ УЧЕНИКА, РАБОТАЮЩЕГО НАД СОЧИНЕНИЕМ
Слово учителя:
- истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
- найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
- аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
- логично выстроить всю свою работу и грамотно её написать.

6. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ (самостоятельная работа учащихся)
1) Вступление (тезис-высказывание, комментарий)
2) Основная часть (2 примера-аргумента, их роль в тексте)
3) Заключение (вывод)
(Проверка – слайд)

7. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ КАЖДОЙ  ЧАСТИ (СМ. СЛАЙДЫ)
- Чтобы легче было перейти от одной части к другой в сочинении предлагается воспользоваться речевыми клише.
(Памятки у каждого на столе)

8. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
А) Повторение способов цитирования.
- Давайте повторим способы цитирования, которые пригодятся вам при написании 1-ой или 3-ей части сочинения.
- Какие способы цитирования вам известны? (прямая речь, косвенная)
ТЕСТ
Взаимопроверка (ответы на экране)
5 – 0-1 ошибка
4 – 2-3 ошибки
3 – 4-5 ошибок
2 – более 6 ошибок

Б)Работа над композицией сочинения: найти ошибки в построении сочинения (работа в группах) (Приложение 1)
I. «Художник мыслит образами, он  рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
(Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.)
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.  
Ответ: Нет комментария к тезису

II. (В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».)
Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».
Ответ: Нет тезиса

III. «Художник мыслит образами, он  рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. (Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».)
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.  
Ответ: Нет роли аргументов в тексте

IY.  В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
(Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.)
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
(Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».)
Ответ: Нет комментария и заключения

Ответы на экране

В) Работа над композицией сочинения, логикой. Собери сочинение (Приложение 2)
По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.
Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.
     И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.
Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.
Ответ: ВБДАГ

А) И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.  
Б)Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.

В) По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Г) Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.

Д) Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.

9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ОСЕНЬ»
 
10. РАБОТА С ТЕКСТОМ Л.Е.УЛИЦКОЙ (Приложение 3)
1) Чтение текста

2) Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

3) Анализ высказывания
- Выделите ключевые слова в высказывании (средства выражения, ощущения, оттенки мысли)
- С помощью каких языковых средств можно передать мысли и чувства человека? (средства выразительности, суффиксы, оценочная лексика, пунктуация и т.д.)
 
4) Анализ текста (фронтальная беседа)
- О ком и о чем этот текст? (о мальчиках, о дружбе, о взаимоотношениях)
- Каковы взаимоотношения детей в классе? Какой прием использует автор? (антитеза)
- Каково отношение автора к Илье, Сане и Михе?
- Как передается это отношение? (какими строчками, словами вы можете подтвердить свой вывод?)
- Каково отношение рассказчика к остальным? (подтвердите примерами)
- Какие средства выразительности передают авторское отношение к ребятам?

Метафора – «волейболисты»; предложение 22.
Перифраз – «главные враги рода человеческого»
Оценочная лексика – «подпевалы и подвывалы»
Иронический эпитет – «интересная встреча»
Книжная лексика и обороты – «высокий способ её преодоления», «благодаря полнейшей непригодности», «иерархия», «низкая позиция»

 -    Каков тон повествования? (ироничный) Сочетание какой лексики позволяет об этом говорить? (книжная и разговорная, просторечная)
- Итак, средства выразительности помогают передать теплое отношение рассказчика к друзьям и презрительное – к остальным.

11. СОСТАВЛЕНИЕ УСТНОГО СОЧИНЕНИЯ

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Как строится сочинение-рассуждение?
- Составьте алгоритм действий при написании сочинения 9.1.

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Написать сочинение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.  


II. Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».

III. «Художник мыслит образами, он  рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей.
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.  

IY.  В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
А) И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.  

Б) Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.

В) По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Г) Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.

Д) Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
1. ВСТУПЛЕНИЕ
  • Автор пишет о…
  • В высказывании… говорится о…
  • Как отмечает…
  • Я полностью согласен с…
  • Не могу не согласиться с…
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере…
  • Пример можно найти в предложении…
  • Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
  • Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Таким образом, итак, в заключение, как видим.
  • Итак, можно увидеть, что…
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1) Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.


Категория: Блоги | Добавил: ulia-strukova
Просмотров: 114 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 31.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог