Методическая разработка урока
ТЕМА: Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему (задание 9.1)
ЦЕЛЬ: сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.1).
ЗАДАЧИ:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение пунктуационных и орфографических ошибок, формирование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3) воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ
2. ТЕМА УРОКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Третьим компонентом экзамена в 9 классе является сочинение-рассуждение на заданную тему. Предлагается 3 варианта сочинения: 1) сочинение на лингвистическую тему; 2) восприятие текста; 3) морально-этическая тема.
Мы сегодня рассмотрим первый вариант
3. ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 9.1.
4. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
- Перед тем, как говорить о самом сочинении, нужно вспомнить все, что мы знаем о научном и публицистическом стилях.
СООБЩЕНИЯ учащихся:
1) научный стиль;
2) публицистический стиль
- Что общего у этих стилей? (передача точной информации)
- Какой тип речи мы будем использовать при написании сочинения?
СООБЩЕНИЕ ученика о рассуждении
5. ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ОТ УЧЕНИКА, РАБОТАЮЩЕГО НАД СОЧИНЕНИЕМ
Слово учителя:
- истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
- найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
- аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
- логично выстроить всю свою работу и грамотно её написать.
6. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ (самостоятельная работа учащихся)
1) Вступление (тезис-высказывание, комментарий)
2) Основная часть (2 примера-аргумента, их роль в тексте)
3) Заключение (вывод)
(Проверка – слайд)
7. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ЧАСТИ (СМ. СЛАЙДЫ)
- Чтобы легче было перейти от одной части к другой в сочинении предлагается воспользоваться речевыми клише.
(Памятки у каждого на столе)
8. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
А) Повторение способов цитирования.
- Давайте повторим способы цитирования, которые пригодятся вам при написании 1-ой или 3-ей части сочинения.
- Какие способы цитирования вам известны? (прямая речь, косвенная)
ТЕСТ
Взаимопроверка (ответы на экране)
5 – 0-1 ошибка
4 – 2-3 ошибки
3 – 4-5 ошибок
2 – более 6 ошибок
Б)Работа над композицией сочинения: найти ошибки в построении сочинения (работа в группах) (Приложение 1)
I. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
(Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.)
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
Ответ: Нет комментария к тезису
II. (В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».)
Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».
Ответ: Нет тезиса
III. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. (Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».)
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
Ответ: Нет роли аргументов в тексте
IY. В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
(Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.)
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
(Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».)
Ответ: Нет комментария и заключения
Ответы на экране
В) Работа над композицией сочинения, логикой. Собери сочинение (Приложение 2)
По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.
Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.
И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.
Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.
Ответ: ВБДАГ
А) И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.
Б)Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.
В) По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Г) Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.
Д) Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.
9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ОСЕНЬ»
10. РАБОТА С ТЕКСТОМ Л.Е.УЛИЦКОЙ (Приложение 3)
1) Чтение текста
2) Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
3) Анализ высказывания
- Выделите ключевые слова в высказывании (средства выражения, ощущения, оттенки мысли)
- С помощью каких языковых средств можно передать мысли и чувства человека? (средства выразительности, суффиксы, оценочная лексика, пунктуация и т.д.)
4) Анализ текста (фронтальная беседа)
- О ком и о чем этот текст? (о мальчиках, о дружбе, о взаимоотношениях)
- Каковы взаимоотношения детей в классе? Какой прием использует автор? (антитеза)
- Каково отношение автора к Илье, Сане и Михе?
- Как передается это отношение? (какими строчками, словами вы можете подтвердить свой вывод?)
- Каково отношение рассказчика к остальным? (подтвердите примерами)
- Какие средства выразительности передают авторское отношение к ребятам?
Метафора – «волейболисты»; предложение 22.
Перифраз – «главные враги рода человеческого»
Оценочная лексика – «подпевалы и подвывалы»
Иронический эпитет – «интересная встреча»
Книжная лексика и обороты – «высокий способ её преодоления», «благодаря полнейшей непригодности», «иерархия», «низкая позиция»
- Каков тон повествования? (ироничный) Сочетание какой лексики позволяет об этом говорить? (книжная и разговорная, просторечная)
- Итак, средства выразительности помогают передать теплое отношение рассказчика к друзьям и презрительное – к остальным.
11. СОСТАВЛЕНИЕ УСТНОГО СОЧИНЕНИЯ
12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Как строится сочинение-рассуждение?
- Составьте алгоритм действий при написании сочинения 9.1.
13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Написать сочинение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
I. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
II. Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».
III. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей.
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
IY. В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
А) И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.
Б) Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.
В) По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Г) Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.
Д) Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
1. ВСТУПЛЕНИЕ
- Автор пишет о…
- В высказывании… говорится о…
- Как отмечает…
- Я полностью согласен с…
- Не могу не согласиться с…
- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
- Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере…
- Пример можно найти в предложении…
- Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Таким образом, итак, в заключение, как видим.
- Итак, можно увидеть, что…
- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1) Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
|